Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 57088
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–27.

(1)Степь без конца и края тя­ну­лась на все концы света, туч­ные дымы по­жа­ров вста­ва­ли на го­ри­зон­те, и толь­ко да­ле­ко-да­ле­ко на во­сто­ке не­обык­но­вен­но чи­стые, ясные, витые об­ла­ка ку­чи­лись в го­лу­бом небе, и не было бы ни­че­го уди­ви­тель­но­го, если бы вы­ле­те­ли из этих об­ла­ков белые ан­ге­лы с се­реб­ря­ны­ми тру­ба­ми.

(2)И вспом­ни­лась Олегу мама с мяг­ки­ми, доб­ры­ми ру­ка­ми...

«(3)...Мама, мама! (4)Я помню руки твои с того мгно­ве­ния, как я стал со­зна­вать себя на свете. (5)За лето их все­гда по­кры­вал загар, он уже не от­хо­дил и к весне  — он был такой ров­ный, толь­ко чуть-чуть тем­нее на жи­лоч­ках. (6)А может быть, они были и гру­бее, руки твои,  — ведь им столь­ко вы­па­ло ра­бо­ты в жизни,  — но они все­гда ка­за­лись мне та­ки­ми неж­ны­ми, и я так любил це­ло­вать их прямо в тёмные жи­лоч­ки.

(7)Да, с того са­мо­го мгно­ве­ния, как я стал со­зна­вать себя, и до по­след­ней ми­ну­ты, когда ты в из­не­мо­же­нии, тихо в по­след­ний раз по­ло­жи­ла мне го­ло­ву на грудь, про­во­жая в тяжёлый путь жизни, я все­гда помню руки твои в ра­бо­те. (8)Я помню, как они сно­ва­ли в мыль­ной пене, сти­рая мои про­стын­ки, когда эти про­стын­ки были ещё так малы, что по­хо­ди­ли на пелёнки, и помню, как ты в ту­луп­чи­ке, зимой, несла вёдра на ко­ро­мыс­ле, по­ло­жив спе­ре­ди на ко­ро­мыс­ло ма­лень­кую ручку в ру­ка­вич­ке, сама такая ма­лень­кая и пу­ши­стая, как ру­ка­вич­ка. (9)Я вижу твои с чуть утолщёнными су­ста­ва­ми паль­цы на бук­ва­ре, и я по­вто­ряю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба». (10)Я вижу, как силь­ной рукой своею ты под­во­дишь серп под жито, слом­лен­ное жме­нью1 дру­гой руки прямо на серп, вижу не­уло­ви­мое свер­ка­ние серпа и потом это мгно­вен­ное плав­ное, такое жен­ствен­ное дви­же­ние рук и серпа, от­ки­ды­ва­ю­щее ко­ло­сья в пучке так, чтобы не по­ло­мать сжа­тых стеб­лей.

(11)Я помню твои руки, не­сги­ба­ю­щи­е­ся, крас­ные, за­лу­бе­нев­шие от студёной воды в про­ру­би, где ты по­лос­ка­ла бельё, когда мы жили одни,  — ка­за­лось, со­всем одни на свете,  — и помню, как не­за­мет­но могли руки твои вы­нуть за­но­зу из паль­ца у сына и как они мгно­вен­но про­де­ва­ли нитку в игол­ку, когда ты шила и пела  — пела толь­ко для себя и для меня. (12)По­то­му что нет ни­че­го на свете, чего бы не су­ме­ли руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они по­гну­ша­лись! (13)Я видел, как они ме­си­ли глину с ко­ро­вьим помётом, чтобы об­ма­зать хату, и я видел руку твою, вы­гля­ды­ва­ю­щую из шёлка, с коль­цом на паль­це, когда ты под­ня­ла ста­кан с крас­ным мол­да­ван­ским вином. (14)А с какой по­кор­ной неж­но­стью пол­ная и белая выше локтя рука твоя об­ви­лась во­круг шеи от­чи­ма, когда он, играя с тобой, под­нял тебя на руки,  — от­чи­ма, ко­то­ро­го ты на­учи­ла лю­бить меня и ко­то­ро­го я чтил, как род­но­го, уже за одно то, что ты лю­би­ла его.

(15)Но боль­ше всего, на веки веч­ные за­пом­нил я, как нежно гла­ди­ли они, руки твои, чуть шер­ша­вые и такие тёплые и про­хлад­ные, как они гла­ди­ли мои во­ло­сы, и шею, и грудь, когда я в по­лу­со­зна­нии лежал в по­сте­ли. (16)И когда бы я ни от­крыл глаза, ты была все­гда возле меня, и ноч­ник горел в ком­на­те, и ты гля­де­ла на меня сво­и­ми за­пав­ши­ми очами, будто из тьмы, сама вся тихая и свет­лая, будто в ризах. (17)Я целую чи­стые, свя­тые руки твои!

(18)Ты про­во­ди­ла на войну сы­но­вей,  — если не ты, так дру­гая, такая же, как ты,  — иных ты уже не дождёшься во­ве­ки, а если эта чаша ми­но­ва­ла тебя, так она не ми­но­ва­ла дру­гую, такую же, как ты. (19)Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одеж­да на теле, и если стоят скир­ды2 на поле, и бегут по рель­сам поездá, и вишни цве­тут в саду, и пламя бу­шу­ет в домне3, и чья-то не­зри­мая сила поды­ма­ет воина с земли или с по­сте­ли, когда он за­бо­лел или ранен,  — всё это сде­ла­ли руки ма­те­ри моей  — моей, и его, и его.

