Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 27 № 57557
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–27.

(1)У каж­до­го из нас бы­ва­ет ино­гда чув­ство, что его силы при­хо­дят к концу, что он «боль­ше не может»: «жизнь так тя­гост­на, так уни­зи­тель­на и ужас­на, что пе­ре­но­сить её даль­ше нель­зя»... (2)Но время идёт; оно при­но­сит новые труд­но­сти и новые опас­но­сти  — и мы вы­но­сим их. (3)Мы справ­ля­ем­ся с не­взго­да­ми, не при­ми­ря­ясь, и сами не знаем потом, как мы могли пе­ре­жить и пе­ре­не­сти про­изо­шед­шее. (4)Ил­лю­зия «не­воз­мож­но­сти» рас­се­и­ва­ет­ся при при­бли­же­нии к со­бы­ти­ям, душа чер­па­ет от­ку­да-то новые силы, и люди живут даль­ше, от вре­ме­ни до вре­ме­ни снова впа­дая в ту же ил­лю­зию. (5)Это по­нят­но: взор у нас бли­зо­рук и поле зре­ния не­ве­ли­ко; мы сами не обо­зре­ва­ем тех сил, ко­то­рые нам даны, и не­до­оце­ни­ва­ем их. (6)Мы не знаем, что мы го­раз­до силь­нее, чем это нам ка­жет­ся; что у нас есть див­ный ис­точ­ник, ко­то­ро­го мы не бережём; див­ная спо­соб­ность, ко­то­рую мы не укреп­ля­ем; ве­ли­кая сила лич­ной и на­ци­о­наль­ной жизни, без ко­то­рой не воз­ник­ла бы и не удер­жа­лась бы ни­ка­кая куль­ту­ра... (7)Я ра­зу­мею  — тер­пе­ние.

(8)Что ста­лось бы с нами, лю­дь­ми, и пре­жде всего и боль­ше всего  — с нами, рус­ски­ми лю­дь­ми, если бы не тер­пе­ние? (9)Как спра­ви­лись бы мы с нашей жиз­нью и с на­ши­ми стра­да­ни­я­ми? (10)Стоит толь­ко оки­нуть взгля­дом ис­то­рию Рос­сии за ты­ся­чу лет, и перед нами вста­нет во­прос: как мог рус­ский народ спра­вить­ся с этими не­сча­стья­ми, с этими ли­ше­ни­я­ми, опас­но­стя­ми, бо­лез­ня­ми, с этими ис­пы­та­ни­я­ми, вой­на­ми и уни­же­ни­я­ми? (11)Сколь ве­ли­ка была его вы­нос­ли­вость, его упор­ство, его вер­ность и пре­дан­ность  — его ве­ли­кое ис­кус­ство не опус­кать руки, стой­ко дер­жать­ся, стро­ить на раз­ва­ли­нах и мно­го­крат­но воз­рож­дать­ся за­но­во... (12)И если мы, позд­ние по­том­ки ве­ли­ких рус­ских «сто­я­те­лей» и «тер­пе­лив­цев», утра­ти­ли это ис­кус­ство, то мы долж­ны найти его вновь и вос­ста­но­вить его в себе, иначе ни Рос­сии, ни рус­ской куль­ту­ре боль­ше не бы­вать...

(13)Всё время, пока длит­ся жизнь, она несёт нам свое «да» и своё «нет»  — силу и бес­си­лие, здо­ро­вье и бо­лезнь, успех и не­успех, ра­дость и горе, на­сла­жде­ние и от­вра­ще­ние. (14)И вот мы долж­ны как можно рань­ше на­учить­ся спо­кой­но при­ни­мать «от­ка­зы» жизни, бодро смот­реть в глаза на­дви­га­ю­ще­му­ся «нет» и при­вет­ли­во встре­чать не­при­вет­ли­вую «из­нан­ку» зем­но­го бытия. (15)Пусть при­бли­жа­ет­ся ни­зи­на жизни, пусть гро­зит не­же­лан­ное, не­удоб­ное, от­вра­ти­тель­ное или страш­ное. (16)Мы не долж­ны по­мыш­лять о бег­стве или про­кли­нать свою судь­бу. (17)Надо ду­мать о том, как одо­леть беду и как по­бе­дить врага.

