Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д28 № 760
i

(1)Когда-то один древ­ний ки­тай­ский фи­ло­соф ска­зал, что мо­ло­дое де­рев­це легко гнётся от ветра и не ло­ма­ет­ся во время силь­ной бури. (2)А вот боль­шое де­ре­во, куда более креп­кое, не гнётся, но буря его может сло­мать. (3)И все не­взго­ды, все бури, каж­дый про­жи­тый год бе­реж­но хра­нят дре­вес­ные коль­ца.

 

(4)Я часто срав­ни­ваю себя с таким де­ре­вом: внут­ри меня такие же коль­ца  — мои про­жи­тые годы. (5)Я тоже, как де­ре­во, храню в себе слои от­жи­то­го: где-то в самой глу­би­не ясные, чёткие круги дет­ства, а даль­ше, на­рас­тая и на­рас­тая, от­кла­ды­ва­лась юность, зре­лость, круг за кру­гом, делая меня креп­че, из­бав­ляя от сла­бо­сти, по­дат­ли­во­сти и в то же время делая всё более уяз­ви­мым и сухим. (6)Смеш­ное дет­ство! (7)Оно впи­са­лось в мою жизнь далёким не­вер­ным ма­ре­вом, рас­кра­ши­вая бу­ду­щее яр­ки­ми меч­та­тель­ны­ми маз­ка­ми. (8)Вот коль­цо по­след­не­го года войны, по­след­не­го боя, по­след­не­го марша на тан­ках. (9)А это кри­вое коль­цо очень дол­го­го года не­счаст­ной любви, ме­та­ний... (10)Каж­дый новый круг об­ни­ма­ет всё про­шлое, рас­хо­дит­ся вширь; ка­жет­ся, и жизнь рас­ши­ря­ет­ся, за­хва­ты­вая всё новые про­стран­ства. (11)Каж­дый круг будто волна, ко­то­рая раз­бе­га­ет­ся во все сто­ро­ны, всё даль­ше от серд­це­ви­ны, от моей че­ло­ве­че­ской сути.

 

(12)Толь­ко в от­ли­чие от де­ре­ва от­пе­чат­ки лет не со­хра­ни­лись с такой чётко­стью, годы сли­лись, иные и вовсе стали не­раз­ли­чи­мы. (13)А по­то­му жизнь де­ре­ва ка­жет­ся мне за­вид­но цель­ной: каж­дый год не­укос­ни­тель­но ме­ня­лась листва, на­ра­щи­ва­лось новое коль­цо ство­ла  — не­множ­ко толще, не­множ­ко тонь­ше,  — но и корни, и листва де­ла­ли своё дело, и дело это от­кла­ды­ва­лось зри­мым слоем. (14)В де­ре­ве не было впу­стую про­жи­тых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, меч­тал, во­е­вал, ссо­рил­ся, кому-то за­ви­до­вал, рев­но­вал, искал славы, от­ча­и­вал­ся, ле­нил­ся, писал не то, что хотел,  — оно не­устан­но из­го­тав­ли­ва­ло из солн­ца кис­ло­род, лист­ву, дре­ве­си­ну. (16)Оно тоже стра­да­ло (от жары, от жуч­ков, от ран­них мо­ро­зов), но оно ни­ко­гда не от­ча­и­ва­лось, не со­вер­ша­ло ошиб­ки.

 

(17)Коль­ца моей жизни  — рас­сказ о про­шлом. (18)Коль­ца  — это ав­то­био­гра­фия че­ло­ве­ка. (19)Я раз­гля­ды­ваю этот срез, слов­но кар­ти­ну, ис­пы­ты­вая смут­ную тоску по своей жизни, далёкой от такой же яс­но­сти, от про­стых и тихих ра­до­стей земли. (20)Мне уже не­воз­мож­но дойти до та­ко­го со­вер­шен­ства. (21)Как же про­жить жизнь, чтобы не жа­леть о сде­лан­ных ошиб­ках, чтобы со­хра­нить себя, вы­сто­ять в не­взго­дах и ис­пы­та­ни­ях? (22)По-моему, стоит вспом­нить зна­ме­ни­тые стро­ки Фета: «Учись у них  — у дуба и берёзы...»

