Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 9979
i

(1)Диа­лек­то­ло­гия тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­на с та­ки­ми на­у­ка­ми, как ис­то­рия языка, эт­но­гра­фия. (2)Ис­то­ри­ки языка все­гда об­ра­ща­лись к дан­ным со­вре­мен­ных диа­лек­тов, по­сколь­ку в них в силу не­рав­но­мер­но­сти раз­ви­тия не­ред­ко со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты фо­не­ти­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го строя, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при объ­яс­не­нии ис­то­рии зву­ков. (3)<…> эт­но­гра­фов и ис­то­ри­ков на­род­ной куль­ту­ры ин­те­ре­су­ет пре­жде всего диа­лект­ная лек­си­ка, так как в ос­нов­ных те­ма­ти­че­ских груп­пах диа­лект­ной лек­си­ки вы­ра­же­ны на­род­ные пред­став­ле­ния о мире.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Тес­ная связь диа­лек­то­ло­гии с ис­то­ри­ей языка и эт­но­гра­фи­ей обу­слов­ле­на тем, что со­хра­ня­ю­щи­е­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты по­мо­га­ют ис­то­ри­кам языка объ­яс­нить про­ис­хож­де­ние тех или иных зву­ков, а диа­лект­ная лек­си­ка, рас­кры­ва­ю­щая на­род­ные пред­став­ле­ния о мире, ин­те­ре­су­ет эт­но­гра­фов и ис­то­ри­ков на­род­ной куль­ту­ры.

2)  Диа­лек­то­ло­гия тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­на с та­ки­ми на­у­ка­ми, как ис­то­рия языка и эт­но­гра­фия, ведь со­вре­мен­ные гра­ни­цы диа­лек­тов поз­во­ля­ют с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти вос­ста­но­вить гра­ни­цы, раз­де­ляв­шие древ­ние пле­ме­на, а затем раз­лич­ные фе­о­даль­ные об­ла­сти.

3)  Ис­то­ри­ки языка все­гда об­ра­ща­лись к дан­ным со­вре­мен­ных диа­лек­тов, по­сколь­ку в них со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные лек­си­че­ские эле­мен­ты, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при объ­яс­не­нии ис­то­рии зву­ков.

4)  Эт­но­гра­фов и ис­то­ри­ков на­род­ной куль­ту­ры ин­те­ре­су­ет пре­жде всего диа­лект­ная лек­си­ка, по­сколь­ку в ней в силу не­рав­но­мер­но­сти раз­ви­тия не­ред­ко со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты фо­не­ти­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го строя.

5)  В со­вре­мен­ных диа­лек­тах со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при объ­яс­не­нии ис­то­рии зву­ков, а диа­лект­ная лек­си­ка по­мо­га­ет по­нять на­род­ные пред­став­ле­ния о мире, чем и объ­яс­ня­ет­ся тес­ней­шая связь диа­лек­то­ло­гии с ис­то­ри­ей языка и эт­но­гра­фи­ей.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 1 и 5 верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция теста. В пред­ло­же­нии под но­ме­ром 2 ин­фор­ма­ция шире, чем в при­ведённом тек­сте; в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 3 и 4 ин­фор­ма­ция не­пол­ная.

 

Ответ: 15|51.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по рус­ско­му языку
Актуальность: Ис­поль­зу­ет­ся с 2015 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 9980
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

На­при­мер,

А

Тем самым

Не­смот­ря на это,

Если


2
Тип Д3 № 9981
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОБ­РА­ТИТЬ­СЯ (ОБ­РА­ЩАТЬ­СЯ). Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ОБ­РА­ТИТЬ­СЯ, -ащусь, -атишь­ся; сов.

1)  во­круг чего. Со­вер­шить кру­го­об­раз­ное дви­же­ние во­круг чего-н. О. во­круг своей оси.

2)  к кому-чему. По­вер­нуть­ся в на­прав­ле­нии кого-чего-н. О. лицом к окну.

3)  к чему. На­пра­вить на что-л. свою де­я­тель­ность, при­нять­ся, взять­ся за что-н. О. к пер­во­ис­точ­ни­кам. О. к за­ня­ти­ям.

4)  к кому. На­пра­вить­ся к кому-н. с прось­бой или от­не­стись к кому-н. с ка­ки­ми-н. сло­ва­ми, с речью. О. к врачу. О. с во­про­сом, за со­ве­том к кому-н.

5)  в кого-что. То же, что пре­вра­тить­ся. Вода об­ра­ти­лась в пар. Раз­го­вор об­ра­тил­ся в шутку. О. в слух (перен.: на­чать вни­ма­тель­но слу­шать).


3
Тип Д2 № 14294
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.