Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B4 № 794
i

(1)В пись­ме к жене 18 мая 1836 года Пуш­кин удив­лял­ся: от­ку­да взя­лись эти бла­го­ра­зум­ные мо­ло­дые люди, «ко­то­рым плюют в глаза, а они ути­ра­ют­ся» вме­сто того, чтобы за­щи­тить свою честь? (2)Ино­гда ка­жет­ся, что мы вышли из ши­не­лей имен­но этих людей. (3)Звон упру­гой стали более не слы­шит­ся нам в слове честь.

 

(4)От­кро­ем сло­варь Даля, чтобы вспом­нить, во имя чего ста­ви­лась на карту жизнь, пол­ная ве­ли­ких на­дежд и ге­ни­аль­ных за­мыс­лов. (5)Итак, «честь  — внут­рен­нее нрав­ствен­ное до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка, доб­лесть, чест­ность, бла­го­род­ство души и чи­стая со­весть». (6)И тут же при­ме­ры: «Че­ло­век не­за­пят­нан­ной чести. По чести... Уве­ряю вас че­стью. По­сту­пок, не­сов­ме­сти­мый с че­стью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя тре­бу­ет крови...».

 

(7)Дуэль! (8)Толь­ко этот раз­ряд убий­ствен­ной силы мог стре­ми­тель­но вос­ста­но­вить нрав­ствен­ное рав­но­ве­сие. (9)Под­лец знал, что его под­лость может быть на­ка­за­на не взи­ма­ни­ем штра­фа через год по при­го­во­ру суда, а се­год­ня ве­че­ром. (10)Самое позд­нее  — зав­тра утром. (11)Пош­ляк не го­во­рил дву­смыс­лен­но­стей вслух, осте­ре­га­ясь не­мед­лен­но­го воз­мез­дия. (12)Сплет­ник вы­нуж­ден был осто­рож­ни­чать.(13)В гроз­ном свете ду­эль­ных пра­вил слово быст­ро от­ли­ва­лось в сви­нец.

 

(14)А как же Пуш­кин? (15)Какая не­по­пра­ви­мая и бес­смыс­лен­ная ги­бель...

 

(16)Да, не­по­пра­ви­мая, но не бес­смыс­лен­ная. (17)Да, «не­воль­ник чести», но ведь чести!

 

(18)3а год до дуэли Пуш­кин писал графу Реп­ни­ну: «Как дво­ря­нин и отец се­мей­ства, я дол­жен блю­сти честь и имя, ко­то­рое остав­лю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё осталь­ное им не нужно, всё осталь­ное  — не­важ­но. (21)Оче­вид­но, нам ещё мно­гое пред­сто­ит пе­ре­жить и пе­ре­ду­мать, чтобы вер­нуть­ся к по­ни­ма­нию этой ис­ти­ны.

(По Д. Ше­ва­ро­ву)

Среди пред­ло­же­ний 1—5 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние, в ко­то­рое вхо­дит од­но­со­став­ное не­опре­де­лен­но-лич­ное. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Не­опре­делённо-лич­ные пред­ло­же­ния  — это од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния, ко­то­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или со­сто­я­ние не­опре­делённого лица.

 

(1)В пись­ме к жене 18 мая 1836 года Пуш­кин удив­лял­ся: от­ку­да взя­лись эти бла­го­ра­зум­ные мо­ло­дые люди, «ко­то­рым плюют в глаза, а они ути­ра­ют­ся» вме­сто того, чтобы за­щи­тить свою честь? (ос­но­ва: «плюют»)

Гость 03.07.2014 22:33

Лицо для дей­ствия "плюют" опре­де­ле­но: "они плюют".

Татьяна Юдина

Ку­со­чек пред­ло­же­ния «ко­то­рым плюют в глаза, а они ути­ра­ют­ся» со­сто­ит из двух про­стых пред­ло­же­ний. И если вто­рое пред­ло­же­ние имеет ос­но­ву они вы­ти­ра­ют­ся, то в пер­вом пред­ло­же­нии под­ле­жа­ще­го нет. Вы же не зна­е­те, кто плюет? Лицо не опре­де­ле­но.

1
Тип 23 № 788
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Че­ло­век дол­жен уметь за­щи­щать свою честь.

2)  Ги­бель Пуш­ки­на на дуэли бес­по­лез­на и бес­смыс­лен­на.

3)  По­том­кам достаётся имя и честь отцов, всё осталь­ное не­важ­но.

4)  Дуэль была спо­со­бом вос­ста­но­вить нрав­ствен­ное рав­но­ве­сие.

5)  Мно­гие со­вре­мен­ные люди слы­шат в слове «честь» звон стали.


2
Тип 24 № 789
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1—3 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  Пре­об­ла­да­ю­щий тип тек­ста—опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 9—12 под­твер­жда­ют суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в пред­ло­же­ни­ях 7—8.

4)  Пред­ло­же­ния 16—17 под­твер­жда­ют суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в пред­ло­же­нии 15.

5)  Пред­ло­же­ние 6 со­дер­жит при­ме­ры к опре­де­ле­нию по­ня­тия, при­ведённому в пред­ло­же­ний 5.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 790
i

Из пред­ло­же­ния 4 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 797
i

Среди пред­ло­же­ний 1—9 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ча­сти­цы, ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и кон­текст­но­го си­но­ни­ма.. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 791
i

Из пред­ло­же­ний 13—15 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом.


6
Тип Д B2 № 792
i

Из пред­ло­же­ний 1—3 вы­пи­ши­те все ча­сти­цы.


7
Тип Д B3 № 793
i

Из пред­ло­же­ния 13 вы­пи­ши­те под­чи­ни­тель­ное сло­во­со­че­та­ние со свя­зью ПРИ­МЫ­КА­НИЕ.


8
Тип Д B5 № 795
i

Среди пред­ло­же­ний 10—21 най­ди­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть обособ­лен­ное при­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 796
i

Среди пред­ло­же­ний 2—8 най­ди­те слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых есть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное. На­пи­ши­те но­ме­ра этих слож­ных пред­ло­же­ний.


10
Тип Д28 № 798
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Каж­дая строч­ка, каж­дое слово Дмит­рия Ше­ва­ро­ва про­ни­за­ны ис­крен­ним ува­же­ни­ем к лич­но­сти Пуш­ки­на. Эмо­ци­о­наль­ное, не­рав­но­душ­ное от­но­ше­ние ав­то­ра вы­ра­же­но с по­мо­щью та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (А)_____ (пред­ло­же­ния 7, 17), а также лек­си­че­ских  — (Б)_____ («под­лец», «пош­ляк», «сплет­ник») и (В)_____ («честь и имя» в пред­ло­же­ни­ях 18—19), (Г)_____ («звон... стали в слове...», в пред­ло­же­нии 3, «раз­ряд... силы» в пред­ло­же­нии 8, «слово... от­ли­ва­лось в сви­нец» в пред­ло­же­нии 13) при­да­ют осо­бую об­раз­ность тек­сту Д. Ше­ва­ро­ва».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ри­то­ри­че­ский во­прос

2)  лек­си­че­ский по­втор

3)  эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова

4)  ги­пер­бо­ла

5)  эпи­те­ты

6)  ме­та­фо­ры

7)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8)  срав­ни­тель­ный обо­рот

9)  ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2357
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.