(По Д. Гра­ни­ну*)

 

* Да­ни­ил Алек­сан­дро­вич Гра­нин (ро­дил­ся в 1919 году, умер 4 июля 2017 года), рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель. Ос­нов­ная тема твор­че­ства  — по­э­зия на­уч­но-тех­ни­че­ско­го твор­че­ства, поиск ис­тин­ных цен­но­стей че­ло­ве­че­ской жизни.

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«(А)_____ (пред­ло­же­ния 17—20) по­мо­га­ет ав­то­ру пе­ре­дать ос­нов­ную мысль тек­ста. Срав­ни­вая че­ло­ве­че­скую жизнь с жиз­нью де­ре­ва, автор в 15-м пред­ло­же­нии ис­поль­зу­ет (Б)_____ («шагал по свету, меч­тал, во­е­вал, ссо­рил­ся, кому-то за­ви­до­вал, рев­но­вал, искал славы, от­ча­и­вал­ся, ле­нил­ся, писал...»). Жизнь де­ре­ва от­ли­ча­ет­ся от жизни че­ло­ве­ка. Такой троп, как (В)_____ («срез, слов­но кар­ти­ну» в пред­ло­же­нии 19), на­во­дит ав­то­ра на во­прос: «Как же про­жить жизнь, чтобы не жа­леть о сде­лан­ных ошиб­ках, чтобы со­хра­нить себя, вы­сто­ять в не­взго­дах и ис­пы­та­ни­ях?» От­ве­чая на этот во­прос, Д. Гра­нин ис­поль­зу­ет (Г)_____.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  срав­ни­тель­ный обо­рот

2)  ли­то­та

3)  фра­зео­ло­гизм

4)  ряд од­но­род­ных чле­нов

5)  развёрну­тая ме­та­фо­ра

6)  ци­ти­ро­ва­ние

7)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8)  диа­лек­тизм

9)  ри­то­ри­че­ский во­прос

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

За­пол­ним про­пус­ки.

 

«Развёрну­тая ме­та­фо­ра (раз­вер­ну­тая ме­та­фо­ра  — развёрну­тое вы­ска­зы­ва­ние, в ко­то­ром со­дер­жит­ся скры­тое срав­не­ние на ос­но­ве сход­ства, в пред­ло­же­ни­ях 17-20 жизнь срав­ни­ва­ет­ся с коль­ца­ми на срезе де­ре­ва) по­мо­га­ет ав­то­ру пе­ре­дать ос­нов­ную мысль тек­ста. Срав­ни­вая че­ло­ве­че­скую жизнь с жиз­нью де­ре­ва, автор в 15-м пред­ло­же­нии ис­поль­зу­ет ряд од­но­род­ных чле­нов («шагал по свету, меч­тал, во­е­вал, ссо­рил­ся, кому-то за­ви­до­вал, рев­но­вал, искал славы, от­ча­и­вал­ся, ле­нил­ся, писал...»). Жизнь де­ре­ва от­ли­ча­ет­ся от жизни че­ло­ве­ка. Такой троп, как срав­ни­тель­ный обо­рот («срез, слов­но кар­ти­ну» в пред­ло­же­нии 19), на­во­дит ав­то­ра на во­прос: «Как же про­жить жизнь, чтобы не жа­леть о сде­лан­ных ошиб­ках, чтобы со­хра­нить себя, вы­сто­ять в не­взго­дах и ис­пы­та­ни­ях?» От­ве­чая на этот во­прос, Д. Гра­нин ис­поль­зу­ет ци­ти­ро­ва­ние (ци­ти­ро­ва­ние  — ис­поль­зо­ва­ние до­слов­ной вы­держ­ки из ка­ко­го-либо тек­ста, в пред­ло­же­нии 22 есть ци­та­ты).

 

Чтобы за­крыть тему, чем яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­ный обо­рот, тро­пом или син­так­си­че­ским сред­ством, сде­ла­ем не­сколь­ко за­ме­ча­ний.

В дан­ном за­да­нии (а оно взято из книги, автор  — И. П. Цы­буль­ко, 2012 год) так и было на­пи­са­но: троп, а среди пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тов был лишь срав­ни­тель­ный обо­рот. По­это­му за­ме­ча­ние №1: пу­та­ни­ца в том, к чему от­не­сти срав­ни­тель­ный обо­рот, может быть и на ре­аль­ном эк­за­ме­не. По­то­му что сам по себе обо­рот яв­ля­ет­ся тро­пом, имя ко­то­ро­му  — срав­не­ние. Вот смот­ри­те:

Под бук­вой Б (как чугун) самый обыч­ный срав­ни­тель­ный обо­рот, и это ТРОП. А троп по­то­му, что нужно было найти срав­не­ние.

