В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБЕИМ ученицам
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал
ЕЗЖАЙ прямо
пять ПОМИДОРОВ
новые ДЖЕМПЕРЫ
Неверно употреблена форма глагола в третьем варианте ответа. Корректно: поезжай.
Ответ: поезжай.
Правильность ответа не обсуждается. За сообщения об ошибке будет выдаваться бан.


НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления. Систематизируем материал, включив в него материал, связанный с нормативным употреблением и образованием форм глаголов. Источниками примеров слов-заданий являются задания реальных ЕГЭ прошлых лет, банка ФИПИ, пособия различных авторов, в том числе И. П. Цыбулько, Г. Т. Егораевой, Н. А. Сениной и других.
СОДЕРЖАНИЕ
→ Употребление суффикса ну в глаголах прошедшего времени (тип сох/сохнул) 6.8.1
→ Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида типа обезболить/обезболивать 6.8.2
→ Образование форм глаголов от основ, при которых происходит чередование 6.8.3
→ Слова на д,т, з, с 6.8.3, пункт 2
→ Образование форм 3 лица типа полощет/полоскает 6.8.3, пункт 3
→ Отличие форм типа обессилю и обессилею 6.8.4
→ Таблица трудных глаголов (обобщение) 6.8.5
6.8.1. Употребление суффикса ну в глаголах прошедшего времени 6.8.1
Примеры задания 6.
ОГЛОХНУЛ от крика (или ОГЛОХ?)
СОХЛА на улице(или СОХНУЛА?)
звёзды ГАСНУЛИ (или ГАСЛИ?)
Если вы ответили
ОГЛОХ
СОХЛА
ГАСЛИ,
значит, задание выполнено верно.
В данном пункте «Справки» мы обозначим правила, на которые следует ориентироваться при выборе той или ной формы.
Создадим таблицу 1 для наглядности с примерами слов, часто употребляющихся в речи. Обращаем внимание на род слова, число, а также на то, может ли оно употребляться без приставки.
нач. форма (глагол без приставки или без приставки не употребляется) | муж род | средний род | женский род | множ. число |
гаснуть | гас и гаснул* | гасло | гасла | гасли |
мокнуть | мок и мокнул* | мокло | мокла | мокли |
стынуть | стыл и стынул* | стыло | стыла | стыли |
глохнуть | глох и глохнуть* | глохло | глохла | глохли |
отвергнуть | отверг и отвергнул** | отвергло | отвергла | отвергли |
привыкнуть | привык и привыкнул** | привыкло | привыкла | привыкли |
Сделаем вывод: суффикс -ну разрешён только для бесприставочных глаголов (отмечены *) и глаголов, которые без приставок не употребляются (отмечены **) только в мужском роде. Такие формы допускает писать Розенталь, но при этом будем иметь в виду: в словаре Ожегова 22 наиболее употребительных глагола имеют только краткую форму. Следовательно, писать без -ну правильно!
|
В таблицу 2 поместим глаголы с приставками:
нач. форма (глагол с приставкой) | муж род | средний род | женский род | множ. число |
погаснуть | погас | погасло | погасла | погасли |
взмокнуть | взмок | взмокло | взмокла | взмокли |
застынуть | застыл | застыло | застыла | застыли |
оглохнуть | оглох | оглохло | оглохла | оглохли |
возникнуть | возник | возникло | возникла | возникли |
В отличие от верхней таблицы, в этой слов с суффиксом -ну нет. |
Сформулируем правило, которым будем пользоваться при выполнении задания 6 и особенно в речи, для этого обратимся к пособию по практической стилистике Д. Э. Розенталя, где так характеризуется употребление этих глагольных форм в современном русском языке:
«Как правило, суффикс -ну выпадает в приставочных глаголах (погас, промок, высох) и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода и множественном числе (гасла, гасло, гасли). В мужском роде наблюдаются колебания, но за последние полтора столетия наблюдается тенденция к постепенной утрате названного суффикса и в этой форме».
