Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 7089
i

(1)Оро­ше­ние, или ир­ри­га­ция,  — это под­вод воды на поля, ис­пы­ты­ва­ю­щие не­до­ста­ток влаги, и уве­ли­че­ние её за­па­сов в кор­не­оби­та­е­мом слое почвы. (2)Ос­нов­ная цель оро­ше­ния со­сто­ит в уве­ли­че­нии пло­до­ро­дия почвы: ир­ри­га­ция улуч­ша­ет снаб­же­ние кор­ней рас­те­ний вла­гой и пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, сни­жа­ет тем­пе­ра­ту­ру при­зем­но­го слоя воз­ду­ха и уве­ли­чи­ва­ет его влаж­ность. (3)<....> важ­ней­ший спо­соб ме­ли­о­ра­ции за­ро­дил­ся ещё в древ­но­сти и про­дол­жа­ет ак­тив­но при­ме­нять­ся в сель­ском хо­зяй­стве по сей день.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Под­вод воды на поля, на­зы­ва­е­мый оро­ше­ни­ем (или ир­ри­га­ци­ей), яв­ля­ет­ся одним из древ­ней­ших спо­со­бов уве­ли­че­ния пло­до­ро­дия почвы, ак­тив­но при­ме­ня­е­мых в сель­ском хо­зяй­стве по сей день.

2)  Оро­ше­ние, или ир­ри­га­ция,  — это под­вод воды на поля и уве­ли­че­ние её за­па­сов в кор­не­оби­та­е­мом слое почвы.

3)  Каж­дый ого­род­ник хо­ро­шо зна­ком с про­цес­сом оро­ше­ния: ре­гу­ляр­ные по­ли­ва­ния гря­док из лейки в лет­ний сезон есть не что иное, как ир­ри­га­ция.

4)  В сель­ском хо­зяй­стве и в наше время ак­тив­но при­ме­ня­ют один из древ­ней­ших спо­со­бов уве­ли­че­ния пло­до­ро­дия почвы  — под­вод воды на поля, или оро­ше­ние (ир­ри­га­ция).

5)  Оро­ше­ние улуч­ша­ет снаб­же­ние кор­ней рас­те­ний вла­гой и пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, сни­жа­ет тем­пе­ра­ту­ру при­зем­но­го слоя воз­ду­ха и уве­ли­чи­ва­ет его влаж­ность.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 2) и пред­ло­же­нии 5) ин­фор­ма­ция не­пол­ная: не ска­за­но, что ир­ри­га­ция (оро­ше­ние) ак­тив­но при­ме­ня­ет­ся и по сей день.

Пред­ло­же­ние 3) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: оро­ше­ние, или ир­ри­га­ция,  — это под­вод воды на поля, а не полив гря­док из лейки, как утвер­жда­ет­ся в дан­ном пред­ло­же­нии.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 1) и 4).

 

Ответ: 14|41.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Юля Жигжитова 31.01.2015 15:45

Здрав­ствуй­те. Хочу спро­сить, по­че­му 1 и 4? Ведь это прак­ти­че­ски одно и тоже пред­ло­же­ние, в чем раз­ни­ца?

Татьяна Юдина

Вы очень на­блю­да­тель­ны. Так и долж­но быть, чтобы одно и то же, но по-раз­но­му.

1
Тип Д2 № 7070
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Во­пре­ки этому

Ведь

Этот

В то время как

Такие


2
Тип Д3 № 7812
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПОЛЕ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ПО́ЛЕ, -я, мн. -я, -ей, ср.

1.  Без­лес­ная рав­ни­на, про­стран­ство. Гу­лять по полю и по полю. На поле и на поле. Ле­до­вое п. (перен.: сплош­ное про­стран­ство льда).

2.  Об­ра­ба­ты­ва­е­мая под посев земля, уча­сток земли. Ржа­ное п.

3.  Боль­шая ров­ная пло­щад­ка, про­стран­ство, спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ное, пред­на­зна­чен­ное для чего-н. Фут­боль­ное, хок­кей­ное п. Лётное п.

4.  Ра­бо­та, ис­сле­до­ва­тель­ская де­я­тель­ность в при­род­ных, есте­ствен­ных усло­ви­ях (спец.). Гео­ло­ги летом в п.

5.  Про­стран­ство, в пре­де­лах к-рого про­яв­ля­ет­ся дей­ствие каких-н. сил (спец.). Маг­нит­ное п. Си­ло­вое п. П. тя­го­те­ния.

6.  перен., чего или для чего. Об­ласть де­я­тель­но­сти, по­при­ще. Об­шир­ное п. де­я­тель­но­сти.

7.  Ос­нов­ной цвет, фон под узо­ром. Жёлтые цветы по го­лу­бо­му полю.

8.  обыч­но мн. Чи­стая по­ло­са вдоль края листа в книге, тет­ра­ди, ру­ко­пи­си. Ши­ро­кие, узкие поля. За­мет­ки на полях.

9.  обыч­но мн. Край шляпы, от­хо­дя­щий в сто­ро­ну или вниз от тульи. Жёсткие, мяг­кие поля. Шляпа с за­гну­ты­ми по­ля­ми.


3
Тип Д2 № 14281
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.