Если бы автор ( И. П. Цы­буль­ко) пред­ло­жил вме­сто срав­не­ния найти срав­ни­тель­ный обо­рот, то тогда вме­сто «троп» долж­но было бы по­явить­ся «син­так­си­че­ское сред­ство». От­сю­да за­ме­ча­ние №2: не долж­но одно и то же язы­ко­вое яв­ле­ние на­зы­вать­ся по-раз­но­му. Но так счи­та­ет ФИПИ, так счи­та­ет ещё часть раз­ра­бот­чи­ков. Вы не найдёте та­ко­го по­во­ро­та у Н. А. Се­ни­ной, нет та­ко­го в кни­гах Драб­ки­ной, по­то­му что они не вы­де­ля­ют срав­ни­тель­ный обо­рот как от­дель­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти. И нет та­ко­го сред­ства ни в одном серьёзном сло­ва­ре, где все сред­ства пе­ре­чис­ле­ны.

От­сю­да вы­те­ка­ет стран­ный ответ на во­прос, чем яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­ный обо­рот: смот­ря что найти нужно. По­это­му все со­об­ще­ния, в ко­то­рых на­пи­са­но, что срав­ни­тель­ный обо­рот  — это син­так­си­че­ское сред­ство, оши­боч­ны.

Од­на­ко если раз­ра­бот­чи­ки хотят ви­деть нечто осо­бен­ное в обо­ро­те, на­зы­вая его при этом са­мо­сто­я­тель­ным син­так­си­че­ским сред­ством, так тому и быть: пусть ука­зы­ва­ют срав­ни­тель­ный обо­рот в спис­ке и син­так­си­че­ское сред­ство в ре­цен­зии. Но если они вдруг сде­ла­ют ошиб­ку, как в этом за­да­нии,  — мы вас пре­ду­пре­ди­ли.

 

Ответ: 5416.

 

При­ме­ча­ние.

В тек­сте ре­цен­зии вме­сто «Такой троп, как (В)», воз­мож­но, долж­но быть «Такое син­так­си­че­ское сред­ство». Пе­чат­ное из­да­ние мы из­ме­нять не будем.

Правило: 22 ЕГЭ. Ос­нов­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка

ЗА­ДА­НИЕ 22 ЕГЭ (вве­де­но в 2024-2025 уч.году): АНА­ЛИЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ

 

За­да­ние 26 на со­от­вет­ствие по теме изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств за­ме­не­но новым за­да­ни­ем 22, не преду­смат­ри­ва­ю­щим опоры на мак­ро­текст.

 

В 2024-2025 году к за­да­нию 22 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

За­да­ние 22 тре­бу­ет со­от­не­сти при­ме­ры тех или иных изоб­ра­зи­тель­но вы­ра­зи­тель­ных средств, взя­тые из по­э­ти­че­ских, про­за­и­че­ских и дру­гих тек­стов, с об­ще­при­ня­ты­ми в язы­ко­зна­нии на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств. При этом в левой ко­лон­ке, где при­ве­де­ны при­ме­ры, пред­став­ле­но пять пунк­тов, а в пра­вой ко­лон­ке, где пе­ре­чис­ле­ны на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, пред­став­ле­но де­вять пунк­тов, то есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­ре на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств в итоге долж­ны ока­зать­ся не­за­дей­ство­ван­ны­ми.

 

Ука­за­ния, ко­то­рые даёт ФИПИ уча­щим­ся:

 

1.  Ответ на за­да­ние 22 пред­став­ля­ет собой пять цифр, ко­то­рые долж­ны быть за­пи­са­ны в бланк от­ве­тов без про­бе­лов и за­пя­тых.

2.  По­ря­док за­пи­си сим­во­лов имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние.