Примечание: формы мужского рода бесприставочных глаголов в заданиях ЕГЭ не встречаются, так как для них возможны два написания.
6.8.2. Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида
Приведём примеры задания 6 (примеры из письменных работ учащихся)
не буду ОСПОРИВАТЬ позицию автора (или ОСПАРИВАТЬ?)
ОТТАЧИВАТЬ умение (или ОТТОЧИВАТЬ?)
ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ лекарство (или ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ?)
Если вы ответили, что верно «оспаривать, оттачивать и обезболивающее», то задание решено правильно. Если допущены ошибки, предлагаем теоретический материал и слова для запоминания в нём.
При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне, например:
перестрОить (сов. вид) — перестрАивать (несов. вид), о/а;
опозОрить(сов. вид) — опозОривать (несов. вид), нет чередования;
подточИть (сов. вид) — подтАчивать (несов. вид), о/а.
Существуют ли правила, регулирующие, когда о должно (или не должно) меняться на а? Действующим правилом, регулирующим, будет ли меняться а на о, является следующее:
1. Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный о, то в парном глаголе несовершенного вида вместо о появляется а.
Обратите внимание: в задании 8 на написание корней было указано, что нельзя проверять слова путём подбора глагола несовершенного вида, так как при этом буква корня меняется с о на а. Отметим также, что это чередование не имеет отношения к тому списку корней с чередованием, который проверяется в задании 8.
2. Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно,
Обратите внимание на формулировку правила 2: в нём сказано — «происходить не должно», но тенденция к замене -о- на -а- в глаголах несов. вида оказалась такой сильной, что охватила почти всю эту группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых еще в начале ХХ в. зарегистрированы формы с -о-, теперь употребляются только с -а-, а прежний вариант воспринимается как искусственный и устарелый: если, к примеру, в начале прошлого века формы «освОивать» и «дотрОгиваться» были нормальными, то сейчас мы говорим только «освАивать», «дотрАгиваться». Поэтому обозначим третье правило:
3. Под влиянием тенденции к замене о на а ряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением
4. К этому пункту правила типу глаголы (их более 20), которые еще в начале ХХ в. писались только с -о-, теперь колеблются в употреблении. В этих парах вариантов сохраняется/наблюдается/отмечается стилистическое размежевание
Предлагаем учащимся и учителям таблицу, объединяющую слова-примеры на четыре пункта правил с пометками о стилевом ограничении, где это представляется важным и возможным. Ещё раз обращаем внимание на то, что материал «Справки» имеет практическую направленность, данный материал важен не столько для выполнения задания 6, сколько для корректировки письменной и устной речи учащихся.
Корень | Глагол совершенного вида (что сделать?) | Тип правила | Глагол несовершенного (что делать?) вида можно образовать формой | |
на ИВА/ЫВА | без ЫВА/ИВА | |||
благорОд(ный) | облагорОдить | 3 | облагорАживать | |
болот(о) | заболотить | 3 | заболАчивать | |
бодр(ый) | подбодрить | 1 | подбАдривать | подбодрять |
боль | обезболить | 2 | обезбОливать | |
вод(а) | обезводить | 2 | обезвОживать | |
глод(ать) | обглодать | 1 | обглАдывать | |
готов | изготовить приготовить подготовить заготовить | 1 | изготАвливать приготАвливать подготАвливать заготАвливать | изготовлять |
дво(е) | удвоить | 3 | удвАивать | |