(18)Сна­ча­ла это бы­ва­ет и труд­но, и страш­но, осо­бен­но в дет­стве. (19)Как тя­же­ла ребёнку пер­вая утра­та... (20)Как то­ми­тель­ны пер­вые ли­ше­ния... (21)И пер­вая боль нам ка­жет­ся «не­за­слу­жен­ной», а пер­вое на­ка­за­ние  — чрез­мер­но су­ро­вым... (22)Как легко дет­ской душе за­бо­леть за­ви­стью, не­на­ви­стью, оже­сто­че­ни­ем или чув­ством соб­ствен­но­го ни­что­же­ства... (23)Но все эти жиз­нен­ные ущер­бы не­об­хо­ди­мы и по­лез­ны для вос­пи­та­ния ха­рак­те­ра. (24)Нам надо на­учить­ся вы­но­сить их и при­вык­нуть к этому. (25)Нам надо одо­леть в себе ма­ло­ду­шие и не пре­да­вать­ся рас­те­рян­но­сти. (26)Надо вос­пи­тать в себе жиз­нен­но­го стра­те­га: спо­кой­но пред­ви­деть на­ступ­ле­ние «не­при­я­те­ля» и твёрдо встре­чать его с уве­рен­но­стью в соб­ствен­ной по­бе­де, ибо по­бе­да без этой уве­рен­но­сти не­воз­мож­на. (27)Ис­кус­ство ду­хов­ной по­бе­ды со­сто­ит в том, чтобы из­вле­кать из борь­бы с ли­ше­ни­я­ми, опас­но­стя­ми и ис­пы­та­ни­я­ми всё новую и новую силу духа. (28)Ис­пы­та­ние по­сы­ла­ет­ся нам имен­но для твор­че­ско­го пре­одо­ле­ния, для очи­ще­ния, для углуб­ле­ния, за­ка­ли­ва­ния и укреп­ле­ния. (29)И если сча­стье может из­ба­ло­вать и из­не­жить че­ло­ве­ка, так что он ста­нет сла­бее са­мо­го себя, то не­сча­стье яв­ля­ет­ся шко­лой тер­пе­ния и на­уча­ет че­ло­ве­ка быть силь­нее себя са­мо­го.

(30)Итак, че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­ма пре­жде всего спо­соб­ность пе­ре­но­сить ли­ше­ния и не­при­ят­но­сти, идти нав­стре­чу вся­кой не­удо­вле­творённо­сти и без­ра­дост­но­сти и му­же­ствен­но встре­чать стра­да­ние «с под­ня­тым за­бра­лом». (31)Это не­лег­ко; этому надо учить­ся и на­учить­ся. (32)Это удаётся да­ле­ко не каж­до­му и не все­гда. (33)Че­ло­ве­ку есте­ствен­но то­мить­ся в без­ра­дост­ной жизни, а бы­ва­ет так, что его окру­жа­ет не­про­гляд­ная тьма, безо вся­кой пер­спек­ти­вы и без ма­лей­шей искры на­деж­ды. (34)Тогда конь на­ше­го ин­стинк­та может под­нять­ся на дыбы и об­на­ру­жить не­укро­ти­мое упрям­ство. (35)Бунт есте­ства дол­жен быть пре­одолён, упор­ство его долж­но быть слом­ле­но, иначе че­ло­ве­ку гро­зит раз­ло­же­ние лич­но­сти. (36)Он может быть от­ча­сти укрощён силою воли, от­ча­сти уте­шен но­вы­ми, иными ра­до­стя­ми, во вся­ком слу­чае  — ути­хо­ми­рен.

(37)Тер­пе­ние есть сво­е­го рода до­ве­рие к себе и к своим силам. (38)Оно есть ду­шев­ная не­устра­ши­мость, спо­кой­ствие, рав­но­ве­сие, при­сут­ствие духа. (39)Кто при­смот­рит­ся к че­ло­ве­че­ской ис­то­рии  — сколь ве­ли­ки были стра­да­ния людей и что из этого вы­хо­ди­ло,  — тот по­зна­ет и при­зна­ет ве­ли­кую твор­че­скую силу тер­пе­ния. (40)От него за­ви­сит вы­нос­ли­вость вся­ко­го труда и твор­че­ства.

(41)Тер­пе­ли­во де­ла­ет гу­се­ни­ца своё дело  — и пре­вра­ща­ет­ся в ба­боч­ку с див­ны­ми кры­лья­ми. (42)И у че­ло­ве­ка вы­рас­тут ещё пре­крас­ней­шие кры­лья, если он будет жить и тво­рить с ис­тин­ным тер­пе­ни­ем.

