Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 27 № 55404
i

(1)Од­на­ж­ды я ехал в элек­трич­ке. (2)Си­дев­шая рядом со мной у окна скром­но оде­тая сдер­жан­ная жен­щи­на от­кры­ла томик Че­хо­ва. (3)До­ро­га пред­сто­я­ла длин­ная, книж­ки я не за­хва­тил, люди во­круг были чужие, я стал ду­мать о ра­бо­те. (4)И тем же тоном, каким спра­ши­ва­ют, на­при­мер: «Вы не зна­е­те, скоро ли мы при­е­дем?»  — я не­ожи­дан­но для себя и тем более для со­сед­ки спро­сил её:

— Про­сти­те, вы не зна­е­те, что такое сча­стье?

(5)Жен­щи­на с то­ми­ком Че­хо­ва в руках ока­за­лась за­ме­ча­тель­ной со­бе­сед­ни­цей. (6)Она не стала спра­ши­вать меня, от­че­го я задал такой стран­ный во­прос, не стала с ходу от­ве­чать, она при­кры­ла книгу и долго мол­ча­ла, по­смат­ри­вая в окно,  — ду­ма­ла. (7)На­ко­нец, когда я со­всем уже решил, что она за­бы­ла о во­про­се, она по­вер­ну­лась ко мне и ска­за­ла...

(8)Вернёмся к её от­ве­ту позже. (9)Спро­сим себя: что такое сча­стье? (10)Что кро­ет­ся за этим сло­вом?

(11)В каж­дой стра­не есть свой Глав­ный пе­да­гог  — народ и есть Глав­ный учеб­ник  — язык. (12)Я не дол­жен объ­яс­нять, что такое сча­стье, я дол­жен сми­рен­но спро­сить об этом наш язык  — в нём всё есть, из него всё поймёшь, при­слу­ши­ва­ясь к слову в се­го­дняш­ней нашей речи. (13)На­род­ная мысль со­дер­жит­ся не толь­ко в по­сло­ви­цах и по­го­вор­ках, в на­род­ной муд­ро­сти, но и в рас­про­странённых, обыч­ных фра­зах и обо­ро­тах речи. (14)По­ищем: с ка­ки­ми дру­ги­ми сло­ва­ми со­че­та­ет­ся ин­те­ре­су­ю­щее нас по­ня­тие, по­че­му так можно ска­зать, а так нель­зя. (15)Это ни­ко­гда не бы­ва­ет слу­чай­ным.

(16)Мы го­во­рим: «счаст­ли­вая доля», «счаст­ли­вый слу­чай», «счаст­ли­вая судь­ба», «сча­стье при­ва­ли­ло», «вы­тя­нул счаст­ли­вый билет».

(17)Самые де­я­тель­ные, всего до­стиг­шие своим тру­дом люди го­во­рят: «Мне вы­па­ло сча­стье, мне дано сча­стье...»

(18)Сча­стье  — фор­ту­на, судь­ба, о ко­то­рой мы ни­че­го не знаем, и если его нет, то го­во­рят: «Такая уж у меня судь­ба», «Видно, мне так на роду на­пи­са­но».

(19)Но мы не раз ещё столкнёмся с за­ко­ном ду­хов­ной жизни: всё, что есть в че­ло­ве­ке, воз­ни­ка­ет из двух встреч­ных дви­же­ний, из двух сил: из дви­же­ния, на­прав­лен­но­го от мира к че­ло­ве­ку, и дви­же­ния от че­ло­ве­ка к миру. (20)Про­ти­во­по­лож­ные эти силы, встре­ча­ясь в одной точке, не уни­что­жа­ют­ся, а скла­ды­ва­ют­ся. (21)Но если встре­ча не про­ис­хо­дит, то обеих сил слов­но и не было. (22)Пред­по­ло­жим, че­ло­ве­ку нет удачи ни в чём, не­сча­стья пре­сле­ду­ют его, и вы­па­ла ему, быть может, от рож­де­ния тяжёлая доля. (23)Не вся­кий су­ме­ет по­бе­дить судь­бу. (24)Но силь­ный че­ло­век умеет ис­поль­зо­вать самый не­за­мет­ный шанс, ко­то­рый, ко­неч­но, есть в жизни каж­до­го: он по­беж­да­ет судь­бу. (25)Вер­нее, не судь­бу, а труд­но­сти, ко­то­рые по­сла­ны ему судь­бой. (26)И если нет соб­ствен­но­го стрем­ле­ния по­бе­дить, стрем­ле­ния к сча­стью, то хоть озо­ло­ти его  — сча­стья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его слом­ле­на. (28)Го­во­рят: «нашёл своё сча­стье», «добыл сча­стье», «до­стиг сча­стья» и даже «украл чужое сча­стье». (29)Язык тре­бу­ет дей­ствия: нашёл, пой­мал, добыл, до­стиг, вы­рвал у судь­бы своё сча­стье, вся­кий че­ло­век  — куз­нец сво­е­го сча­стья.

