

ЗАДАНИЕ 18. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Знаки препинания при обращениях.
- Знаки препинания при вводных словах и конструкциях.
Условие:
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тексты для анализа могут быть разных форм: обычные повествовательные предложения, осложнённые проверяемыми элементами; стихотворные тексты с вводными словами, обращениями междометиями — наиболее сложный тип для учащихся; также могут быть даны тексты-диалоги (об активном использовании подобных текстов на ЕГЭ 2022-2023 писали аналитики). На РЕШУЕГЭ все формы представлены.
Комментарий:
«Не меньшие трудности при выполнении вызвало задание 18. Оно проверяло уровень владения выпускниками нормами постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном словами и конструкциями, которые грамматически не связаны с членами предложения. К таким синтаксическим элементам относятся обращения, вводные слова и конструкции», — так пишут в аналитических материалах.
Обращаем внимание на то, что указание всех цифр в правильном ответе — это одна из возможных ситуаций, к которой экзаменуемые должны быть подготовлены. Кроме того, в заданиях 17–20 предполагается также указание одной цифры (при условии соответствующей формулировки задания). Верное выполнение задания оценивается 1 баллом, порядок записи цифр в ответе не имеет значения, например: 146, 63, 9.
Условные обозначения
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Выделите подлежащие и сказуемые, подчеркните их.
2. Найдите слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Это точно не местоимения, а чаще всего имя сущ. в именительном падеже.
3. Найдите слова, выражающие различные оттенки значений (вводные).
4. Попробуйте задать к найденным словам вопрос. Но помните, что к союзам и частицам вопрос поставить тоже нельзя!
5. Замените слово, которое вы считаете вводным, его синонимом с похожим значением (наверное — возможно; к счастью — к радости)
6. Убедитесь, что вводную конструкцию можно изъять из предложения, что она точно не сказуемое.
Разберём пример.
Видно(1) юноша(2) Вы(3) очень молоды, чтобы понять меня (4) однако(5) может (6) так случиться, что лет через десять вам (7)вдруг (8)вспомнится наша встреча.
Находим основы и обозначаем границы предложений.
[Видно(1) юноша(2) Вы очень молоды], (чтобы понять меня), однако [ может так случиться], (что лет через десять вам (7)вдруг (8)вспомнится наша встреча). Цифры 3, 4, 5, 6 убираем, потому что
«Вы молоды» грамматическая основа, запятая 3 не нужна;
под цифрой 6 знак не нужен, составное сказуемое «может случиться», слово «может» не извлекается;
под цифрой 4 запятую ставим, потому что это граница между предложениями, союз «однако» соединяет две части. Далее, видя, что слово «однако» — это союз, убираем цифру 5, знак не нужен после союза.
Ищем обращения. Это слово «юноша», к нему обращается автор. Убираем цифры 1 и 2, ставим запятую перед словом «юноша» и после него. Цифры 7 и 8 не нужны, слово «вдруг» наречие, отвечает на вопрос «вспомнится как?»
[Видно, юноша, Вы очень молоды], (чтобы понять меня), однако [ может так случиться], (что лет через десять вам вдруг вспомнится наша встреча).
Обратите внимание на цифру 1: до обращения стояло вводное слово «видно», со значением уверенность/неуверенность. Оно точно не сказуемое, так как вопрос ни к нему задать нельзя, ни от него. А вот если было так: Видно, что Вы, юноша,..., то слово «видно» стало бы сказуемым, видно что?
Записываем цифры в ответ: 124.
Примеры сложных заданий с пояснением
Часто встречающиеся ошибки
1.Неразличение омонимичных конструкций со словами «может быть», «возможно» и др.;
2.Неразличение функций слова «однако»;
3.Отсутствие идентификации слов и конструкций как вводных: «по словам Е. Трубецкой», «к моему удивлению», «следовательно», «значит» и др.;
4.Признание вводными слов, которые на самом деле таковыми никогда не являются: «буквально», «отовсюду», «поэтому» и др.
Почему запятая на месте цифры 5?
Почему на цифре 5 стоит запятая? Союз и связывает однородные обращения и не должен обособляться
Случай непростой, действительно.
У Пушкина:
Прости (ед. число), беспечный мир полей, (только мир полей - прости), если бы были однородные обращения, то было бы - простите, поэтому и отделяются эти обращения. И ещё: обращения не могут быть однородными, потому что об однородности можно говорить только в случае, если речь идёт о членах предложения, обращения - это грамматически не связанные с остальными членами слова, они не являются членами предложения.
Спасибо
Позволю себе небольшое уточнение.
Это задание присутствует в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку в этом, 2017-м году. И в этом варианте запятая, которую у вас предложено вставить в пропуск под номером "5", там уже стоит. Должно быть, составители тестов сами понимают, что справится с такой отнюдь не простой пунктуационной задачей способны справиться далеко не все.
Спасибо, хорошее уточнение.
Согласна, что обращения не являются членами предложения, но союз И между 2-мя обращениями стоять может, например: Прощайте, мама и папа. В этом случае запятая между обращениями не ставится. Думаю, что здесь аналогичный случай. Союз И соединяет два обращения:беспечный мир полей и легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней. Иначе непонятно, что собой представляет выражение "И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней". Считаю, что вопрос о запятой на цифре 5 остается нерешенным. Возможно, это авторский знак.
Да, тоже неоднозначный вариант. У Пушкина: «ПРОСТИ» (в ед. числе), логично предположить, что это слово относится только к сочетанию «беспечный мир полей». Тогда, действительно, следующее сочетание непонятно, к чему относится. Всё-таки вести речь об авторском знаке, вероятнее всего, логично.