Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B4 № 946
i

(1)В мар­тов­ском и ап­рель­ском но­ме­рах жур­на­ла «Урал» за 2004 год опуб­ли­ко­ва­на по­весть Ма­ри­ны Го­лу­биц­кой «Вот и вся лю­бовь». (2)Она по­свя­ще­на перм­ской учи­тель­ни­це ли­те­ра­ту­ры, зна­ме­ни­той в 70-80-х годах Елене Ни­ко­ла­ев­не (фа­ми­лия в по­ве­сти из­ме­не­на, а имя и от­че­ство  — нет).

 

(3)А я хо­ро­шо знала Елену Ни­ко­ла­ев­ну. (4)При со­вет­ской вла­сти её вы­жи­ли из элит­ной школы: не лю­би­ли тогда, чтоб лич­ность вы­де­ля­лась умом и ис­крен­но­стью  — ох, как не лю­би­ли! (5)И она ушла ра­бо­тать в школу ра­бо­чей мо­ло­де­жи, где я как раз слу­жи­ла биб­лио­те­ка­рем.

 

(6)На самом деле мне толь­ко ка­за­лось, что я хо­ро­шо знала Елену Ни­ко­ла­ев­ну! (7)3нала, да не знала! (8)В по­ве­сти при­ве­де­ны пись­ма Елены Ни­ко­ла­ев­ны, много её пре­крас­ных писем. (9)Глу­бо­ких, ярких писем, в ко­то­рых её лю­бовь к уче­ни­кам, её па­мять о каж­дом из них так по­ра­зи­ли меня!

 

(10)Я долго пла­ка­ла, когда за­кон­чи­ла чи­тать по­весть, и это были про­светлённые, бла­го­дар­ные слёзы. (11)Я чув­ство­ва­ла себя счаст­ли­вой и по­то­му, что Ма­ри­на Го­лу­биц­кая на­пи­са­ла эту пре­крас­ную по­весть о чу­дес­ном че­ло­ве­ке, и по­то­му, что жил этот че­ло­век  — Елена Ни­ко­ла­ев­на  — в Перми, моём го­ро­де! (12)А более всего меня ра­до­ва­ла мысль, что на самом деле «время  — чест­ный че­ло­век». (13)Как лю­би­ла учи­тель­ни­ца своих уче­ни­ков! (14)И они от­пла­ти­ли ей вза­им­но­стью! (15)Когда Елена Ни­ко­ла­ев­на ока­за­лась за гра­ни­цей, где стра­да­ла от но­сталь­гии, оди­но­че­ства и бо­лез­ней, уче­ни­ки пи­са­ли, при­ез­жа­ли, по­мо­га­ли, снова пи­са­ли, снова при­ез­жа­ли...

 

(16)Я помню, как мы од­на­ж­ды в школе ра­бо­чей молодёжи вели с Еле­ной Ни­ко­ла­ев­ной дол­гий раз­го­вор о «Виш­не­вом саде». (17)Она го­во­ри­ла: «У Ло­па­хи­на есть уме­ние жить, но нет куль­ту­ры, а у Ра­нев­ской есть куль­ту­ра, но со­вер­шен­но нет уме­ния жить».

 

  — (18)Будет ли в Рос­сии время, когда всё это уме­стит­ся в одном че­ло­ве­ке?  — спро­си­ла я.

 

(19)Помню, как иро­нич­но она на меня по­смот­ре­ла в ответ...

 

(20)Но как она тос­ко­ва­ла по этой Рос­сии! (21)Пе­ре­чи­ты­ва­ла лю­би­мых ав­то­ров, пи­са­ла пре­крас­ные пись­ма уче­ни­кам, остав­шим­ся на ро­ди­не. (22)Есть такое зна­ме­ни­тое из­ре­че­ние: «Тер­пе­ние кра­си­во». (23)Её тер­пе­ние было кра­си­во.

 

(24)И всё же, когда она за­бо­ле­ла и ока­за­лась в доме для пре­ста­ре­лых... вдруг от­ка­за­лась при­ни­мать ле­кар­ства и через месяц умер­ла. (25)Как Го­голь. (26)Но это я так думаю. (27)Мы же ни­ко­гда не узна­ем, по­че­му про­изо­шло то, что про­изо­шло в конце...

 

(28)Но оста­лись уче­ни­ки  — много уче­ни­ков. (29)И все пом­нят её уроки, её мысли, её доб­ро­ту и ши­ро­ту её взгля­дов. (30)И та же Ма­ри­на Го­лу­биц­кая меч­та­ет когда-ни­будь  — там  — снова встре­тить­ся с Еле­ной Ни­ко­ла­ев­ной и по­си­деть с нею на ска­мей­ке, как бы­ва­ло, чтоб на­го­во­рить­ся всласть...