(30)Че­ло­век дол­жен стре­мить­ся к сча­стью. (31)Не­укро­ти­мое, не­удер­жи­мое, жгу­чее же­ла­ние сча­стья... (32)Сча­стье не вещь, и не склад вещей, и не по­ло­же­ние, и не де­неж­ное со­сто­я­ние, а со­сто­я­ние души, воз­ни­ка­ю­щее при до­сти­же­нии силь­но же­ла­е­мо­го. (33)Сча­стье  — это бла­го­сло­вен­ное со­сто­я­ние, бла­го­дать.

(34)Что же, од­на­ко, ска­за­ла о сча­стье жен­щи­на в элек­трич­ке? (35)Позже вы­яс­ни­лось, что она на­уч­ный со­труд­ник, спе­ци­а­лист в об­ла­сти химии бел­ков. (36)После дол­го­го об­ду­мы­ва­ния моего во­про­са она ска­за­ла:

— Я не могу дать опре­де­ле­ния сча­стья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У че­ло­ве­ка есть ду­хов­ные стрем­ле­ния: когда они удо­вле­тво­ря­ют­ся, он чув­ству­ет себя счаст­ли­вым. (41)По­хо­же на прав­ду?

 

(По С. Л. Со­ло­вей­чи­ку*)

 

* Симон Льво­вич Со­ло­вей­чик (1930–1996)  — пуб­ли­цист, пе­да­гог, фи­ло­соф. Глав­ный труд его жизни  — книга «Пе­да­го­ги­ка для всех», в ко­то­рой он из­ло­жил прин­ци­пы вос­пи­та­ния Сво­бод­но­го Че­ло­ве­ка.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Можно ли до­быть сча­стье?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

По­зи­ция ав­то­ра.

(24)Но силь­ный че­ло­век умеет ис­поль­зо­вать самый не­за­мет­ный шанс, ко­то­рый, ко­неч­но, есть в жизни каж­до­го: он по­беж­да­ет судь­бу. (25)Вер­нее, не судь­бу, а труд­но­сти, ко­то­рые по­сла­ны ему судь­бой. (26)И если нет соб­ствен­но­го стрем­ле­ния по­бе­дить, стрем­ле­ния к сча­стью, то хоть озо­ло­ти его  — сча­стья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его слом­ле­на. (28)Го­во­рят: «нашёл своё сча­стье», «добыл сча­стье», «до­стиг сча­стья» и даже «украл чужое сча­стье». (29)Язык тре­бу­ет дей­ствия: нашёл, пой­мал, добыл, до­стиг, вы­рвал у судь­бы своё сча­стье, вся­кий че­ло­век  — куз­нец сво­е­го сча­стья.

(30)Че­ло­век дол­жен стре­мить­ся к сча­стью.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 27Баллы
IСо­дер­жа­ние со­чи­не­ния
К1От­ра­же­ние по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на или сфор­му­ли­ро­ва­на
не­вер­но.
Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К2 и К3 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К2Ком­мен­та­рий к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ве­де­но 2 при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций. Ука­за­на смыс­ло­вая связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми. Дано по­яс­не­ние к ней.

3
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ве­де­но 2 при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций. Смыс­ло­вая связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми не ука­за­на, или не дано её по­яс­не­ние, или дано не­вер­ное по­яс­не­ние

2
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ный для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к этому при­ме­ру-ил­лю­стра­ции

