Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 60241
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

Г)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Су­мер­ки опус­ка­лись на город и по­сте­пен­но пре­вра­ща­ли улицы в си­я­ю­щую па­у­ти­ну огней и теней.

2)  Изу­чая стро­е­ние клет­ки под мик­ро­ско­пом, уче­ни­кам было про­де­мон­стри­ро­ва­но уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние, по­ка­зы­ва­ю­щее чёткие гра­ни­цы мем­бра­ны.

3)  Те, кто стре­мит­ся остать­ся в па­мя­ти по­том­ков, долж­ны жить бла­го­че­сти­во и спра­вед­ли­во.

4)  Рос­сий­ским хок­ке­и­стам уда­лось ре­а­ли­зо­вать своё пре­вос­ход­ство про­тив со­пер­ни­ков толь­ко в се­ре­ди­не вто­ро­го пе­ри­о­да, когда в ко­ман­де Шве­ции на ска­мей­ке штраф­ни­ков ока­за­лись сразу двое.

5)  Наи­бо­лее зна­чи­мы­ми до­сти­же­ни­я­ми в об­ла­сти науки ХХ века при­зна­ны не толь­ко от­кры­тие струк­ту­ры ДНК и раз­ра­бот­ка кван­то­вой тео­рии, а также со­зда­ние ком­пью­те­ров, осво­е­ние кос­мо­са, фор­ми­ро­ва­ние новых на­прав­ле­ний в био­тех­но­ло­ги­ях.

6)  Опи­сы­вая героя по­ве­сти, автор ис­поль­зу­ет слова, пе­ре­да­ю­щие внут­рен­нее со­сто­я­ние че­ло­ве­ка и со­зда­ю­щие яркий пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет.

7)  В ок­тяб­ре ли­стья опа­дут, они укры­ва­ли землю пёстрым ков­ром.

8)  По прилёте в Пе­тер­бург он сразу же за­бо­лел и не­сколь­ко дней не вста­вал с по­сте­ли, ощу­щая силь­ное не­до­мо­га­ние.

9)  Экс­кур­си­он­ная груп­па на­пра­ви­лась в не­дав­но от­кры­тую кар­тин­ную га­ле­рею, ко­то­рая со­сто­я­ла из школь­ни­ков раз­но­го воз­рас­та.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

 

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Найдём син­так­си­че­ские ошиб­ки и объ­яс­ним при­чи­ны их воз­ник­но­ве­ния.

 

А) На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том — пред­ло­же­ние 2.

  • Пред­ло­же­ние: Изу­чая стро­е­ние клет­ки под мик­ро­ско­пом, уче­ни­кам было про­де­мон­стри­ро­ва­но уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние...
  • В чём ошиб­ка: Де­е­при­част­ный обо­рот («изу­чая...») дол­жен от­но­сить­ся к под­ле­жа­ще­му, ко­то­рое само вы­пол­ня­ет это до­ба­воч­ное дей­ствие. Здесь же под­ле­жа­щее — «изоб­ра­же­ние», и оно не может «изу­чать». Ос­нов­ное дей­ствие («было про­де­мон­стри­ро­ва­но») вы­пол­ня­ет­ся кем-то дру­гим, а не уче­ни­ка­ми.
  • Как пра­виль­но: Когда уче­ни­ки изу­ча­ли стро­е­ние клет­ки..., им было про­де­мон­стри­ро­ва­но изоб­ра­же­ние.


Б) На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми — пред­ло­же­ние 5.

  • Пред­ло­же­ние: ...при­зна­ны не толь­ко от­кры­тие... и раз­ра­бот­ка..., а также со­зда­ние..., осво­е­ние..., фор­ми­ро­ва­ние...
  • В чём ошиб­ка: Ис­поль­зо­ван не­пра­виль­ный двой­ной со­по­ста­ви­тель­ный союз. Пра­виль­ная форма союза  — «не толь­ко..., но и...». Здесь же вто­рая часть союза (`а также`) не­вер­на.
  • Как пра­виль­но: ...при­зна­ны не толь­ко от­кры­тие... и раз­ра­бот­ка..., но и со­зда­ние...


В) Не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы управ­ля­е­мо­го слова — пред­ло­же­ние 4.

  • Пред­ло­же­ние: ...ре­а­ли­зо­вать своё пре­вос­ход­ство про­тив со­пер­ни­ков...
  • В чём ошиб­ка: Слово «пре­вос­ход­ство» тре­бу­ет после себя пред­ло­га НАД и су­ще­стви­тель­но­го в тво­ри­тель­ном па­де­же (пре­вос­ход­ство над кем?). Пред­лог «про­тив» здесь не­уме­стен.
  • Как пра­виль­но: ...ре­а­ли­зо­вать своё пре­вос­ход­ство над со­пер­ни­ка­ми...


Г) На­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм — пред­ло­же­ние 7.

  • Пред­ло­же­ние: В ок­тяб­ре ли­стья опа­дут, они укры­ва­ли землю пёстрым ков­ром.
  • В чём ошиб­ка: Ска­зу­е­мые в двух ча­стях пред­ло­же­ния не со­гла­со­ва­ны по вре­ме­ни. Пер­вое ска­зу­е­мое (`опа­дут`) стоит в бу­ду­щем вре­ме­ни, а вто­рое (`укры­ва­ли`)  — в про­шед­шем. Это создаёт ло­ги­че­ское про­ти­во­ре­чие.
  • Как пра­виль­но: В ок­тяб­ре ли­стья опа­дут и укро­ют землю... (оба в бу­ду­щем вре­ме­ни).


Д) На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния — пред­ло­же­ние 9.

  • Пред­ло­же­ние: Экс­кур­си­он­ная груп­па на­пра­ви­лась в... га­ле­рею, ко­то­рая со­сто­я­ла из школь­ни­ков...
  • В чём ошиб­ка: При­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное (ко­то­рая со­сто­я­ла из школь­ни­ков...) по смыс­лу долж­но от­но­сить­ся к слову «груп­па», но по рас­по­ло­же­нию в пред­ло­же­нии оно при­вя­за­но к слову «га­ле­рею». По­лу­ча­ет­ся бес­смыс­ли­ца, будто га­ле­рея со­сто­я­ла из школь­ни­ков.
  • Как пра­виль­но: Экс­кур­си­он­ная груп­па, ко­то­рая со­сто­я­ла из школь­ни­ков..., на­пра­ви­лась в... га­ле­рею.

 

Ответ: 25479.

Источник: Стат­Град: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 21.10.2025. Ва­ри­ант РЯ2510202
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.