(20)Огля­нись же и ты, юноша, мой друг, огля­нись, как я, и скажи, кого ты оби­жал в жизни боль­ше, чем мать,  — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли не­удач, оши­бок и не от на­ше­го ли горя се­де­ют наши ма­те­ри? (21)А ведь придёт час, когда му­чи­тель­ным упрёком серд­цу обернётся всё это у ма­те­рин­ской мо­ги­лы.

(22)Мама, мама!.. (23)Про­сти меня, по­то­му что ты одна, толь­ко ты одна на свете мо­жешь про­щать, по­ло­жи на го­ло­ву руки, как в дет­стве, и про­сти...»

(24)Такие мысли и чув­ства тес­ни­лись в душе Олега. (25)Он уже не мог за­быть того, что мать его оста­лась в не­мец­кой ок­ку­па­ции и ба­буш­ка Вера, «по­дру­га дней моих су­ро­вых», ко­то­рая тоже была мамой, мамой его ма­те­ри и дяди Коли, тоже оста­лась там.

(26)И лицо Олега стало серьёзным, не­по­движ­ным, боль­шие глаза в тёмно-зо­ло­ти­стых рес­ни­цах за­во­лок­лись влаж­ной пе­ле­ной. (27)Он сидел, ссу­ту­лив­шись, све­сив ноги, сце­пив длин­ные силь­ные паль­цы боль­ших рук, и рез­кие про­доль­ные мор­щи­ны легли у него на лбу.

 

(По А. А. Фа­де­е­ву*)

*Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Фа­де­ев (1901–1956)  — рус­ский, со­вет­ский пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель, жур­на­лист, во­ен­ный кор­ре­спон­дент.

 

_____

1Жменя  — горсть (нар. -⁠разг.), т. е. ла­донь и паль­цы руки, со­гну­тые так, чтобы ими можно было удер­жать или за­хва­тить, за­черп­нуть что-либо.

2Скирдá  — боль­шой, обыч­но про­дол­го­ва­тый стог сена (со­ло­мы) или сло­жен­ные по осо­бо­му спо­со­бу снопы хлеба для хра­не­ния под от­кры­тым небом.

3Домна  — шахт­ная печь для вы­плав­ки чу­гу­на.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Во время пу­те­ше­ствия по стра­не Олег уви­дел спус­ка­ю­щих­ся на землю с небес ан­ге­лов.

2)  Мать сама обу­ча­ла Олега чте­нию.

3)  Герой вырос в сель­ской мест­но­сти, где фи­зи­че­ский труд был еже­днев­ной не­об­хо­ди­мо­стью.

4)  Олег сразу не­взлю­бил от­чи­ма, раз­ру­шив­ше­го идил­лию их с ма­те­рью ма­лень­кой семьи.

5)  Труд жен­щин, ма­те­рей под­дер­жи­ва­ет при­выч­ный жиз­нен­ный уклад и во время войны.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Найдём вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста.

 

1)  Во время пу­те­ше­ствия по стра­не Олег уви­дел спус­ка­ю­щих­ся на землю с небес ан­ге­лов.  — Не­вер­но, так ни пу­те­ше­ствия, ни ре­аль­но спус­ка­ю­щих­ся ан­ге­лов не было.

2)  Мать сама обу­ча­ла Олега чте­нию.  — Верно, см предл.9.

3)  Герой вырос в сель­ской мест­но­сти, где фи­зи­че­ский труд был еже­днев­ной не­об­хо­ди­мо­стью.  — Верно, в тек­сте много опи­са­ний эле­мен­тов жизни в сель­ской мест­но­сти: серп и жито, ко­ро­мыс­ло и вода, «по­крас­ка» избы  — так жили и каж­дый день тру­ди­лись люди.

4)  Олег сразу не­взлю­бил от­чи­ма, раз­ру­шив­ше­го идил­лию их с ма­те­рью ма­лень­кой семьи.  — Не­вер­но, см пред­ло­же­ние 14.

5)  Труд жен­щин, ма­те­рей под­дер­жи­ва­ет при­выч­ный жиз­нен­ный уклад и во время войны.  — Верно, см. пред­ло­же­ние 19.

 

Ответ: 235.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 23 № 57121
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Олег вспо­ми­на­ет, как мать сти­ра­ла его пелёнки зимой в про­ру­би, а потом несла их в вёдрах на ко­ро­мыс­ле.

2)  Мать Олега брала его с собой на убор­ку уро­жая.

3)  Олег вспо­ми­на­ет, что мать со­чи­ня­ла для него песни.

4)  Брат Олега погиб на войне.

5)  Семья Олега ока­за­лась с ним по раз­ные сто­ро­ны линии фрон­та Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.


2
Тип 24 № 57089
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 1 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 8–10 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 7.

3)  В пред­ло­же­нии 11 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия.

4)  Пред­ло­же­ния 13 и 14 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 20, 21 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.


3
Тип 25 № 57090
i

Из пред­ло­же­ний 5, 6 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


4
Тип 26 № 57091
i

Среди пред­ло­же­ний 2–6 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 57092
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме, по­став­лен­ной в ис­ход­ном тек­сте: «В чём про­яв­ля­ет­ся сила ма­те­рин­ской любви?».

 

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме. Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

 

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.