1
 

При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста,
важ­ный для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, но по­яс­не­ние
к нему от­сут­ству­ет.
ИЛИ
Ни од­но­го при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста,
важ­но­го для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, не при­ве­де­но.
ИЛИ
По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на без опоры на ис­ход­ный
текст.
ИЛИ
Вме­сто ком­мен­та­рия дан про­стой пе­ре­сказ ис­ход­но­го тек­ста.
ИЛИ
Вме­сто ком­мен­та­рия про­ци­ти­ро­ван боль­шой фраг­мент
ис­ход­но­го тек­ста.
ИЛИ
По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста не про­ком­мен­ти­ро­ва­на.
Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию
1. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии по­зи­ции
ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го
тек­ста привёл при­мер-ил­лю­стра­цию, но не по­яс­нил его,
то такой при­мер-ил­лю­стра­ция не за­счи­ты­ва­ет­ся.
2. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии по­зи­ции
ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го
тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, то дан­ная ошиб­ка
учи­ты­ва­ет­ся при оце­ни­ва­нии ра­бо­ты по кри­те­рию
«Фак­ти­че­ская точ­ность речи» (К4)

0
К3Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но
и обос­но­ва­но. При­ведён при­мер-ар­гу­мент

2
 

Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но
и обос­но­ва­но. При­мер-ар­гу­мент не при­ведён.
ИЛИ
При­ведён при­мер-ар­гу­мент, но соб­ствен­ное от­но­ше­ние
к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста за­яв­ле­но фор­маль­но (на­при­мер,
«Я со­гла­сен / не со­гла­сен с ав­то­ром»).

1
 Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста за­яв­ле­но лишь
фор­маль­но (на­при­мер, «Я со­гла­сен / не со­гла­сен с ав­то­ром»).
ИЛИ
Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­но
и не обос­но­ва­но. При­мер-ар­гу­мент не при­ведён.
ИЛИ
Фор­му­ли­ров­ка и (или) обос­но­ва­ние соб­ствен­но­го от­но­ше­ния
к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) не со­от­вет­ству­ют ука­зан­ной
про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.
Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию
1. Ис­точ­ни­ком для при­ме­ра-ар­гу­мен­та слу­жит
чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный
опыт.
2. Не при­ни­ма­ют­ся в ка­че­стве со­дер­жа­тель­ной ос­но­вы
для при­ме­ра-ар­гу­мен­та ко­микс, аниме, манга, фан­фик,
гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра
0
IIРе­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния
К4Фак­ти­че­ская точ­ность речи
 Фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют 1
 До­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка или более0
К5Ло­гич­ность речи
 

Ло­ги­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2
 

До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка

1
 

До­пу­ще­но две ло­ги­че­ские ошиб­ки или более

0
К6Со­блю­де­ние эти­че­ских норм
 

Эти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

1
 В ра­бо­те при­во­дят­ся при­ме­ры экс­тре­мист­ских и/или иных
за­прещённых к про­из­вод­ству и рас­про­стра­не­нию среди
не­со­вер­шен­но­лет­них ма­те­ри­а­лов / со­ци­аль­но не­при­ем­ле­мо­го
по­ве­де­ния людей / име­ют­ся вы­ска­зы­ва­ния, на­ру­ша­ю­щие
за­ко­но­да­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (про­па­ган­да
фа­шиз­ма, ан­ти­го­су­дар­ствен­ных идей, не­тра­ди­ци­он­ных
цен­но­стей, упо­треб­ле­ние не­цен­зур­ной брани, ино­стран­ных
слов, име­ю­щих об­ще­упо­тре­би­тель­ные ана­ло­ги в рус­ском
языке и не со­дер­жа­щих­ся в нор­ма­тив­ных сло­ва­рях, и т.д.)
0
IIIГра­мот­ность со­чи­не­ния
К7Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
 

Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет

3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
 Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
 Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­но три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять оши­бок или более0
К10Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
 Ре­че­вых оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­но три-че­ты­ре1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
  
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов за вы­пол­не­ние за­да­ния 27 (К1–К10) 22

 

При оцен­ке гра­мот­но­сти (К7–К10) сле­ду­ет учи­ты­вать объём со­чи­не­ния*.

Ука­зан­ные в таб­ли­це нормы оце­ни­ва­ния раз­ра­бо­та­ны для со­чи­не­ния объёмом 150 и более слов**.

Если в со­чи­не­нии 69 и менее слов, то такая ра­бо­та не за­счи­ты­ва­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов, за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным.

При оцен­ке со­чи­не­ния объёмом от 70 до 149 слов ко­ли­че­ство до­пу­сти­мых оши­бок четырёх видов (К7–К10) умень­ша­ет­ся.