(По Н. Гор­ла­но­вой*)

 

*Нина Вик­то­ров­на Гор­ла­но­ва (род. в 1947)  — рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца, пуб­ли­ку­ет­ся с 1980 года.

Ис­точ­ник: тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант

Среди пред­ло­же­ний 12—21 най­ди­те слож­ное, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит од­но­со­став­ное опре­делённо-лич­ное. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Опре­делённо-лич­ные пред­ло­же­ния  — од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или со­сто­я­ния не­по­сред­ствен­ных участ­ни­ков речи. Ска­зу­е­мое (глав­ный член) в них вы­ра­жа­ет­ся фор­мой 1-го или 2-го лица гла­го­лов един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа.

 

(19)Помню, как иро­нич­но она на меня по­смот­ре­ла в ответ... (ос­но­ва: «помню»)

Гость 04.08.2014 15:16

по­че­му не под­хо­дит 12 пред­ло­же­ние?

Татьяна Стаценко

В пред­ло­же­нии 12 две дву­со­став­ных ос­но­вы: МЫСЛЬ РА­ДО­ВА­ЛА и ВРЕМЯ - ЧЕСТ­НЫЙ ЧЕ­ЛО­ВЕК.

Гость 28.11.2014 08:46

По­че­му не вхо­дит 21 пред­ло­же­ние?

Татьяна Юдина

Во-пер­вых, по­то­му что оно не слож­ное. Во-вто­рых, по­то­му что в пред­ло­же­нии нет гла­го­лов, от­но­ся­щих­ся к 1-му или 2-му лицу.

1
Тип 23 № 940
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Вос­по­ми­на­ния ав­то­ра тек­ста Нины Гор­ла­но­вой нашли от­ра­же­ние в её по­ве­сти «Вот и вся лю­бовь».

2)  Елена Ни­ко­ла­ев­на, ока­зав­шись за гра­ни­цей, по­лу­ча­ла под­держ­ку и по­мощь от своих уче­ни­ков.

3)  Автор тек­ста гор­дит­ся тем, что учи­лась в клас­се, где пре­по­да­ва­ла Елена Ни­ко­ла­ев­на.

4)  Чув­ствуя ис­крен­нюю лю­бовь учи­те­ля, уче­ни­ки от­ве­ча­ют вза­им­но­стью.

5)  Елена Ни­ко­ла­ев­на ве­ри­ла, что уме­ние жить и куль­ту­ру воз­мож­но со­еди­нить в одном че­ло­ве­ке.


2
Тип 24 № 941
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  15 пред­ло­же­ние под­твер­жда­ет суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в 14 пред­ло­же­нии тек­ста.

2)  Пред­ло­же­ния 8—9 тек­ста со­дер­жат опи­са­тель­ный фраг­мент.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 11—13 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 24 пе­ре­чис­ле­ны про­ис­хо­дя­щие друг за дру­гом со­бы­тия.

5)  Пред­ло­же­ние 20 по­яс­ня­ет пред­ло­же­ние 19.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 942
i

Из пред­ло­же­ния 6 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 949
i

Среди пред­ло­же­ний 10—15 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и двух лич­ных ме­сто­име­ний. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B1 № 943
i

Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова ИЗ­РЕ­ЧЕ­НИЕ (пред­ло­же­ние 22).


6
Тип Д B2 № 944
i

Из пред­ло­же­ний 3-5 вы­пи­ши­те все пред­ло­ги.


7
Тип Д B3 № 945
i

Опре­де­ли­те тип под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии СНОВА ПИ­СА­ЛИ (пред­ло­же­ние 15).


8
Тип Д B5 № 947
i

Среди пред­ло­же­ний 15—22 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным рас­про­странённым со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 948
i

Среди пред­ло­же­ний 10—17 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


10
Тип Д28 № 950
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Со­зда­вая образ за­ме­ча­тель­но­го учи­те­ля, автор ис­поль­зу­ет такие син­так­си­че­ские сред­ства, как (А)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 15, 29) и (Б)_____ (на­при­мер, пред­ло­же­ния 13, 20), а также такой приём, как (В)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 17, 22). Ис­крен­ность и глу­би­на чув­ства, ис­пы­тан­но­го Н. Гор­ла­но­вой, когда она чи­та­ла книгу о Елене Ни­ко­ла­ев­не, по­ка­за­на с по­мо­щью та­ко­го тропа, как (Г)_____ (про­светлённые, бла­го­дар­ные слезы в пред­ло­же­нии 10)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  срав­ни­тель­ный обо­рот

2)  тер­мин

3)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  ци­ти­ро­ва­ние

5)  ри­то­ри­че­ский во­прос

6)  эпи­тет

7)  пар­цел­ля­ция

8)  ряды од­но­род­ных чле­нов

9)  ги­пер­бо­ла

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 2361
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.