Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 65
i

(1)Кроме ви­ди­мых че­ло­ве­че­ским гла­зом лучей, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся на­ши­ми ор­га­на­ми зре­ния как цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра: крас­ный, оран­же­вый, жёлтый, зелёный, го­лу­бой, синий, фи­о­ле­то­вый,  — пучок света со­став­ля­ют и не­ви­ди­мые лучи: уль­тра­фи­о­ле­то­вые и ин­фра­крас­ные. (2)Уста­нов­ле­но, что ин­фра­крас­ные лучи пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое из­лу­че­ние вся­ко­го на­гре­то­го пред­ме­та. (3)Учёные счи­та­ют,<...> лучи улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет пти­цам охо­тить­ся в тем­но­те (совы охо­тят­ся ночью на мел­ких гры­зу­нов и вы­лав­ли­ва­ют их не­ма­ло — де­сят­ки за ночь).

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ин­фра­крас­ные лучи, пред­став­ля­ю­щие собой теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та и от­но­ся­щи­е­ся к не­ви­ди­мым че­ло­ве­че­ским гла­зом лучам, улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет им в ноч­ной охоте.

2)  Уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи, в от­ли­чие от цве­то­вых эле­мен­тов спек­тра: крас­но­го, оран­же­во­го, жёлтого, зелёного, го­лу­бо­го, си­не­го, фи­о­ле­то­во­го,  — не­ви­ди­мы.

3)  Совы улав­ли­ва­ют не­ви­ди­мые че­ло­ве­че­ским гла­зом лучи, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та и на­зы­ва­ют­ся ин­фра­крас­ны­ми лу­ча­ми, и по­то­му спо­соб­ны охо­тить­ся в тем­но­те.

4)  Теп­ло­вое из­лу­че­ние сов по­мо­га­ет им охо­тить­ся в ноч­ное время.

5)  Учёные счи­та­ют, что совы улав­ли­ва­ют цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра: крас­ный, оран­же­вый, жёлтый, зелёный, го­лу­бой, синий, фи­о­ле­то­вый,  — что по­мо­га­ет пти­цам ори­ен­ти­ро­вать­ся в тем­но­те.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 2) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: го­во­рит­ся толь­ко о том, что су­ще­ству­ют два вида лучей.

Пред­ло­же­ние 4) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: совам по­мо­га­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся не их соб­ствен­ное теп­ло­вое из­лу­че­ние, а из­лу­че­ние тепла от пред­ме­тов.

Пред­ло­же­ние 5) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: совы улав­ли­ва­ют не цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра, а теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та, имен­но по­это­му они и ори­ен­ти­ру­ют­ся в тем­но­те (пред­ло­же­ния 2-3 тек­ста).

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 1 и 3.

 

Ответ: 13|31.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 1490
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.


2
Тип Д3 № 8062
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЧИ­ТАТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; счи­тан­ный; не­со­вер.

1.  На­зы­вать числа в по­сле­до­ва­тель­ном по­ряд­ке. С. до де­ся­ти.

2.  кого (что). Опре­де­лять точ­ное ко­ли­че­ство кого-чего-н. С. день­ги. Цып­лят по осени счи­та­ют (посл.).

3.  кого (что). При­ни­мать в расчёт, во вни­ма­ние. Если не с. по­го­ду, то от­пуск прошёл хо­ро­шо.

4.  кого (что) кем (чем), за кого (что) или с со­ю­зом «что». Де­лать какое-н. за­клю­че­ние о ком-чём-н., при­зна­вать, по­ла­гать. С. кого-н. хо­ро­шим че­ло­ве­ком. Счи­таю, что ты не­прав.

5.  счи­тая кого (что), предл. с вин. Вклю­чая в число кого-чего-н., при­ни­мая в расчёт. Счи­тая но­вич­ков, в клас­се сорок че­ло­век.

6.  счи­тай(те), вводн. Вы­ра­жа­ет бли­зость к ис­тин­но­сти; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, счи­тай, зем­ля­ки. Мы, счи­тай, уже дома.