Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 12362
i

(1)Счаст­ли­вая, счаст­ли­вая, не­воз­вра­ти­мая пора дет­ства! (2)Как не лю­бить, не ле­ле­ять вос­по­ми­на­ний о ней? (3)Вос­по­ми­на­ния эти осве­жа­ют, воз­вы­ша­ют мою душу и слу­жат для меня ис­точ­ни­ком луч­ших

на­сла­жде­ний…

(4)На­бе­гав­шись до­сы­та, си­дишь, бы­ва­ло, за чай­ным сто­лом, на своём вы­со­ком крес­ли­це. (5)Уже позд­но, давно выпил свою ве­чер­нюю чашку мо­ло­ка с са­ха­ром, сон смы­ка­ет глаза, но не тро­га­ешь­ся с места, си­дишь и слу­ша­ешь. (6)Maman го­во­рит с кем-ни­будь, и звуки го­ло­са её так слад­ки, так при­вет­ли­вы. (7)Одни звуки эти так много го­во­рят моему серд­цу!

(8)Оту­ма­нен­ны­ми дре­мо­той гла­за­ми я при­сталь­но смот­рю на её лицо, и вдруг она сде­ла­лась вся ма­лень­кая, ма­лень­кая – лицо её не боль­ше пу­гов­ки.

(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыб­ну­лась мне. (10)Мне нра­вит­ся ви­деть её такой кро­шеч­ной. (11)Я при­щу­ри­ваю глаза ещё боль­ше, и она де­ла­ет­ся ещё мень­ше. (12)Но я по­ше­ве­лил­ся – и оча­ро­ва­ние раз­ру­ши­лось. (13)Я сужи­ваю глаза, по­во­ра­чи­ва­юсь, вся­че­ски ста­ра­юсь воз­об­но­вить его, но на­прас­но. (14)Я встаю, с но­га­ми за­би­ра­юсь и уютно укла­ды­ва­юсь на крес­ло.

– (15)Ты опять заснёшь, Ни­ко­лень­ка, – го­во­рит мне maman, – ты бы лучше шёл на­верх.

– (16)Я не хочу спать, maman, – от­ве­тишь ей, и не­яс­ные, но слад­кие грёзы на­пол­ня­ют во­об­ра­же­ние, здо­ро­вый дет­ский сон смы­ка­ет веки, и через ми­ну­ту за­бу­дешь­ся и спишь до тех пор, пока не раз­бу­дят.

(17)Чув­ству­ешь, бы­ва­ло, впро­сон­ках, что чья-то неж­ная рука тро­га­ет тебя; по од­но­му при­кос­но­ве­нию узнаёшь её и ещё во сне не­воль­но схва­тишь эту руку и креп­ко, креп­ко прижмёшь её к губам.

(18)Все уже разо­шлись; одна свеча горит в го­сти­ной; maman ска­за­ла, что сама раз­бу­дит меня. (19)Это она при­се­ла на крес­ло, на ко­то­ром я сплю, своей чу­дес­ной неж­ной руч­кой про­ве­ла по моим во­ло­сам, и над ухом моим зву­чит милый зна­ко­мый голос: «Вста­вай, моя ду­шеч­ка: пора идти спать».

(20)Ничьи рав­но­душ­ные взоры не стес­ня­ют её: она не бо­ит­ся из­лить на меня всю свою неж­ность и лю­бовь. (21)Я не ше­ве­люсь, но ещё креп­че целую её руку.

– (22)Вста­вай же, мой ангел.

(23)Она дру­гой рукой берёт меня за шею, и паль­чи­ки её быст­ро ше­ве­лят­ся и ще­ко­чут меня. (24)В ком­на­те тихо, по­лу­тем­но; ма­ма­ша сидит подле са­мо­го меня; я слышу её голос. (25)Всё это за­став­ля­ет меня вско­чить, об­вить ру­ка­ми её шею, при­жать го­ло­ву к её груди. (26)Она ещё неж­нее це­лу­ет меня. (27)После этого, как, бы­ва­ло, придёшь на­верх и начнёшь укла­ды­вать­ся в своем ва­точ­ном ха­лат­це, какое чу­дес­ное чув­ство ис­пы­ты­ва­ешь, го­во­ря: «Люблю па­пень­ку и ма­мень­ку».

(28)Помню, за­вернёшься, бы­ва­ло, в оде­яль­це; на душе легко, свет­ло и от­рад­но; одни мечты гонят дру­гие, но о чём они?

(29)Они не­уло­ви­мы, но ис­пол­не­ны чи­стой лю­бо­вью и на­деж­да­ми на свет­лое сча­стие. (30)Вспом­нишь лю­би­мую фар­фо­ро­вую иг­руш­ку – зай­чи­ка или со­бач­ку – уткнёшь её в угол пу­хо­вой по­душ­ки и лю­бу­ешь­ся, как хо­ро­шо,

тепло и уютно ей там ле­жать. (31)Ещё по­ду­ма­ешь о том, чтобы было сча­стие всем, чтобы все были до­воль­ны и чтобы зав­тра была хо­ро­шая по­го­да для гу­ля­нья, по­вернёшься на дру­гой бок, мысли и мечты пе­ре­пу­та­ют­ся, и уснёшь тихо, спо­кой­но.

