Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 12497
i

(1)Изу­чая осо­бен­но­сти древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, ис­сле­до­ва­те­ли не раз об­ра­ща­ли вни­ма­ние на то, что в раз­ных про­из­ве­де­ни­ях близ­кие по со­дер­жа­нию эпи­зо­ды пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью одних и тех же ли­те­ра­тур­ных приёмов, а ино­гда почти од­ни­ми и теми же сло­ва­ми. (2)Такое од­но­об­ра­зие в раз­ных па­мят­ни­ках древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры не­ко­то­рые учёные

объ­яс­ня­ли скуд­ной фан­та­зи­ей сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров, ко­то­рые не могли ярко и ори­ги­наль­но из­ло­жить со­бы­тия в про­из­ве­де­нии. (3)<…> ака­де­мик Д.С. Лихачёв в своих ра­бо­тах убе­ди­тель­но до­ка­зал, что сред­не­ве­ко­вые

ав­то­ры со­зна­тель­но стре­ми­лись к под­ра­жа­нию, ис­по­ве­дуя так на­зы­ва­е­мую «эс­те­ти­ку тож­де­ства»: они ви­де­ли ху­до­же­ствен­ное до­сто­ин­ство ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в том, что его автор сле­ду­ет ав­то­ри­тет­но­му об­раз­цу.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ис­сле­до­ва­те­ли древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ла­га­ли, что од­но­об­ра­зие ху­до­же­ствен­ных приёмов сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров свя­за­но с тем, что эти люди были не спо­соб­ны из­ло­жить ма­те­ри­ал ори­ги­наль­ным об­ра­зом.

2)  Одна из важ­ней­ших осо­бен­но­стей древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры за­клю­ча­ет­ся в том, что её ав­то­ры стре­ми­лись со­зда­вать свои про­из­ве­де­ния по еди­но­му шаб­ло­ну.

3)  Д. С. Лихачёв, опро­верг­нув мне­ние ряда учёных, до­ка­зал, что в раз­ных про­из­ве­де­ни­ях древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры схо­жие эпи­зо­ды пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью одних и тех же средств на­ме­рен­но, по­сколь­ку ав­то­ры со­зна­тель­но ори­ен­ти­ру­ют­ся на из­вест­ные об­раз­цы.

4)  Тот факт, что в про­из­ве­де­ни­ях древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры чи­та­тель на­хо­дит набор по­сто­ян­но по­вто­ря­ю­щих­ся ху­до­же­ствен­ных приёмов, стал пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния ака­де­ми­ка Д. С. Лихачёва.

5)  Ис­поль­зо­ва­ние одних и тех же приёмов при пе­ре­да­че схо­жих эпи­зо­дов в древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ре объ­яс­ня­ет­ся не бед­но­стью фан­та­зии сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров, как счи­та­ли не­ко­то­рые учёные, а стрем­ле­ни­ем сле­до­вать ав­то­ри­тет­но­му об­раз­цу, что до­ка­зы­ва­ют ра­бо­ты Д. С. Лихачёва.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Иден­тич­ная ин­фор­ма­ция без ис­ка­же­ний пе­ре­даётся в пред­ло­же­ни­ях 3 и 5.

 

Ответ: 35|53.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

1
Тип Д2 № 12498
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

 

По­это­му

Так что

Од­на­ко

Без­услов­но,

Более того,


2
Тип Д3 № 12499
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЛЕ­ДО­ВАТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

СЛЕ­ДО­ВАТЬ, -дую, -дуешь; несов.

1)   Идти, дви­гать­ся, пе­ре­ме­щать­ся сле­дом, не­по­сред­ствен­но за кем-чем-н. Сле­дуй­те за мной.

2)   От­прав­лять­ся, ехать, дви­гать­ся. Поезд сле­ду­ет до Моск­вы.

3)   Ру­ко­вод­ство­вать­ся чем-н., по­сту­пать по­доб­но кому-н. С. моде.

4)   Быть ре­зуль­та­том чего-н., вы­те­кать из чего-н. От­сю­да сле­ду­ет вывод.

5)   Безл. Нужно, долж­но. Сле­ду­ет шире рас­про­стра­нять опыт пе­ре­до­ви­ков про­из­вод­ства.


3
Тип Д2 № 14347
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­чи­ни­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.