Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 59286
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23−27.

(1)Она меч­та­ла, что вый­дет на сцену и про­сто, ясно, без аф­фек­та­ции ре­мес­лен­ни­ков сцены будет го­во­рить пуб­ли­ке слова́ из своей ко­рот­кой ма­лень­кой роли. (2)И, слу­шая её, эта пуб­ли­ка будет ду­мать про себя: «(3)Вот ис­тин­ное ис­кус­ство! (4)Вот как надо изоб­ра­жать жизнь души́ для того, чтобы все по­ни­ма­ли, как живёт душа».

(5)Ей, де­бю­тант­ке, ещё де­воч­ке, ко­то­рая по­ня­тия не имела о толпе, ка­за­лось, что нужно быть толь­ко ис­крен­ней для того, чтобы тро­нуть душу толпы… толь­ко ис­крен­ней!

(6)Де­воч­ка ду­ма­ла, что её роль го­во­рит сама за себя своей про­сто­той и на­ив­но­стью, что ис­тин­но кра­си­вое про­сто и что нужно быть про­стой и вер­ной прав­де, чтобы тро­нуть серд­ца зри­те­лей.

(7)И она была уве­ре­на: она тро­нет их. (8)И её внут­рен­нее чув­ство го­во­ри­ло, что она идёт на боль­шое и важ­ное дело, ибо го­во­рить толпе про­сто и хо­ро­шо о душе́, и о серд­це, и обо всём, чем живут люди,  — это круп­ное и важ­ное, это му­чи­тель­ное и чест­ное дело для того, кто верит в хо­ро­шее и доб­рое.

(9)А она ве­ри­ла, по­то­му что она была мо­ло­да.

(10)И вот она вышла на сцену. (11)За­на­вес взвил­ся, де­бю­тант­ка вста­ла лицом к лицу с пуб­ли­кой, и её охва­тил тре­пет, око­вав хо­ло­дом всё её тело и язык.

(12)Сотни глаз уста­ви­лись на неё, шур­ша­ние кре­сел пре­кра­ти­лось, и в зале во­ца­ри­лась вы­жи­да­ю­щая ти­ши­на,  — ти­ши­на, точно под­сте­ре­гав­шая что-то. (13)Все люди за­молк­ли, по­глощённые одним же­ла­ни­ем  — же­ла­ни­ем слы­шать нечто такое, что ожи­ви­ло бы их, и ка­за­лось, что все они, со­здав эту ти­ши­ну, впали во власть её и омерт­ве­ли в ней.

(14)Не глядя на пуб­ли­ку, де­бю­тант­ка чув­ство­ва­ла сотни глаз, ко­то­рые точно щу­па­ли её, ис­сле­до­ва­ли, сма­ко­ва­ли, и при­кос­но­ве­ние их было хо­лод­но и воз­буж­да­ло страх в серд­це.

(15)А когда она взгля­ну­ла в зал, то уви­да­ла, что все смот­рят на неё с лю­бо­пыт­ством, толь­ко с хо­лод­ным, без­участ­ным лю­бо­пыт­ством людей, жаж­ду­щих раз­вле­че­ния, и боль­ше нет ни­че­го во взгля­де толпы. (16)Нет той ду­хов­ной связи, ко­то­рая долж­на бы быть между тол­пой и тем, кто ве­ща­ет ей прав­ду о жизни серд­ца. (17)Это было страш­но.

(18)Толпа ждала, хо­лод­ная, как все­гда, жад­ная, как все­гда, по­гло­ща­ю­щая своих слуг, как Молох, и рас­пла­чи­ва­ю­ща­я­ся хло­па­ньем в ла­до­ши за сок нер­вов и кровь сер­дец тех людей, ко­то­рые доб­ро­воль­но об­рек­ли себя на му­че­ние слу­жить ей сло­вом. (19)Гро­мад­ное сто­гла­вое жи­вот­ное, толпа мол­ча­ла и скеп­ти­че­ски осмат­ри­ва­ла ма­лень­кую, не­склад­ную, роб­кую фи­гур­ку де­бю­тант­ки. (20)Этим мол­ча­ни­ем толпа как бы го­во­ри­ла: «А ну-ка, чем ты и как по­ще­ко­чешь мои утомлённые нервы?»