 

(По И. А. Ильи­ну*)

 

*Иван Алек­сан­дро­вич Ильин (1883–1954)  — рус­ский фи­ло­соф, пи­са­тель и пуб­ли­цист.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «По­че­му ис­пы­та­ния и стра­да­ния бла­го­твор­ны для че­ло­ве­ка?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ав­тор­ская по­зи­ция по про­бле­ме:

Че­ло­век, тер­пе­ли­во пре­одо­ле­вая жиз­нен­ные не­взго­ды, ис­пы­ты­вая стра­да­ния и пе­ре­жи­вая со­мне­ние в себе, вос­пи­ты­ва­ет волю, укреп­ля­ет­ся духом, очи­ща­ет­ся душой, учит­ся по­ни­мать, что он силь­нее, чем ему рань­ше ка­за­лось.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 27Баллы
IСо­дер­жа­ние со­чи­не­ния
К1От­ра­же­ние по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на или сфор­му­ли­ро­ва­на
не­вер­но.
Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К2 и К3 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К2Ком­мен­та­рий к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ве­де­но 2 при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций. Ука­за­на смыс­ло­вая связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми. Дано по­яс­не­ние к ней.

3
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ве­де­но 2 при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций. Смыс­ло­вая связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми не ука­за­на, или не дано её по­яс­не­ние, или дано не­вер­ное по­яс­не­ние

2
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ный для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к этому при­ме­ру-ил­лю­стра­ции

1
 

При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста,
важ­ный для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, но по­яс­не­ние
к нему от­сут­ству­ет.
ИЛИ
Ни од­но­го при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста,
важ­но­го для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, не при­ве­де­но.
ИЛИ
По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на без опоры на ис­ход­ный
текст.
ИЛИ
Вме­сто ком­мен­та­рия дан про­стой пе­ре­сказ ис­ход­но­го тек­ста.
ИЛИ
Вме­сто ком­мен­та­рия про­ци­ти­ро­ван боль­шой фраг­мент
ис­ход­но­го тек­ста.
ИЛИ
По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста не про­ком­мен­ти­ро­ва­на.
Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию
1. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии по­зи­ции
ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го
тек­ста привёл при­мер-ил­лю­стра­цию, но не по­яс­нил его,
то такой при­мер-ил­лю­стра­ция не за­счи­ты­ва­ет­ся.
2. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии по­зи­ции
ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го
тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, то дан­ная ошиб­ка
учи­ты­ва­ет­ся при оце­ни­ва­нии ра­бо­ты по кри­те­рию
«Фак­ти­че­ская точ­ность речи» (К4)

0
К3Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но
и обос­но­ва­но. При­ведён при­мер-ар­гу­мент

2
 

Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но
и обос­но­ва­но. При­мер-ар­гу­мент не при­ведён.
ИЛИ
При­ведён при­мер-ар­гу­мент, но соб­ствен­ное от­но­ше­ние
к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста за­яв­ле­но фор­маль­но (на­при­мер,
«Я со­гла­сен / не со­гла­сен с ав­то­ром»).

1
 Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста за­яв­ле­но лишь
фор­маль­но (на­при­мер, «Я со­гла­сен / не со­гла­сен с ав­то­ром»).
ИЛИ
Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­но
и не обос­но­ва­но. При­мер-ар­гу­мент не при­ведён.
ИЛИ
Фор­му­ли­ров­ка и (или) обос­но­ва­ние соб­ствен­но­го от­но­ше­ния
к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) не со­от­вет­ству­ют ука­зан­ной
про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.
Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию
1. Ис­точ­ни­ком для при­ме­ра-ар­гу­мен­та слу­жит
чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный
опыт.
2. Не при­ни­ма­ют­ся в ка­че­стве со­дер­жа­тель­ной ос­но­вы
для при­ме­ра-ар­гу­мен­та ко­микс, аниме, манга, фан­фик,
гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра
0
IIРе­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния
К4Фак­ти­че­ская точ­ность речи
 Фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют 1
 До­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка или более0
К5Ло­гич­ность речи
 

