Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 60231
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–27.

—  (1)Жен­дос  — ко­ря­вый нос, поросёночка унёс!

(2)Ев­ге­ний Ива­но­вич Го­лу­бев по­вер­нул го­ло­ву  — пе­ре­гнув­шись через за­бор­чик, на него смот­ре­ла, улы­ба­ясь, Елена Ива­нов­на, строй­ная, но не­мо­ло­дая уже жен­щи­на, очень по­хо­жая на мать, Гла­фи­ру Ни­ко­ла­ев­ну, толь­ко мать в его вос­по­ми­на­ни­ях все­гда была мо­ло­же. (3)Забор не по­ме­шал Го­лу­бе­ву об­нять и рас­це­ло­вать сест­ру.

—  (4)Ле­ни­вый, как все хи­рур­ги. (5)Не по­зво­ни я, не скажи, что улицу сно­сят, ведь не при­е­хал бы ни­ко­гда! (6)А так повод: в по­след­ний раз на дом дет­ства гля­нуть.

—  (7)Спа­си­бо.

—  (8)Ко­неч­но, в го­ро­де-то лучше. (9)Со­всем забыл род­ные места... (10)Ца­рап­ну­ло сер­деч­ко-то?

—  (11)Есть ма­лень­ко.

—  (12)Да уж вижу, что не ма­лень­ко. (13)Всё дет­ство разом вспом­нил?

—  (14)«Всё» сразу не вспом­нишь. (15)Я по­сте­пен­но.

—  (16)Вспо­ми­най, вспо­ми­най. (17)Это нам по­лез­но.

(18)И потом спро­си­ла, глядя на сто­яв­ше­го рядом Лёшку:

—  А это что за жерт­ва ур­ба­ни­за­ции?

—  (19)Он не ур­ба­ни­за­ции. (20)Со­сед­кин сын. (21)Мать-оди­ноч­ка.

—  (22)Не усы­нов­лять ли со­брал­ся?

—  (23)Может, и усы­но­вил бы, да со­сед­ка не даст. (24)Гор­ла­стая.

(25)Ев­ге­ний Ива­но­вич за­хо­тел сме­нить тему раз­го­во­ра.

—  (26)А ты, Лен, стала мень­ше по­хо­дить на мать.

—  (27)Ста­рею я, бра­тик.

—  (28)Да брось ты.

—  (29)Скоро на пен­сию... (30)Вот сча­стье при­ва­ли­ло: дом ло­ма­ют, це́лую квар­ти­ру в го­ро­де дают... (31)А как у тебя?

—  (32)Пы­та­юсь вы­пол­нить нормы по ре­зек­ции же­луд­ка.

—  (33)Пе­ча­та­ешь?

—  (34)Что мне пе­ча­тать?

—  (35)Стихи свои. (36)На ма­шин­ке.

—  (37)Ну да, сей­час мода такая: все хи­рур­ги в пи­са­те­ли пошли. (38)Даже в юмо­ри­сты.

—  (39)Не страш­но. (40)Хуже будет, если на­о­бо­рот.

—  (41)Это как?

—  (42)Ля­жешь на стол, а тебе ска­жут: «А сей­час ап­пен­ди­цит вам чик­нет сам Ан­дрей Воз­не­сен­ский».

(43)Они по­сме­я­лись, потом Ев­ге­ний Ива­но­вич по­звал Лёшку, все про­шли в не­боль­шой сад перед домом.

—  (44)В дом войдёшь?

—  (45)По­до­жди, сест­ра, дай с садом по­здо­ро­вать­ся. (46)И по­про­щать­ся за­од­но. (47)Его ведь тоже в рас­ход...

(48)Ев­ге­ний Ива­но­вич подошёл к яб­ло­не, по­гла­дил её серую кору. (49)Под­ме­тил, что крона за­кры­ва­ет от него почти пол­са­да. (50)Улыб­нул­ся чему-то, вышел на от­кры­тое место.

—  (51)Если мне не из­ме­ня­ет па­мять, то вот здесь, Лёха, было бом­бо­убе­жи­ще.

—  (52)Левее не­мно­го,  — по­пра­ви­ла его Елена Ива­нов­на.

—  (53)Здесь?

—  (54)Да...

(55)Ев­ге­ний Ива­но­вич по­мол­чал, а Лёшка по­ин­те­ре­со­вал­ся:

—  А что такое бом­бо­убе­жи­ще?

—  (56)Это дом в земле, в ко­то­ром люди пря­та­лись в войну от бомбёжки, чтобы их не убило,  — по­яс­ни­ла Елена Ива­нов­на.

—  (57)А зачем их уби­вать?  — опять спро­сил Лёшка.