добр(ый) | сдобрить задобрить | 3 | сдАбривать задабривать | |
долг | одолжить | 3 | одАлживать | |
забот(а) | озаботиться | 2 | озабОчиваться | |
задор | подзадорить | 2 | подзадОривать | |
итог | подытожить | 2 | подытОживать | |
конч(ить) | закончить прикончить | 3 | закАнчивать прикАнчивать | |
коп(ить) | накопить | 1 | накАпливать | накоплять (отмечается, что форма устаревает) |
короч | укоротить | 1 | укорАчивать | |
мороз | заморозить отморозить приморозить | 3 | заморАживать отморАживать приморАживать | |
неволя | приневолить | 2 | приневОливать | |
норов | приноровить(ся) | 1 | принорАвливать(ся) | |
охота | приохотить | 2 | приохочивать | |
подозр(ение) | заподоздрить | 4* | заподАздривать наряду с заподОздривать; отмечается, что форма заподОздривать устаревает | |
позор | опозорить | 2 | не следует писать опозоривает | позорить |
покой | обеспокоить | 2 | обеспокОивать есть в словарях, | но лучше беспокоить |
полномоч(ия) | уполномочить | 2 | уполномОчивать | |
порок | опорочить | 2 | опорОчивать | |
плотн(ый) | сплотить | 1 | сплАчивать | |
порх(ать) | выпорхнуть | 1 | выпАрхивать | |
пошл(ость) | опошлить | 2 | опОшливать | |
приурочить | приурочить | 2 | приурОчивать | |
прочн(ый) | упрочить | 2 | упрОчивать | |
работ(а) | заработать выработать переработать | 3 | зарабАтывать вырабАтывать перерабАтывать | |
сор | засорить | 1 | засАривать (отмечена как норма только в словаре Лопатина) | засорять |
свой | усвоить присвоить | 3 | усвАивать присвАивать | |
скор | ускорить | 2 | нет формы с -ива | ускорять |
сок | просочиться | 1 | просАчиваться | |
средоточ(ие) | сосредоточить(ся) рассредоточить(ся) | 4* | сосредотОчиваться рассредотОчиваться наряду с сосредотАчиваться рассредотАчиваться | |
спор | оспорить | 3 | оспАривать | |
способ | приспособить(ся) | 3 | приспосАбливать(ся) | приспособлять(ся) |
срок | отсрочить | 2 | отсрочивать | |
стой | отстоять | 1 | отстАивать | |
стро(ить) | застроить перестроить выстроить расстроить | 3 | застрАивать перестрАивать выстрАивать расстрАивать | |
таможня | растаможить | 2 | растаможивать | |
ток | обесточить | 2 | обесточивать | |
тормоз | затормозить притормозить | 1 | затормАживать притормАживать | |
топтать | притоптать(траву) затоптать вытоптать | 1 | притАптывать затАптывать вытАптывать | |
точ(ить) | заточить подточить | 1 | затАчивать подтАчивать | |
трог(ать) | затронуть притронуться | 3 | затрАгивать притрАгивать(ся) | |
тро(е) | утроить | 3 | утрАивать | |
удостои(ть) | удостоить | 3 | удостАивать | |
услов(ие) | условиться обусловить | 4* | услАвливаться обуслАвливаться наряду с услОвливаться обуслОвливаться
| |
спокой(ный) | успокоить | 3 | успокАивать | |
строка | строчить | 1 | прострАчивать | |
хлоп(ки) | выхлопнуть | 2 | выхлопывать прихлопывать захлопывать | |
хлопоты | схлопотать выхлопотать похлопотать | 1 | схлопАтывать выхлопАтывать похлопАтывать | |
шпоры | пришпорить | 2 | пришпоривать | |
форма | оформить | нет формы на ыва/ива | оформлять |
6.8.3. Образование форм глагола с чередованием согласных звуков
Одним из моментов, вызывающим затруднения при образовании форм глагола, является случай, когда должно происходит чередование звуков. Как правило, выпускники легко справляются с этим, ведь подобные чередования очень распространены в языке, а нормы усвоились ещё в средней школе. Однако наряду с достаточно простыми случаями есть и такие, которым в школе уделяется недостаточно времени, что ведёт к ошибкам и в речи, и при выполнении задания 6. Существует несколько правил, связанных с чередованиями.