(21)Ар­тист, кто бы он ни был,  — раб толпы, если он не гений. (22)И нет для че­ло­ве­ка раб­ства тя­же­лей и му­чи­тель­ней, чем слу­же­ние толпе.

(23)А она капля за кап­лей сосёт его соки, хо­лод­но на­блю­дая, как он утра­чи­ва­ет све­жесть та­лан­та и силу сво­е­го серд­ца. (24)И она всё это по­гло­ща­ет. (25)Она много по­жра­ла, много по­жи­ра­ет, ещё боль­ше пожрёт и всё живёт, как рань­ше, чёрст­вая, гру­бая, вос­пла­ме­ня­ю­ща­я­ся на мо­мент и тот­час же уга­са­ю­щая, живёт хо­лод­ная, серая и скуч­ная, силь­ная, но без­душ­ная, гро­мад­ная, но ум­ствен­но низ­кая...

(26)Стеснённая, сжа­тая, раз­дав­лен­ная тяжёлым мол­ча­ни­ем толпы, де­бю­тант­ка то­роп­ли­во ском­ка­ла свою роль и бро­си­ла её в ску­ча­ю­щее, без­участ­ное лицо зри­тель­но­го зала.

(27)Сидя в своей гримёрной после спек­так­ля, она ры­да­ла, вся со­дро­га­ясь от боли серд­ца, чув­ствуя себя слов­но опо­зо­рен­ной, за­грязнённой сот­ня­ми взгля­дов, не­дав­но щу­пав­ших её... как щу­паль­ца спру­та. (28)Она пла­ка­ла, чув­ствуя себя оскорблённой и уни­жен­ной, а зри­тель­ный зал был уже пуст. (29)Спек­такль за­кон­чил­ся, зри­те­ли по­ки­ну­ли зал и вышли из зда­ния те­ат­ра. (30)И никто из них не знал, что, уходя, оста­вил в ма­лень­ком серд­це ве­ли­кую боль.

 

 

(По М. Горь­ко­му*)

*Мак­сим Горь­кий(на­сто­я­щее имя  — Алек­сей Мак­си­мо­вич Пеш­ков; 1868−1936)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, дра­ма­тург, пуб­ли­цист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ет со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Мо­ло­дая ак­три­са по­лу­чи­ла для те­ат­раль­но­го де­бю­та не глав­ную, а вто­ро­сте­пен­ную роль.

2)  Де­бю­тант­ка хо­те­ла по­вли­ять на душу зри­те­ля тем, что сыг­ра­ет свою роль без те­ат­раль­ных аф­фек­тов.

3)  Зри­те­ли встре­ти­ли по­яв­ле­ние ак­три­сы на сцене не­одоб­ри­тель­ной ти­ши­ной, по­сколь­ку не ждали от неё ни­че­го ин­те­рес­но­го.

4)  Выйдя на сцену, де­вуш­ка по­чув­ство­ва­ла, на­сколь­ко зри­тель рав­но­ду­шен к её же­ла­нию уста­но­вить со зри­тель­ным залом ду­хов­ную связь.

5)  После спек­так­ля мо­ло­дая ак­три­са пла­ка­ла в гримёрке по­то­му, что не смог­ла спра­вить­ся с ролью.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим, какие вы­ска­зы­ва­ния со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию.

 

1)  Мо­ло­дая ак­три­са по­лу­чи­ла для те­ат­раль­но­го де­бю­та не глав­ную, а вто­ро­сте­пен­ную роль.  — Верно, в тек­сте прямо ука­за­но: «...своей ко­рот­кой ма­лень­кой роли »(пред­ло­же­ние 1), ..«.ма­лень­кую, не­склад­ную, роб­кую фи­гур­ку де­бю­тант­ки »(пред­ло­же­ние 19). Роль явно не глав­ная.

2)  Де­бю­тант­ка хо­те­ла по­вли­ять на душу зри­те­ля тем, что сыг­ра­ет свою роль без те­ат­раль­ных аф­фек­тов.  — Верно, это ос­нов­ная мысль на­ча­ла тек­ста: «Она меч­та­ла, что вый­дет на сцену и про­сто, ясно, без аф­фек­та­ции ре­мес­лен­ни­ков сцены будет го­во­рить пуб­ли­ке...» (1), «...ка­за­лось, что нужно быть толь­ко ис­крен­ней для того, чтобы тро­нуть душу толпы» (5), «...быть про­стой и вер­ной прав­де, чтобы тро­нуть серд­ца зри­те­лей» (6).