Ло­ги­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2
 

До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка

1
 

До­пу­ще­но две ло­ги­че­ские ошиб­ки или более

0
К6Со­блю­де­ние эти­че­ских норм
 

Эти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

1
 В ра­бо­те при­во­дят­ся при­ме­ры экс­тре­мист­ских и/или иных
за­прещённых к про­из­вод­ству и рас­про­стра­не­нию среди
не­со­вер­шен­но­лет­них ма­те­ри­а­лов / со­ци­аль­но не­при­ем­ле­мо­го
по­ве­де­ния людей / име­ют­ся вы­ска­зы­ва­ния, на­ру­ша­ю­щие
за­ко­но­да­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (про­па­ган­да
фа­шиз­ма, ан­ти­го­су­дар­ствен­ных идей, не­тра­ди­ци­он­ных
цен­но­стей, упо­треб­ле­ние не­цен­зур­ной брани, ино­стран­ных
слов, име­ю­щих об­ще­упо­тре­би­тель­ные ана­ло­ги в рус­ском
языке и не со­дер­жа­щих­ся в нор­ма­тив­ных сло­ва­рях, и т.д.)
0
IIIГра­мот­ность со­чи­не­ния
К7Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
 

Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет

3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
 Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
 Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­но три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять оши­бок или более0
К10Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
 Ре­че­вых оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­но три-че­ты­ре1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
  
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов за вы­пол­не­ние за­да­ния 27 (К1–К10) 22

 

При оцен­ке гра­мот­но­сти (К7–К10) сле­ду­ет учи­ты­вать объём со­чи­не­ния*.

Ука­зан­ные в таб­ли­це нормы оце­ни­ва­ния раз­ра­бо­та­ны для со­чи­не­ния объёмом 150 и более слов**.

Если в со­чи­не­нии 69 и менее слов, то такая ра­бо­та не за­счи­ты­ва­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов, за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным.

При оцен­ке со­чи­не­ния объёмом от 70 до 149 слов ко­ли­че­ство до­пу­сти­мых оши­бок четырёх видов (К7–К10) умень­ша­ет­ся.

Два балла по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет;

К8 — пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет;

К9 — грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет;

К10 — ре­че­вых оши­бок нет.

Один балл по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К8 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К9 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К10 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок.

Выс­ший балл по кри­те­ри­ям К7–К10 за ра­бо­ту объёмом от 70 до 149 слов не ста­вит­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та по всем ас­пек­там про­вер­ки (К1−К10) оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов. Если в ра­бо­те, пред­став­ля­ю­щей собой пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст, со­дер­жат­ся фраг­мен­ты тек­ста эк­за­ме­ну­е­мо­го, то при про­вер­ке учи­ты­ва­ет­ся толь­ко то ко­ли­че­ство слов, ко­то­рое при­над­ле­жит эк­за­ме­ну­е­мо­му.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

___________________

* При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов» — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если со­чи­не­ние со­дер­жит ча­стич­но или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный эк­за­ме­ну­е­мым текст ре­цен­зии за­да­ния 26 и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста, то объём такой ра­бо­ты опре­де­ля­ет­ся без учёта тек­ста ре­цен­зии и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
1
Тип 23 № 57525
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Мы часто даём оши­боч­ную оцен­ку своей ду­шев­ной и ду­хов­ной стой­ко­сти: рас­счи­ты­вая соб­ствен­ные силы, мы пе­ре­оце­ни­ва­ем их.

2)  По мне­нию ав­то­ра, рус­ский народ смог прой­ти все ис­то­ри­че­ские ис­пы­та­ния бла­го­да­ря важ­ной черте на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра  — тер­пе­нию.

3)  Автор счи­та­ет, что со­вре­мен­ни­ки утра­ти­ли такую важ­ную черту на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра, как тер­пе­ние, и вер­нуть её вряд ли пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным.

4)  Спо­соб­ность пе­ре­но­сить ли­ше­ния и ис­пы­та­ния поз­во­ля­ет нам уже с дет­ства спо­кой­но от­но­сить­ся к уда­рам судь­бы и к её не­спра­вед­ли­во­сти.

5)  Че­ло­век дол­жен учить­ся по­беж­дать свои раз­ру­ши­тель­ные при­род­ные ин­стинк­ты, ко­то­рые на­но­сят вред лич­но­сти.


2
Тип 24 № 57526
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 1 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 5–7 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 16 и 17 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 27, 28 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 42 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 41.


3
Тип 25 № 57527
i

Из пред­ло­же­ний 11, 12 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 57528
i

Среди пред­ло­же­ний 1–5 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра, кон­текст­ных си­но­ни­мов и од­но­ко­рен­ных слов. За­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 57529
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Бла­го­да­ря чему мы спо­соб­ны вы­дер­жи­вать такие ис­пы­та­ния, ко­то­рые ка­жут­ся не­пе­ре­но­си­мы­ми?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.