Часть 1.Основа глагола оканчивается на чь.
Примеры задания 6:
УВЛЕЧЁТ (или УВЛЕКЁТ?)
ЖЖЁТ бумагу (или ЖГЁТ?)
ПОСТЕРЕЖИ вещи (или ПОСТЕРЕГИ?)
Верно увлечёт, жжёт и постереги
У слов жечь, беречь, стеречь, лечь, стричь, мочь, превозмочь, стеречь и однокоренных, образованных при помощи различных приставок, | У слов печь, течь, сечь, увлечь, изречь, толочь и однокоренных, образованных при помощи различных приставок, | |
при образовании личных форм происходит чередование по схеме: | ||
в 1-м лице ед. числа и 3-м лице мн. числа пишется Г, в остальных Ж | в 1-м лице ед. числа и 3-м лице мн. числа пишется К, в остальных Ч | |
я жГу | 1 ед | я увлеКу |
ты жЖёшь | 2 ед | ты увлеЧёшь |
он жЖёт | 3 ед | он увлеЧёт |
мы жЖём | 1 мн | мы увлеЧём |
вы жЖёте | 2 мн | вы увлеЧёте |
они жГут | 3 мн | они увлеКут |
При образовании повелительного наклонения перед суффиксом и остаётся буква 1-го лица, например: | ||
жГи, жГите | увлеКи, вовлеКите | |
ляГ, ляГте (нельзя «ляжь, ляжьте») | пеКи, пеКите | |
стереГи, постереГите (нельзя «стережи, постережите») |
Часть 2. Формы 1-го лица единственного числа настоящего времени у некоторых глаголов, оканчивающихся на -ИТЬ после Д, Т , С, З
Для глаголов на -ИТЬ с основой, оканчивающейся в инфинитиве на д, т , с, з известную трудность могут представлять очень редкие в употреблении формы первого лица настоящего времени.
Примеры задания 6:
ВЗВЕСЮСЬ (или ВЗВЕШУСЬ?)
БУЖУ тебя всё утро (или БУДЮ?)
ШУЧУ (или ШУТЮ?)
Верно взвешусь, бужу и шучу.
Подавляющее большинство глаголов этого типа подчиняется литературной норме, требующей в 1-ом лице чередования согласных:
стыдить — стыжу твердить — твержу будить — бужу оградить — огражу | происходит обязательное чередование д/ж, то есть буква д меняется на ж |
укоротить — укорочу колотить — колочу шутить — шучу совратить — совращу обратить — обращу мостить — мощу угостить — угощу мстить — мщу | происходит обязательное чередование т/ч или щ , ст /щ, то есть т →ч; или т → щ; или ст → щ |
весить — вешу гасить — гашу повысить— повышу косить — кошу | происходит обязательное чередование с /ш |
выразить — выражу сблизить — сближу грузить — гружу | происходит обязательное чередование з/ж |
По различным причинам от некоторых глаголов не образуется 1 лицо. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, очутиться, ощутить, чудить, шелестеть, исколесить, голосить и других. Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср. бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср. держу от держать), «тужу» (от тузить, ср. тужу от тужить) и некоторые другие. Встречающиеся шуточные или авторские слова типа «победю» или «убежду» не соответствуют языковым нормам: при необходимости выразить уверенность, следует говорить одержу победу, смогу убедить и аналогичные обороты. |
6.8.3. Часть 3. С чередованием связано и образование форм изобилующих глаголов.
Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например, глагол «полоскать» даёт форму «полоскает» (без чередования конечных согласных основы инфинитива и основы настоящего времени) и «полощет» (с чередованием согласных в названных формах). Какая из этих форм правильная?
Примеры задания 6:
кошка МУРЛЫКАЕТ (или МУРЛЫЧЕТ?)
лекарство ЩИПЛЕТ (или ЩИПИТ? или ЩИПАЕТ?)
снег СЫПЕТ (или СЫПЛЕТ?)