3.  Пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния 22 оце­ни­ва­ет­ся 2 бал­ла­ми. За­да­ние счи­та­ет­ся вы­пол­нен­ным верно, если ответ за­пи­сан в той форме, ко­то­рая ука­за­на в ин­струк­ции по вы­пол­не­нию за­да­ния, и пол­но­стью сов­па­да­ет с эта­ло­ном от­ве­та: каж­дый сим­вол в от­ве­те стоит на своём месте, лиш­ние сим­во­лы в от­ве­те от­сут­ству­ют. За ответ на за­да­ние 22 вы­став­ля­ет­ся 1 балл, если на любых одной или двух по­зи­ци­ях от­ве­та за­пи­са­ны не те сим­во­лы, ко­то­рые пред­став­ле­ны в эта­ло­не от­ве­та. Во всех дру­гих слу­ча­ях вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов. Если ко­ли­че­ство сим­во­лов в от­ве­те боль­ше тре­бу­е­мо­го, вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов вне за­ви­си­мо­сти от того, были ли ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые сим­во­лы.

4.  В от­ве­те не долж­но быть по­вто­ря­ю­щих­ся цифр. Зна­чит, если в двух язы­ко­вых при­ме­рах при­сут­ству­ет, пред­по­ло­жим, ги­пер­бо­ла, не­об­хо­ди­мо в каж­дом слу­чае про­ана­ли­зи­ро­вать, какие ещё сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти встре­ча­ют­ся в этих при­ме­рах, и со­от­не­сти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти с пред­став­лен­ным спис­ком таким об­ра­зом, чтобы из­бе­жать по­вто­ря­ю­щих­ся цифр в от­ве­те.

5.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ряде слу­ча­ев от­дель­ные буквы, слова или вы­ра­же­ния в язы­ко­вых при­ме­рах мар­ки­ру­ют­ся (то есть вы­де­ля­ют­ся по­лу­жир­но и кур­си­вом, если речь идёт о сло­вах, или по­лу­жир­но и подчёрки­ва­ни­ем, если фик­си­ру­ют­ся от­дель­ные буквы, обо­зна­ча­ю­щие звуки). Для эк­за­ме­ну­е­мо­го это сиг­нал к тому, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать имен­но про­мар­ки­ро­ван­ные яв­ле­ния. Если мар­ки­ров­ка от­сут­ству­ет, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать весь пред­став­лен­ный фраг­мент.

6.  Все­гда мар­ки­ру­ют­ся ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция и ме­то­ни­мия. Сле­до­ва­тель­но, нель­зя при­знать, на­при­мер, ас­со­нан­сом то, что не про­мар­ки­ро­ва­но.

7.  Дру­гие яв­ле­ния мар­ки­ру­ют­ся по мере не­об­хо­ди­мо­сти.

8.  Ино­гда в ка­че­стве язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла ис­поль­зу­ют­ся пред­ло­же­ния с фра­зео­ло­гиз­мом. При этом вни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го долж­но быть со­сре­до­то­че­но на том сред­стве вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рое лежит в ос­но­ве дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

 

Тер­ми­ны, ко­то­рые будут ис­поль­зо­вать­ся в за­да­ни­ях:

 

Ко­ли­че­ство тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии  — 22.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства фо­не­ти­ки: ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства лек­си­ки: эпи­тет, ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, оли­це­тво­ре­ние, ги­пер­бо­ла, ли­то­та, срав­не­ние.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства син­так­си­са: син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, пар­цел­ля­ция, во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния, гра­да­ция, ин­вер­сия, лек­си­че­ский по­втор, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, ан­ти­те­за; ри­то­ри­че­ский во­прос, ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние, ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние; мно­го­со­ю­зие, бес­со­ю­зие.

 

Опре­де­ле­ния всех пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии 22, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми при­ме­ра­ми пред­став­ле­ны в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ по рус­ско­му языку»

Пе­рей­ти по ссыл­ке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

ИЛИ

ска­чать файл с на­ше­го сер­ве­ра ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

 

ФИПИ ин­фор­ми­ру­ет, что ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми клас­си­фи­ка­ции изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1) при­каз Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18.05.2023 № 371 «Об утвер­жде­нии фе­де­раль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»;

2) Уни­вер­саль­ный спра­воч­ник по рус­ско­му языку: Ор­фо­гра­фия. Пунк­ту­а­ция. Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка / Д.Э. Ро­зен­таль. – М.: Мир и Об­ра­зо­ва­ние, 2015;

3) учеб­ни­ки по рус­ско­му языку для 10–11 клас­сов в со­ста­ве дей­ству­ю­ще­го на дан­ный мо­мент фе­де­раль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, до­пу­щен­ных к ис­поль­зо­ва­нию при ре­а­ли­за­ции име­ю­щих го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­нов­но­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность;

4) Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка и ре­че­вые ошиб­ки и недочёты / под ред. А.П. Ско­во­род­ни­ко­ва. – 3-е изд., стер. – М.: Флин­та, 2011.

