Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 9346
i

(1)Живые ор­га­низ­мы могут за­щи­щать­ся от не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ствий и со­хра­нять ста­биль­ность внут­рен­ней среды бла­го­да­ря тому, что они спо­соб­ны адап­ти­ро­вать­ся. (2)Под адап­та­ци­ей по­ни­ма­ет­ся со­во­куп­ность всех фи­зио­ло­ги­че­ских ре­ак­ций, обес­пе­чи­ва­ю­щих при­спо­соб­ле­ние стро­е­ния и функ­ций ор­га­низ­ма или от­дель­но­го ор­га­на к из­ме­не­нию окру­жа­ю­щей среды. (3)<…>, адап­та­ция иг­ра­ет очень важ­ную роль в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов, ведь если бы ор­га­низм не об­ла­дал спо­соб­но­стью адап­ти­ро­вать­ся, то из­ме­не­ние усло­вий су­ще­ство­ва­ния могло бы при­ве­сти к его ги­бе­ли.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Живые ор­га­низ­мы в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти спо­соб­ны за­щи­щать­ся от не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ствий окру­жа­ю­щей среды, иначе из­ме­не­ние усло­вий могло бы при­ве­сти их к ги­бе­ли.

2)  Спо­соб­ность к адап­та­ции, обес­пе­чи­ва­ю­щей при­спо­соб­ле­ние ор­га­низ­ма или от­дель­но­го ор­га­на к из­ме­не­ни­ям окру­жа­ю­щей среды, иг­ра­ет очень важ­ную роль, за­щи­щая живые ор­га­низ­мы от не­бла­го­при­ят­ных

воз­дей­ствий и спа­сая их от ги­бе­ли.

3)  Адап­та­ция  — это со­во­куп­ность всех фи­зио­ло­ги­че­ских ре­ак­ций, обес­пе­чи­ва­ю­щих при­спо­соб­ле­ние ор­га­низ­ма или от­дель­но­го ор­га­на к из­ме­не­нию окру­жа­ю­щей среды.

4)  За­щи­тить­ся от не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ствий и тем самым из­бе­жать ги­бе­ли живым ор­га­низ­мам по­мо­га­ет адап­та­ция, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет при­спо­соб­ле­ние к из­ме­не­ни­ям окру­жа­ю­щей среды.

5)  Если живые ор­га­низ­мы не будут це­ле­на­прав­лен­но раз­ви­вать в себе спо­соб­ность адап­ти­ро­вать­ся к из­ме­ня­ю­щим­ся внеш­ним усло­ви­ям, это при­ведёт к их ги­бе­ли.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста верно пе­ре­да­на в пред­ло­же­ни­ях 2 и 4.

 

Ответ: 24|42.

Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 9347
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

Од­на­ко

Кроме того

Воз­мож­но

Хотя

Без­услов­но


2
Тип Д3 № 9348
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова УСЛО­ВИЕ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

УСЛО­ВИЕ, -я, ср.

1)  Тре­бо­ва­ние, вы­дви­га­е­мое к.-либо, от вы­пол­не­ния ко­то­ро­го за­ви­сит какой-л. уго­вор, со­гла­ше­ние с кем-л. Не­пре­мен­ное, обя­за­тель­ное у. У. отца, то­ва­ри­ща, со­пер­ни­ка.

2)  Обя­за­тель­ство, со­гла­ше­ние между кем-л., опре­де­ля­ю­щее дей­ствия сто­рон. Вы­год­ные у. У. пе­ре­ми­рия, найма, сдел­ки.

3)  толь­ко мн.: Об­ста­нов­ка, в ко­то­рой про­ис­хо­дит, про­те­ка­ет что-л. Труд­ные, не­бла­го­при­ят­ные у. У. для за­ня­тий.

4)  Ос­но­ва, пред­по­сыл­ка чего-л. Тепло – важ­ное у. раз­ви­тия рас­те­ний.

5)  По­ло­же­ния, све­де­ния, ле­жа­щие в ос­но­ве чего-л. У. за­да­чи.


3
Тип Д2 № 14328
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное слово, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.