



Задание 3 ЕГЭ : СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы (по кодификатору 2024-25 уч. года)
2.1 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие.
2.2 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие.
2.3 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие.
2.4 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью
2.5 Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Необходимые для выполнения задания материалы в «Справочнике»:
Условие (задание банка ФИПИ):
Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В. И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь — это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его — и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).
2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.
3) Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.
4) Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.
5) Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу... Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в... стержне).
Решение: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50640
Комментарий:
Задание 3 предполагает поиск верных характеристик микротекста и проверяет умение проводить стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Это задание повышенного уровня сложности, так как экзаменуемый должен показать знание практически всех разделов русского языка.
Ответом могут быть 2, 3 или 4 цифры.
В 2024 году к заданию 3 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Для успешного выполнения задания 3 рекомендуем ориентироваться на основные признаки функциональных разновидностей русского языка. Речевая ситуация отличается естественностью и простотой, собеседники не задумываются над строением высказываний и их лексическим наполнением. В этой функциональной разновидности языка ярко проявляется характер отношений между собеседниками. Разговорная речь допускает слова и выражения, придающие общению непринуждённую тональность; часто встречаются выразительные слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разг.». В разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно с уменьшительно-ласкательными суффиксами: свечечка, свечка (нейтральное свеча), окошечко, окошко (нейтральное окно) и т.д. Для разговорной речи характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения, прерванные (недоговорённые) предложения, различного рода вставки. Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорной речи присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информацией, развивающей тему речи. Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи. Для научного стиля речи характерно: и деепричастий; преобладание родительного и именительного падежей имени существительного, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; Научный стиль должен обеспечить ясность, точность, логичность и доказательность изложения. Все постановления, законы, договоры, протоколы, заявления и т.д. составляются на основе официально-делового стиля. Речевая ситуация — официальная обстановка государственных учреждений. Для официально-делового стиля характерны свои термины (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.). В официально-деловой речи не употребляется эмоционально окрашенная лексика. Речевая ситуация — официальная. Основная задача — воздействие на адресата с целью побудить его к действию, размышлениям и т.д. Основные темы — общественно-политические и морально-этические. Естественно, что в выступлениях на общественно-политические темы много соответствующей лексики и специфических фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д. В целях воздействия на адресата речи в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) или отрицательно-оценочную окраску (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса и т.д.). Публицистическая речь в выборе языковых средств более свободна, чем научная и официально-деловая. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика и проч. Публицистический стиль характеризуется широким употреблением вопросительных (часто риторических вопросов) и восклицательных предложений, наличием обращений и проч. В произведениях писатели и поэты повествуют о жизни народа, раскрывают духовный мир героев, передают своеобразие их речи, создают яркие картины родной природы. В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология. Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности — диалектизмы и т.д.
Комментарий РЕШУ: подробное описание стилей, составленное РЕШУЕГЭ, можно увидеть по ссылке Стили речи
Рекомендации ФИПИ по выполнению задания и комментарий РЕШУЕГЭ.
Обратите внимание! Отглагольные имена существительные — это имена существительные, обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), то есть представляющие его в отвлечённом смысле. Есть широкое и узкое понимание термина «отглагольные существительные». Узкое понимание (оно более привычное, традиционное) заключается в том, что под отглагольными именами существительными подразумеваются только имена существительные, непосредственно образованные от глаголов: решение, выход и др. Обратите внимание! При выполнении задания 3 ЕГЭ по русскому языку форма числа употребляемых в утверждениях слов не является определяющей при выборе правильного ответа. Важны содержание утверждений, а также соответствие приводимых примеров выдвигаемым тезисам. Например: «Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами и приёмами, среди которых — ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова»; «Обобщённо-абстрактный характер речи автора обуславливает употребление следующих типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных и безличных предложений, а также вставной конструкции». Обратите внимание! Само наличие примеров в микротексте не подвергается сомнению. Однако представленные примеры могут не соответствовать заявленному в утверждении тезису. В таком случае данное утверждение не является правильным ответом.
Комментарий РЕШУ: утверждение может быть неправильным в различных случаях:
- если характеристика слова или синтаксической единицы в утверждении неверная. Например, написано, что глаголы ускорить и прибегнуть несовершенного вида, хотя они совершенного; или указано, что мгновенная (вспышка) — эпитет, хотя текст научный; или личное местоимение «мы», употребляемое в любом стиле, будет отмечено как к обобщённое местоимение «мы», характерное для научного стиля; или будет неверно указан тип конкретных предложений, например, вместо сложных — простые и т.д.
- если роль указанных единиц языка определена неверно. Например, неверным будет утверждение «Ряды однородных членов, вводные слова и вставные конструкции служат для привлечения внимания и служат средством выразительности.», если текст относится к официально-деловому стилю; или: «Автор прибегает к приёму цитирования, чтобы сделать текст более эмоциональным.» (текст при этом научный!)
- если в тексте по его стилевой принадлежности не может быть указанных единиц, например, эпитетов и иных украшений в деловом, научном стиле; изобилия сложных, многокомпонентных предложений в разговорной речи. Например, утверждение «Автор часто прибегает к парцелляции, использует неполные предложения.», будет неверным, если текст научного или официально-делового стиля (в таком случае указанных единиц и быть не может в тексте)
Обратите внимание! По отдельным предложениям микротекста нельзя определять его стилевую принадлежность. Необходимо восприятие микротекста целиком, понимание его адресата, намерений автора и т. д. Именно это помогает чётко разграничить, например, научный и публицистический стиль. Граница между этими стилями часто не представляется фиксированной. В реальной речевой практике встречаются тексты, имеющие признаки и того, и другого стиля. Однако в рамках ЕГЭ по русскому языку отбираются тексты с более ярко выраженными стилевыми признаками.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Читаем внимательно текст задания, чтобы понять с какой целью он написан. Выучить назубок:
Научный — функция сообщения научной информации.
Публицистический — функция воздействия.
Официально-деловой — функция сообщения правил, законов и др.
Стиль художественной литературы — функция воздействия через художественный образ.
Разговорный — функция общения.
2. Находим среди утверждений те, которые точно соответствуют стилю.
3. Анализируем утверждения, в которых нет прямых отсылок к уже определённому стилю. Среди них будут верные и неверные.
4. Тщательно проверяем, правильно ли указана роль и точна ли характеристика самих средств, указанных в тезисе.
5. Номера предложений с верными утверждениями записываем в ответ.