Гость 29.05.2012 22:19

По­след­ний ответ,по-моему, не верен т.к в тек­сте дан­ное пред­ло­же­ние не вы­де­ле­но ко­выч­ка­ми, зна­чит не ци­ти­ро­ва­ние, ещё это пред­ло­же­ние зву­чит как во­прос, на ко­то­рый можно не от­ве­чать, боль­ше на ри­то­ри­че­ский сма­хи­ва­ет

Гость

Для от­ве­та на во­прос ис­поль­зу­ет­ся ци­та­та из Фета «Учись у них — у дуба и берёзы...»

Гость 12.05.2015 12:20

Можно ли по­лу­чить по­яс­не­ние? По­че­му в по­след­ний пункт нель­зя ста­вить 7 (во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния)?

Татьяна Юдина

Долж­но быть не­сколь­ко во­про­сов—от­ве­тов. Здесь же явная ци­та­та.

Егор Горбунов 28.05.2016 12:20

Если я не оши­ба­юсь, срав­ни­тель­ный обо­рот - это син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, а не троп.

Татьяна Стаценко

Оши­ба­е­тесь.

Анна Николаева 10.02.2017 16:19

Нет, Та­тья­на, в дан­ном слу­чае оши­ба­е­тесь вы, а вот Егор Гор­бу­нов аб­со­лют­но прав. В связи с этим прошу как можно быст­рее ис­пра­вить гру­бей­шую ошиб­ку в за­да­нии (долж­но быть не "Такой троп, как срав­ни­тель­ный обо­рот", а "Такой син­так­си­че­ский приём, как срав­ни­тель­ный обо­рот"). На­ря­ду с ме­та­фо­рой, ме­то­ни­ми­ей, ги­пер­бо­лой, ли­то­той и т.д. в си­сте­му ТРО­ПОВ вхо­дит СРАВ­НЕ­НИЕ (см. Ари­сто­те­ля). Срав­ни­тель­ный обо­рот - это имен­но син­так­си­че­ский приём (см., что такое ОБО­РОТ - син­так­си­че­ское сред­ство, ко­то­рое рас­смат­ри­ва­ет­ся как обособ­ля­е­мый член пред­ло­же­ния).

Татьяна Стаценко

Срав­не­ние, как Вы сами утвер­жда­е­те, - это троп. Так по­че­му же срав­ни­тель­ный обо­рот Вы тро­пом не счи­та­е­те? Срав­ни­тель­ный обо­рот - это одна из раз­но­вид­но­стей срав­не­ния. Так думаю не толь­ко я одна. При­ве­ду не­сколь­ко ссы­лок. «Срав­не­ния бы­ва­ют раз­лич­ны­ми по струк­ту­ре, чаще всего они вы­сту­па­ют в форме срав­ни­тель­но­го обо­ро­та» (http://www.kakprosto.ru/kak-82735-chto-takoe-sravnitelnyy-oborot#ixzz4YJgmM4Sc»). «Срав­не­ния в виде срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, об­ра­зо­ван­но­го при по­мо­щи со­ю­зов как, будто, слов­но, точно: «Мужик глуп, как сви­нья, а хитёр, как чёрт» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Срав­не­ние_(ри­то­ри­ка)

И ещё, на мой взгляд, удач­ный ма­те­ри­ал по­смот­ри­те здесь http://yourspeech.ru/eloquence/talk/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

