Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 58362
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

В)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­нам

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Об­на­ру­жив в ко­ме­тах ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, у учёных воз­ник­ло пред­по­ло­же­ние о су­ще­ство­ва­нии жизни вне Земли.

2)  В зоо­пар­ке мы услы­ша­ли не­ха­рак­тер­ные обе­зья­нам звуки и даже за­пи­са­ли их на дик­то­фон.

3)  Пе­чо­рин при­зна­вал­ся, что «я сме­юсь над всем на свете, осо­бен­но над чув­ства­ми».

4)  Взяв в 1552 году сто­ли­цу Ка­зан­ско­го хан­ства, Иван Гроз­ный ста­рал­ся при­влечь на свою сто­ро­ну новых под­дан­ных.

5)  Бла­го­да­ря ком­мен­та­ри­ям Ю. М. Лот­ма­на к «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» каж­дый чи­та­тель лучше по­ни­ма­ет эпоху А. С. Пуш­ки­на.

6)  Се­год­ня люди вос­при­ни­ма­ют и ду­ма­ют о жизни иначе, чем пре­жде.

7)  Из­го­тов­ля­е­мый из рас­ти­тель­ных во­ло­кон или тря­пич­ной массы ма­те­ри­ал для пись­ма и пе­ча­та­ния на­зы­ва­ют бу­ма­гой.

8)  Те, кто при­е­хал в Во­ро­неж в фев­ра­ле, по­па­ли на вы­став­ку ху­дож­ни­ка Го­лу­бов­ско­го, пей­за­жи­ста и ани­ма­ли­ста.

9)  В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ин­те­рес­ная ре­цен­зия на вы­шед­шие сбор­ни­ки сти­хо­тво­ре­ний.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 1 за­клю­ча­ет­ся в том, что де­е­при­част­ный обо­рот и ска­зу­е­мое долж­ны по смыс­лу от­но­сить­ся к од­но­му под­ле­жа­ще­му. Здесь всё пе­ре­пу­та­но. Пе­ре­стро­им пред­ло­же­ние, к при­ме­ру, так:

Когда учёные об­на­ру­жи­ли в ко­ме­тах ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, у них воз­ник­ло пред­по­ло­же­ние о су­ще­ство­ва­нии жизни вне Земли.

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью об­на­ру­же­но в пред­ло­же­нии 3. Ошиб­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что при пе­ре­строй­ке из пря­мой речи в кос­вен­ную не из­ме­ни­ли ме­сто­име­ние и свя­зан­ный с ним гла­гол. Ис­пра­вим пред­ло­же­ние, вы­не­ся изменённые формы за пре­де­лы ка­вы­чек:

Пе­чо­рин при­зна­вал­ся, что он смеётся «над всем на свете, осо­бен­но над чув­ства­ми».

В)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова в пред­ло­же­нии 2 за­клю­ча­ет­ся в том, что слово «не­ха­рак­тер­ные» тре­бу­ет до­пол­не­ния (для кого?) с пред­ло­гом. Ис­пра­вим пред­ло­же­ние:

В зоо­пар­ке мы услы­ша­ли не­ха­рак­тер­ные для обе­зьян звуки и даже за­пи­са­ли их на дик­то­фон.

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем в пред­ло­же­нии 9 за­клю­ча­ет­ся в том, что на­зва­ние жур­на­ла стоит не в име­ни­тель­ном па­де­же. Ис­пра­вим пред­ло­же­ние:

В жур­на­ле «Юность» была опуб­ли­ко­ва­на ин­те­рес­ная ре­цен­зия на вы­шед­шие сбор­ни­ки сти­хо­тво­ре­ний.

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми в пред­ло­же­нии 6 за­клю­ча­ет­ся в том, что од­но­род­ные ска­зу­е­мые имеют одно общее до­пол­не­ние, но грам­ма­ти­че­ски пер­вое ска­зу­е­мое не имеет связи с до­пол­не­ни­ем (вос­при­ни­ма­ют ). Из­ме­ним пред­ло­же­ние, убрав общее до­пол­не­ние.

Се­год­ня люди вос­при­ни­ма­ют жизнь и ду­ма­ют о ней иначе, чем пре­жде.

 

Оши­бок нет в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 2, 5, 7, 8.

 

AБВГД
13296
Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2025. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.