Два балла по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет;

К8 — пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет;

К9 — грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет;

К10 — ре­че­вых оши­бок нет.

Один балл по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К8 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К9 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К10 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок.

Выс­ший балл по кри­те­ри­ям К7–К10 за ра­бо­ту объёмом от 70 до 149 слов не ста­вит­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та по всем ас­пек­там про­вер­ки (К1−К10) оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов. Если в ра­бо­те, пред­став­ля­ю­щей собой пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст, со­дер­жат­ся фраг­мен­ты тек­ста эк­за­ме­ну­е­мо­го, то при про­вер­ке учи­ты­ва­ет­ся толь­ко то ко­ли­че­ство слов, ко­то­рое при­над­ле­жит эк­за­ме­ну­е­мо­му.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

___________________

* При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов» — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если со­чи­не­ние со­дер­жит ча­стич­но или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный эк­за­ме­ну­е­мым текст ре­цен­зии за­да­ния 26 и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста, то объём такой ра­бо­ты опре­де­ля­ет­ся без учёта тек­ста ре­цен­зии и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста.

1
Тип 23 № 51021
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Жен­щи­на в элек­трич­ке не смог­ла дать ответ на ин­те­ре­су­ю­щий рас­сказ­чи­ка во­прос, по­то­му что была учёным.

2)  Язык по­мо­га­ет на­хо­дить от­ве­ты на слож­ные во­про­сы.

3)  По мне­нию рас­сказ­чи­ка, сча­стье обу­слов­ле­но судь­бой, с ко­то­рой не по­спо­ришь, с ко­то­рой нужно сми­рить­ся.

4)  Че­ло­век дол­жен стре­мить­ся к ма­те­ри­аль­но­му бла­го­по­лу­чию, в этом, по мне­нию со­бе­сед­ни­цы рас­сказ­чи­ка, и за­клю­ча­ет­ся не­укро­ти­мое, не­удер­жи­мое, жгу­чее же­ла­ние сча­стья.

5)  Язык тре­бу­ет от че­ло­ве­ка де­я­тель­но­го от­но­ше­ния к жизни, же­ла­ния бо­роть­ся со всеми труд­но­стя­ми и по­бе­дить.

Источник: ОБЗ ФИПИ

2
Тип 24 № 51022
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 4 со­дер­жит­ся ука­за­ние на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­нии 12 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 18 и 33 рас­кры­ва­ют со­дер­жа­ние по­ня­тия.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 19, 20 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­нии 32 пред­став­ле­но опи­са­ние.

Источник: ОБЗ ФИПИ

3
Тип 25 № 51023
i

Из пред­ло­же­ний 20–23 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).

Источник: ОБЗ ФИПИ

4
Тип 26 № 51024
i

Среди пред­ло­же­ний 11–18 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Источник: ОБЗ ФИПИ

5
Тип Д28 № 51025
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«С. Л. Со­ло­вей­чик от­но­сит­ся к числу со­зда­те­лей пе­да­го­ги­ки со­труд­ни­че­ства, цель ко­то­рой  — вос­пи­тать сво­бод­но­го, нрав­ствен­но­го, гор­до­го, а глав­ное, счаст­ли­во­го че­ло­ве­ка. Автор стре­мит­ся разо­брать­ся в слож­ных фи­ло­соф­ских по­ня­ти­ях. Эмо­ци­о­наль­ность и убе­ди­тель­ность раз­мыш­ле­ни­ям пе­да­го­га при­да­ют такие ху­до­же­ствен­ные сред­ства, как троп  — (А)__________ («не­укро­ти­мое, не­удер­жи­мое, жгу­чее же­ла­ние» в пред­ло­же­нии 31), приём  — (Б)__________ (пред­ло­же­ния 14, 20, 32) и син­так­си­че­ское сред­ство  — (В)__________ (в пред­ло­же­ни­ях 24, 25). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г)__________ (пред­ло­же­ния 9, 10, 41)  — во­вле­ка­ет чи­та­те­лей в диа­лог с ав­то­ром».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  срав­ни­тель­ный обо­рот

3)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  ввод­ные слова

5)  фра­зео­ло­гизм

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

9)  иро­ния

Источник: ОБЗ ФИПИ

6
Тип Д27 C27 № 51076
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). По­яс­ни­те зна­че­ние каж­до­го при­ме­ра и ука­жи­те смыс­ло­вую связь между ними.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источник: ОБЗ ФИПИ