3)  Зри­те­ли встре­ти­ли по­яв­ле­ние ак­три­сы на сцене не­одоб­ри­тель­ной ти­ши­ной, по­сколь­ку не ждали от неё ни­че­го ин­те­рес­но­го.  — Опро­вер­же­ние: текст опи­сы­ва­ет ти­ши­ну как "вы­жи­да­ю­щую" (12), "под­сте­ре­гав­шую что-то" (12), вы­зван­ную "же­ла­ни­ем слы­шать нечто такое, что ожи­ви­ло бы их" (13). Это ти­ши­на на­пря­жен­но­го ожи­да­ния и лю­бо­пыт­ства ("смот­ре­ли на неё с лю­бо­пыт­ством"  — 15), а не не­одоб­ре­ния. Толпа скеп­ти­че­ски оце­ни­ва­ла ("скеп­ти­че­ски осмат­ри­ва­ла"  — 19), но не про­яв­ля­ла не­одоб­ре­ния перед ее игрой. При­чи­на ти­ши­ны  — ожи­да­ние, а не за­ве­до­мое от­сут­ствие ожи­да­ний.

4)  Выйдя на сцену, де­вуш­ка по­чув­ство­ва­ла, на­сколь­ко зри­тель рав­но­ду­шен к её же­ла­нию уста­но­вить со зри­тель­ным залом ду­хов­ную связь.  — Верно, так как она ожи­да­ла ду­хов­ной связи (..«.ду­хов­ной связи, ко­то­рая долж­на бы быть между тол­пой и тем, кто ве­ща­ет ей прав­ду о жизни серд­ца» - 16), но уви­де­ла толь­ко «хо­лод­ное, без­участ­ное лю­бо­пыт­ство» (15) и по­ня­ла, что этой связи нет: «Нет той ду­хов­ной связи... Это было страш­но»(16-17).

5)  После спек­так­ля мо­ло­дая ак­три­са пла­ка­ла в гримёрке по­то­му, что не смог­ла спра­вить­ся с ролью.  — Опро­вер­же­ние: При­чи­на ее слез не в том, что она плохо сыг­ра­ла. Она пла­ка­ла от ощу­ще­ния уни­же­ния, оскорб­ле­ния, за­гряз­нен­но­сти взгля­да­ми толпы: "...она ры­да­ла... чув­ствуя себя слов­но опо­зо­рен­ной, за­грязнённой сот­ня­ми взгля­дов... Она пла­ка­ла, чув­ствуя себя оскорблённой и уни­жен­ной" (27-28). Хотя она и "ском­ка­ла свою роль" (26), глав­ная при­чи­на слез  — глу­бо­кая пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма от хо­лод­но­го, без­участ­но­го и ис­сле­ду­ю­ще­го взгля­да толпы, раз­ру­шив­ше­го её веру и ожи­да­ния.

 

Ответ: 124.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 23 № 59259
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Мо­ло­дая ак­три­са хо­те­ла, чтобы пуб­ли­ка вы­со­ко оце­ни­ла её де­бют­ное вы­ступ­ле­ние на сцене.

2)  Де­вуш­ка счи­та­ла, что её роль, не­смот­ря на то что она не­ве­ли­ка, поз­во­лит ей рас­ска­зать зри­те­лю нечто зна­чи­мое о душе и о серд­це че­ло­ве­че­ском.

3)  Зри­те­ли с лю­бо­пыт­ством смот­ре­ли на мо­ло­дую ак­три­су, ожи­дая от её вы­ступ­ле­ния того, что ожи­ви­ло бы их.

4)  Де­бю­тант­ка с вол­не­ни­ем ощу­ща­ла на себе взгля­ды пуб­ли­ки из зала, и эти взгля­ды вдох­нов­ля­ли её.

5)  Ар­тист, даже если он ге­ни­а­лен,  — раб толпы.


2
Тип 24 № 59260
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 4 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 10, 11 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3)  В пред­ло­же­нии 12 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 19 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

5)  Пред­ло­же­ния 21 и 22 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.


3
Тип 25 № 59261
i

Из пред­ло­же­ний 26, 27 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 59262
i

Среди пред­ло­же­ний 6–9 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и форм слова. За­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 59263
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «По­че­му "слу­же­ние толпе" не при­но­сит актёру сча­стья?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.