—  (58)Зачем уби­вать...  — по­вто­рил Ев­ге­ний Ива­но­вич, по­смот­рел на сест­ру и фи­зио­но­мию вы­тя­нул: мол, вот па­рень даёт: какие во­про­сы за­би­ва­ет.

—  (59)Зна­ешь, Лёха, чест­но го­во­ря, долго это тебе объ­яс­нять, да ты сей­час всего и не поймёшь. (60)Знай пока одно, па­рень: плохо для всех  — и для боль­ших, и для ма­лень­ких,  — когда война. (61)И лучше бы у нас её ни­ко­гда не было. (62)Сей­час это наша за­бо­та, а вы­рас­тешь, мы тебе всё рас­ска­жем и за­бо­ту эту тебе пе­ре­да­дим. (63)Поймёшь, узна­ешь. (64)Ста­нешь нашим за­щит­ни­ком. (65)Бу­дешь?

—  (66)Буду. (67)А как я узна́ю?

(68)Ев­ге­ний Ива­но­вич под­нял его на руки, подошёл к берёзе. (69)По­ка­зал ему за­плыв­шее опу­хо­лью место на ство­ле. (70)Спро­сил сест­ру: «Здесь?» (71)Та кив­ну­ла го­ло­вой.

—  (72)Ви­дишь ли, Алек­сей, вот тут в де­ре­во в войну уда­рил огром­ный оско­лок от бомбы и за­стрял там, в ство­ле. (73)Место давно уже за­рос­ло  — оно тебе и не за­мет­но. (74)Но он там, по­ни­ма­ешь, там. (75)И берёза пом­нит, пом­нит до сих пор. (76)Про­шло время, вы­рос­ли новые ветки на берёзе. (77)А ста­рые ветки рас­ска­зы­ва­ют им про войну.

—  (78)А как?

—  (79)А сок идёт снизу, из земли, через оско­лок. (80)Мо­ло­дые ветки и спра­ши­ва­ют: «От­че­го это сок гор­чит ино­гда?» (81)А ста­рые от­ве­ча­ют: «Это война была».

—  (82)Боль­но ты мудрёно го­во­ришь,  — Елена Ива­нов­на улыб­ну­лась.

—  (83)Так я сей­час боль­ше для себя, для уточ­не­ния. (84)А па­рень тоже поймёт! (85)Под­растёт и поймёт, если втол­ко­вать как сле­ду­ет, а не как ино­гда у тебя в школе пе­да­го­ги... (86)Ну-ну  — шучу. (87)Глав­ное, чтобы пра­виль­но втол­ко­вать. (88)А для этого пока живём  — не за­бы­вать, ни­че­го­шень­ки.

(89)Ев­ге­ний Ива­но­вич при­сло­нил­ся к берёзе, за­мол­чал. (90)Смот­рел на цве­ту­щий в по­след­ний раз ста­рый сад и мол­чал, вспо­ми­нал...

(По Ю. И. Чи­че­ву*)

 

*Юрий Ива­но­вич Чичев (1938–2021)  — со­вре­мен­ный рус­ский поэт, пи­са­тель, жур­на­лист.

Из пред­ло­же­ний 13–17 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

(13)Всё дет­ство разом вспом­нил?

 

—  (14)«Всё» сразу не вспом­нишь. (15)Я по­сте­пен­но.

 

—  (16)Вспо­ми­най, вспо­ми­най. (17)Это нам по­лез­но.

 

Ответ: сразу по­сте­пен­но ИЛИ разом по­сте­пен­но

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 60229
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Ев­ге­ний Ива­но­вич при­е­хал на­ве­стить Лёшкину сест­ру  — Елену Ива­нов­ну.

2)  Ев­ге­ний Ива­но­вич  — хи­рург, а ра­бо­та Елены Ива­нов­ны свя­за­на со шко­лой.

3)  Перед вы­хо­дом на пен­сию Елена Ива­нов­на пла­ни­ро­ва­ла про­дать ста­рый дом за го­ро­дом и ку­пить квар­ти­ру в го­ро­де.

4)  Кроме дома, пла­ни­ро­ва­лось сне­сти и сад возле него.

5)  Ев­ге­ний Ива­но­вич пла­ни­ру­ет взять Лёшку к себе жить, пред­ва­ри­тель­но усы­но­вив его.


2
Тип 24 № 60230
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 2 пред­став­ле­но опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 5, 6 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 11 и 12 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 37–40 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 59–62 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.


3
Тип 25 № 60258
i

Из пред­ло­же­ний 82–89 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 60232
i

Среди пред­ло­же­ний 55–59 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра и кон­текст­ных си­но­ни­мов. За­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 60233
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме, по­став­лен­ной в ис­ход­ном тек­сте «Что можно про­ти­во­по­ста­вить не­умо­ли­мо­сти вре­ме­ни?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.