Верно мурлычет, щиплет и сыплет.
При возникновении сложностей с данным правилом слова из таблицы необходимо выучить наизусть.
Начальная форма | 3 лицо | комментарии |
полоскать | полощет | неверно: полоскает |
плескать | плещет | неверно: плескает |
кудахтать | кудахчет | неверно: кудахтает |
колыхать | колышет | неверно: колыхает |
мурлыкать | мурлычет | неверно: мурлыкает |
махать | машет | неверно: махает |
рыскать | рыщет | неверно: рыскает |
кликать (в значении «звать») | кличет | неверно: кликает |
сыпать | сыплет | неверно: сыпет |
щипать | щиплет | неверно: щипет |
умертвить | умерщвлю | неверно: умертвлю |
роптать | ропщу | неверно: роптаю |
Примечание: В некоторых парах отмечается смысловое разграничение параллельных форм: например, слова двигает и движет; капает и каплет; брызгает и брызжет и другие имеют разное смысловое значение. Неверное употребление таких слов в различных словосочетаниях приводит к речевым ошибкам, поэтому подобные пары в данном разделе «Справки» рассматриваться не будут.
6.8.4. Варианты типа обессилею — обессилю. Формы настоящего-будущего времени глаголов на -еть с ударением на корне.
В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы на -еть и близкие к ним, но не совпадающие ни по значению, ни по спряжению глаголы на -ить: обезлесеть и обезлесить, обездометь и обездомить, обезземелеть и обезземелить, обезволеть и обезволить, обессилеть и обессилить и подобные им. При том, что в речи учащихся такие слова очень редки, в задании 6 некоторые слова этого типа встречаются постоянно. В частности, решим, как правильно:
ВЫЗДОРОВИШЬ (или ВЫЗДОРОВЕЕШЬ?)
ОПРОТИВЕЕТ плохая погода (или ОПРОТИВИТ?)
сам ОБЕССИЛИШЬ (или ОЕССИЛЕЕШЬ?)
Этому очень сложному вопросу нужно уделить внимание, даже если вы и ответили, что верно «выздоровеешь, обессилеешь и опротивеет». В данном случае очень велика важность данного правила для задания 11 на написание личных окончаний глаголов.
Итак, глаголы на -еть и на -ить, имеющие одинаковый корень, отличаются значением и спряжением. Что значит «обессилЕТЬ»? Это значит лишиться сил самому. А вот «обессилИТЬ» обозначает лишить сил кого-то. Что такое «старЕТЬ»? Становится старым. «СтарИТЬ» же обозначает делать старым: старят человека морщины, походка. ЕТЬ характерно для глаголов, действие которых не направлено на кого-то, то есть непереходных. Например, нельзя кого-то выздоровИТЬ, можно только самому выздоровЕТЬ, поэтому нет глагола выздоровИТЬ. Нельзя кого-то обезумИТЬ, только самому, поэтому и глагола обезумИТЬ нет, есть только обезумЕТЬ.
Рассмотрим, как спрягаются глаголы из этого списка:
Спряжение глагола на -еть, сам:
в ед. числе:
1 л. -ею (обессилею, опротивею, обезумею);
2 л. -еешь (обессилеешь, опротивеешь, обезумеешь);
3 л. -еет (обессилеет, опротивеет, обезумеет);
во мн. числе: 1 л. -еем; 2 л. -еете; 3 л. -еют.
Спряжение глагола на -ить, кого-то:
1 л. -ю (обессилю, обескровлю, образумлю);
2 л. -ишь (обессилишь, обескровишь, образумишь);
3 л. -ит (обессилит, обескровит, образумит);
во мн. числе: 1 л. -им; 2 л. -ите; 3 л. -ят.
Как видно из таблицы, только знание спряжения глагола (на ЕТЬ или ИТЬ) позволяет правильно выбирать окончание.