(32)Вер­нут­ся ли когда-ни­будь та све­жесть, без­за­бот­ность, по­треб­ность любви и сила веры, ко­то­ры­ми об­ла­да­ешь в дет­стве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две луч­шие доб­ро­де­те­ли – не­вин­ная весёлость и бес­пре­дель­ная по­треб­ность любви – были един­ствен­ны­ми по­буж­де­ни­я­ми в жизни?

 

(по Л. Н. Тол­сто­му*)


*Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой (1828–1910) – рус­ский пи­са­тель, мыс­ли­тель, про­све­ти­тель, почётный ака­де­мик Пе­тер­бург­ской ака­де­мии наук.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Выпив чашку мо­ло­ка с са­ха­ром, Ни­ко­лень­ка укла­ды­вал­ся на крес­ло, под звуки го­ло­са своей мамы по­гру­жал­ся в сон, сквозь ко­то­рый чув­ство­вал, как она неж­ной рукой про­во­дит по его во­ло­сам.

2)  Мама рас­сказ­чи­ка все­гда стес­ня­лась взгля­дов по­сто­рон­них людей и из­бе­га­ла лас­кать сво­е­го сына при­люд­но.

3)  Вос­по­ми­на­ния рас­сказ­чи­ка о дет­стве свя­за­ны с об­ра­зом лю­бя­щей его ма­те­ри и яв­ля­ют­ся для него ис­точ­ни­ком на­сла­жде­ний.

4)  В дет­стве рас­сказ­чик чув­ство­вал себя без­за­бот­ным, весёлым, ис­пы­ты­вал силь­ную по­треб­ность любви.

5)  Мама Ни­ко­лень­ки ни­ко­гда не раз­ре­ша­ла сыну за­дер­жи­вать­ся по ве­че­рам в го­сти­ной и от­но­си­ла его в кро­ват­ку.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Со­дер­жа­нию тек­ста со­от­вет­ству­ют пред­ло­же­ния:

 

1)  Выпив чашку мо­ло­ка с са­ха­ром, Ни­ко­лень­ка укла­ды­вал­ся на крес­ло, под звуки го­ло­са своей мамы по­гру­жал­ся в сон, сквозь ко­то­рый чув­ство­вал, как она неж­ной рукой про­во­дит по его во­ло­сам. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 4, 5, 17, 18, 19

2)  Мама рас­сказ­чи­ка все­гда стес­ня­лась взгля­дов по­сто­рон­них людей и из­бе­га­ла лас­кать сво­е­го сына при­люд­но. Опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 20

3)  Вос­по­ми­на­ния рас­сказ­чи­ка о дет­стве свя­за­ны с об­ра­зом лю­бя­щей его ма­те­ри и яв­ля­ют­ся для него ис­точ­ни­ком на­сла­жде­ний. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 3

4)  В дет­стве рас­сказ­чик чув­ство­вал себя без­за­бот­ным, весёлым, ис­пы­ты­вал силь­ную по­треб­ность любви. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 33

5)  Мама Ни­ко­лень­ки ни­ко­гда не раз­ре­ша­ла сыну за­дер­жи­вать­ся по ве­че­рам в го­сти­ной и от­но­си­ла его в кро­ват­ку. Не­вер­но, маль­чик за­сы­пал в го­сти­ной

 

Ответ: 134

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 371A11; 1 (BCD616)
1
Тип 24 № 12363
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1–3 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 8 со­дер­жит эле­мен­ты опи­са­ния.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 12–14 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 25 на­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 24.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 32, 33 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние. .


2
Тип 25 № 12364
i

Из пред­ло­же­ния 31 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 12365
i

Среди пред­ло­же­ний 1–7 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 12366
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 20–23.

В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

По­сле­до­ва­тель­ность цифр за­пи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

 

«Рас­ска­зы­вая о дет­стве героя, автор не­ред­ко ис­поль­зу­ет приём – (А)_______ («счаст­ли­вая» в пред­ло­же­нии 1). С этой порой у героя свя­за­ны тёплые вос­по­ми­на­ния, что вы­ра­жа­ет троп – (Б)________ («слад­кие грёзы» в пред­ло­же­нии 16, «неж­ная рука» в пред­ло­же­нии 17, «чи­стой лю­бо­вью и на­деж­да­ми на свет­лое сча­стие» в пред­ло­же­нии 29). Син­так­си­че­ское сред­ство – (В)________ («Ни­ко­лень­ка» в пред­ло­же­нии 15, «моя ду­шеч­ка» в пред­ло­же­нии 19, «мой ангел» в пред­ло­же­нии 22) – по­мо­га­ет со­здать образ мамы героя. Ис­поль­зо­ван­ное в конце тек­ста син­так­си­че­ское сред­ство – (Г)________ (пред­ло­же­ния 32 и 33) – поз­во­ля­ет ав­то­ру об­ра­тить­ся на­пря­мую к чи­та­те­лям».

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

2)  об­ра­ще­ние

3)  фра­зео­ло­гизм

4)  оли­це­тво­ре­ние

5)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

6)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  эпи­тет

9)  лек­си­че­ский по­втор

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 12367
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.