Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 54394
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­не­сен­но­сти гла­голь­ных форм

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Одним из за­ме­ча­тель­ных до­сти­же­ний рес­пуб­ли­кан­ско­го рим­ско­го ис­кус­ства стал порт­рет.

2)  Пуш­кин писал, что «не дай мне бог сойти с ума».

3)  В ста­тье го­во­рит­ся об ан­тич­ной куль­ту­ре, а также о со­вре­мен­ном ис­кус­стве.

4)  По­лу­чив не­опре­де­лен­ный ответ от ро­ди­те­лей Гон­ча­ро­вой, у Пуш­ки­на воз­ник­ло ре­ше­ние уехать из Моск­вы.

5)  Уве­рен­ность в том, что любой но­во­рож­ден­ный обя­за­тель­но вла­де­ет каким-то язы­ком, по­ро­ди­ла целую цепь опы­тов.

6)  Пи­са­тель при­да­вал боль­шое зна­че­ние делу де­каб­ри­стов, вы­ра­жая уве­рен­ность, что оно будет про­дол­же­но по­том­ка­ми, по­же­ла­ю­щих уви­деть Рос­сию сво­бод­ной.

7)  В ки­но­филь­ме «Войне и мире» С. Бон­дар­чук пре­крас­но сыг­рал Пьера Без­ухо­ва.

8)  Не по­се­тив­ших кар­тин­ную га­ле­рею было не так уж много.

9)  Поэт ис­поль­зо­вал рас­ска­зы о ядо­ви­том де­ре­ве и пишет сти­хо­тво­ре­ние «Анчар».

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

А)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью в пред­ло­же­нии 2 со­сто­ит в том, что сме­ша­ны два спо­со­ба оформ­ле­ния ци­та­ты. По­сколь­ку слова Пуш­ки­на не­воз­мож­но пе­ре­де­лать в кос­вен­ную речь, нужно убрать союз «что» и офор­мить ци­та­ту как пря­мую речь.

При­ведём вер­ное на­пи­са­ние: Пуш­кин писал: «Не дай мне бог сойти с ума».

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 4 со­сто­ит в том, что де­е­при­ча­стие и ска­зу­е­мое не от­но­сят­ся к од­но­му дей­ству­ю­ще­му лицу (по­лу­чил Пуш­кин, а ре­ше­ние воз­ник­ло).

Ис­пра­вить можно так: По­лу­чив не­опре­де­лен­ный ответ от ро­ди­те­лей Гон­ча­ро­вой, Пуш­кин решил уехать из Моск­вы.

В)   на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 6 со­сто­ит в том, что, во-пер­вых, при­ча­стия «по­же­ла­ю­щих» (бу­ду­щее время!) не су­ще­ству­ет; кроме того, оно не со­гла­со­ва­но с глав­ным сло­вом.

Ис­прав­ля­ем: Пи­са­тель при­да­вал боль­шое зна­че­ние делу де­каб­ри­стов, вы­ра­жая уве­рен­ность, что оно будет про­дол­же­но по­том­ка­ми, же­ла­ющими уви­деть Рос­сию сво­бод­ной.

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем в пред­ло­же­нии 7 со­сто­ит в том, что при­ло­же­ние (на­зва­ние филь­ма) стоит в кос­вен­ном па­де­же.

При­ведём вер­ное на­пи­са­ние: В ки­но­филь­ме «Война и мир» С. Бон­дар­чук пре­крас­но сыг­рал Пьера Без­ухо­ва.

Д)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­не­сен­но­сти гла­голь­ных форм в пред­ло­же­нии 9 со­сто­ит в том, что в про­стом пред­ло­же­нии два ска­зу­е­мых не­обос­но­ван­но имеют раз­ный вид и время.

При­ведём вер­ное на­пи­са­ние: Поэт ис­поль­зу­ет рас­ска­зы о ядо­ви­том де­ре­ве и пишет сти­хо­тво­ре­ние «Анчар».

 

Ответ: 24679.

Источники:
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.