Анна Николаева 15.02.2017 10:59

Та­тья­на, по­жа­луй­ста, при­слу­шай­тесь к моей ар­гу­мен­та­ции. Я утвер­ждаю, что срав­не­ние яв­ля­ет­ся тро­пом, вслед за Ари­сто­те­лем. Это прин­ци­пи­аль­но. Наука тре­бу­ет точ­но­сти тер­ми­но­ло­гии, как и за­да­ние 24, в част­но­сти. Как мы знаем, тер­ми­ны в этом за­да­нии рас­пре­де­ля­ют­ся на три глав­ные груп­пы: тропы, лек­си­че­ские приёмы и син­так­си­че­ские сред­ства. Срав­не­ние (тер­мин) - это троп. Срав­ни­тель­ный обо­рот (тоже тер­мин) - это СИН­ТАК­СИ­ЧЕ­СКИЙ СПО­СОБ ОФОРМ­ЛЕ­НИЯ СРАВ­НЕ­НИЯ (ана­ло­гии). Не­смот­ря на внут­рен­нюю связь, срав­не­ние и срав­ни­тель­ный обо­рот - раз­ные вещи, по­сколь­ку не каж­дое срав­не­ние оформ­ля­ет­ся с по­мо­щью обо­ро­та (Гусар чёртом про­мчал­ся по улице). Или: Гусар, как чёрт, про­мчал­ся по улице. Во вто­ром при­ме­ре с гу­са­ром ис­поль­зу­ет­ся имен­но срав­ни­тель­ный обо­рот в роли син­так­си­че­ско­го сред­ства. Речь идёт о кор­рект­но­сти тер­ми­но­ло­гии. Имен­но по­это­му Егор со­вер­шен­но прав. И по­след­нее: не могут быть на­уч­ны­ми, объ­ек­тив­ны­ми, ав­то­ри­тет­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми ано­ним­ные ма­те­ри­а­лы ин­тер­не­та и, тем более, Ви­ки­пе­дии. Не со­ве­тую вам на них опи­рать­ся. Да­вай­те будем на­пря­мую ссы­лать­ся на То­ма­шев­ско­го, Квят­ков­ско­го и дру­гих ав­то­ри­тет­ных спе­ци­а­ли­стов, когда речь идёт о каких-то слож­ных, не­од­но­знач­ных, спор­ных мо­мен­тах

Татьяна Стаценко

Вы сами себе про­ти­во­ре­чи­те: пи­ше­те о «не­од­но­знач­ных, спор­ных мо­мен­тах», но при этом од­но­знач­но утвер­жда­е­те, что су­ще­ству­ют два мне­ния: одно - Ваше, а вто­рое - не­пра­виль­ное. Судя по Ва­ше­му мне­нию, дан­ное за­да­ние от­ве­та иметь не может, так как текст со­став­лен не­кор­рект­но. Если Вы хо­ти­те об­су­дить этот спор­ный мо­мент, мы можем сде­лать это в груп­пе, но здесь по­ле­ми­ку мы пре­кра­ща­ем, а за­да­ние остав­ля­ем без из­ме­не­ния.

1
Тип 23 № 750
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Чем боль­ше де­ре­во, тем труд­нее его сло­мать.

2)  Про­жи­тая жизнь со­хра­ня­ет­ся в па­мя­ти че­ло­ве­ка.

3)  Жизнь рас­сказ­чи­ка да­ле­ка от яс­но­сти.

4)  Де­ре­во не может де­лать оши­бок.

5)  Че­ло­век может до­стиг­нуть со­вер­шен­ства даже после со­вер­ше­ния мно­го­чис­лен­ных оши­бок.


2
Тип 24 № 751
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ния 4—11 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 15—16 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные со­бы­тия.

3)  Пре­об­ла­да­ю­щий тип тек­ста—опи­са­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 22 со­дер­жит ответ на во­прос, за­дан­ный в пред­ло­же­нии 21.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 17—22 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 752
i

Из пред­ло­же­ний 7—10 вы­пи­ши­те си­но­ним к слову« мираж».


4
Тип 26 № 759
i

Среди пред­ло­же­ний 6—11 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 753
i

Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова СЕРД­ЦЕ­ВИ­НА.


6
Тип Д B2 № 754
i

Из пред­ло­же­ний 16—18 вы­пи­ши­те союз(-ы).


7
Тип Д B3 № 755
i

Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те сло­во­со­че­та­ние со свя­зью ПРИ­МЫ­КА­НИЕ.


8
Тип Д B4 № 756
i

Среди пред­ло­же­ний 15—19 най­ди­те такие, в ко­то­рых под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое вы­ра­же­ны одной ча­стью речи. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.


9
Тип Д B5 № 757
i

Среди пред­ло­же­ний 6—11 най­ди­те такие, в ко­то­рых есть обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.


10
Тип Д B6 № 758
i

В пер­вом и вто­ром аб­за­цах най­ди­те слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.


11
Тип Д27 C27 № 2356
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.