В устной речи, когда о спряжении задумываются редко, глаголы на -ить очень сильно влияют на более редкие в употреблении и неудобные в произношении глагольные формы с двойными гласными (-еете, -еет). Для таких глаголов, как выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторых других, в устной речи предпочитаются формы, образованные по модели глаголов 2 спряжения: выздоровлю, выздоровишь, опостылю, опостылят, опротивлят, опротивит. Для успешного выполнения тестовой части ЕГЭ и тем более для письменных работ запомните: такие формы употреблять нельзя. Изменять их можно только по правилам, приведённым в таблице.
6.8.5.Сложные случаи образования форм глаголов
Нач. форма | Личные окончания | Повелит. наклонение | Комментарий |
Ехать | еду, едем, едут, едешь | поезжай | ошибочные формы: езжай, едь, ехай. |
Ездить | езж/у, езд/им, езд/ят | езди, ездите | |
Класть | кладу, кладём, кладут | клади, кладите | не допускается добавление к этому корню приставки: нет таких слов покласть, выкладу и подобных монстров. Приставки разрешены только при наличии суффикса ыва |
Выкладывать, перекладывать, закладывать | выкладыва/ю, выкладыва/ют | выкладывай, выкладывайте | Поскольку есть суффикс ыва , использование приставок разрешено |
Вынуть | вын/у, вын/ет, вын/ут | вынь, выньте | недопустимо выйми |
Трогать | трога/ю, трога/ем | трогай, трогайте | недопустимо (не) трожь |
Положить | полож/у, полож/им, полож/ат | положи, положите | не допускается употребление этого корня без приставки: нет такого слова ложить (искл. ложиться); недопустимо положь(те) |
Выложить | вылож/у, вылож/им | выложи, выложите | недопустимо использование суффикса ыва/ива: вылаживайте, вылаживаю — ошибочны, как и выложивать и прочие. Не путать с налаживать отношения, здесь корень лад, а не лож. |
Лечь | ляг/у, ляг/ут, ляж/ем | ляг, лягте | нельзя ляжь; не смешивать с формой ложись от ложиться |
Обнять | обним/у, обним/ешь | обними, обнимите | нельзя обойми |
Ложиться | лож/у/сь, лож/ат/ся, лож/им/ся | ложись, ложитесь | единственный случай , когда корень лож употребляется без приставки; можно лечь или ложиться в больницу, в постель или на диван |
Лазать | лаза/ю, ешь, ете, ют | лазай, лазайте | по значение то же самое, что и лазить. В некоторых словарях помечается как допустимое, в отличие от формы лазить |
Лазить | лаж/у, лаз/ят, лаз/ишь | лазь, лазьте | лазю, лазию, лазиешь недопустимо |
Лезть | лез/у, лез/ет, лез/ем | лезь, лезьте и полезай, полезайте | |
Надеть | наден/у, наден/ешь | надень, наденьте | надеть можно только что-то на что-то: перчатку на руку, сапоги на ноги, костюм на себя. То, что надето, можно снять. Нельзя одеть наушники, варежки и носки: иначе их придётся раздевать. |
Одеть | оден/у, оден/ешь | одень, оденьте | одеть можно только кого-то во что-то: сына в новый комбинезон, дочку в модное платье. Того, кого одели, можно раздеть. |
Прийти | прид/у, прид/ёте, | приди, придите | ошибочное словообразование: использование й в любой форме, кроме начальной, то есть нельзя: прийдут, прийди. |
Постричься | постриг/у/сь, постриж/ём/ся | постригись, постригитесь | ошибочное словообразование с буквой д: подстричься |
Поскользнуться | поскользн/у/сь, поскользн/ёт/ся | (не) поскользнись, поскользнитесь | ошибочное словообразование с буквой д: подскользнуться |
Наверх
У вас ошибка в предложении "поскользнулся и упал" (пропущена буква "Д"). Исправьте, пожалуйста. Это путает во время выбора верного ответа
Нет ошибки, есть такое слово.