СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 1 № 6244

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Сократ, утверждая, что оппоненты, «которые слывут мудрыми», ничего не понимают в совершенстве, указывает таким образом на ограниченность всякого знания.

2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то, что ничего не знает», намеренно умаляет свои знания и стремится показать своё превосходство над другими философами.

3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он мудрее тех, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.

4) Сталкиваясь с известным высказыванием Сократа, читатель приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.

5) Значение фразы Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю» заключается в том, что признать собственное незнание и не стыдиться его—это есть признак мудрости, которой лишены те, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает».


(1)По сви­де­тель­ству Пла­то­на (диалог «Государство»), ве­ли­кий мыс­ли­тель Древ­ней Гре­ции Со­крат ска­зал однажды: «Я знаю толь­ко то, что ни­че­го не знаю», и часто читатель, стал­ки­ва­ю­щий­ся с этой фразой, при­хо­дит в замешательство, так как не понимает, зачем фи­ло­соф на­столь­ко ума­ля­ет свои знания. (2)Смысл дан­ной фразы, однако, проясняется, если мы об­ра­тим­ся к дру­го­му труду Пла­то­на («Апология»): Со­крат после бе­се­ды с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», при­хо­дит к выводу, что оба они на самом деле ни­че­го не по­ни­ма­ют в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<...>, Со­крат про­во­дит раз­гра­ни­че­ние между мни­мой и под­лин­ной мудростью: под­лин­ная муд­рость не сты­дит­ся огра­ни­чен­но­сти сво­е­го знания.
1
Задания Д2 № 6225

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

 

Именно

Таким образом,

Наоборот,

Несмотря на это,

Впоследствии


2
Задание 3 № 8088

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ТРУД, -а, муж.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2016—2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 2 № 17111

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении 1) неполная информация: Сократ, кроме всего прочего, признаёт и собственное незнание — в этом настоящая мудрость.

Предложение 2) противоречит содержанию текста: в тексте нет утверждения, что Сократ стремится показать своё превосходство над другими философами.

В предложении 4) неполная информация: в тексте также разъясняется известное утверждение Сократа.

Верно главная информация текста передана в предложениях 3) и 5).

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: 2016—2017
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей
Правило: Задание 1. Определение главной информации текста

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

— Сжать эту информацию в одно предложение самому;

— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;

в) слишком краткой.

 

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.

 

Таким образом, мы получим два верных высказывания.