Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 16727
i

(1)Я ушёл в армию во­сем­на­дца­ти­лет­ним маль­чиш­кой, и было это в трид­цать де­вя­том году. (2)Я был бес­печ­ным, видел в жизни толь­ко яркие пятна. (3)Соб­ствен­но го­во­ря, я тогда ещё ни о чём не за­ду­мы­вал­ся. (4)Долж­но быть, по­то­му, что был мал, са­мо­уве­рен и не видел гра­ниц от­пу­щен­но­го нам вре­ме­ни.

(5)Пол­ко­вая школа сде­ла­ла меня не­мно­го­слов­ным и стро­гим сер­жан­том. (6)Я знал, что война будет и что враг мой го­то­вит где-то ору­жие, и был готов к встре­че.

(7)И тогда я не верил в муж­ские слёзы, гор­дил­ся собою, по­то­му что ни одна сле­зин­ка не па­да­ла из моих воз­му­жа­лых глаз. (8)Но что-то из­ме­ни­лось. (9)Потом. (10)На войне.

(11)Когда мне ре­за­ли в гос­пи­та­ле ра­не­ное бедро, глаза у меня были су­хи­ми. (12)А через день, когда я рас­ста­вал­ся со своим дру­гом Мишей Но­го­то­вым, ра­нен­ным в грудь, когда его уно­си­ли на но­сил­ках и он, уез­жая от меня на­все­гда в далёкий, какой-то спе­ци­аль­ный гос­пи­таль, по­вер­нул ко мне жёлтое лицо и повёл на меня уголь­ным гла­зом на­вы­ка­те и еле кив­нул,  — за­жму­рил­ся тогда я, вздох­нул и за­пла­кал. (13)Не стес­ня­ясь.

(14)Через год, в дру­гом гос­пи­та­ле, в Поль­ше, мед­сест­ра дала по­чи­тать книж­ку сти­хов Есе­ни­на. (15)Читал его впер­вые, читал всей па­ла­те и за­ме­тил, что чи­тать было тя­же­ло. (16)А «Анну Сне­ги­ну» я до­чи­тать не смог. (17)Про­чи­тал: «Когда-то у той вон ка­лит­ки мне было шест­на­дцать лет, и де­вуш­ка в белой на­кид­ке ска­за­ла мне лас­ко­во: „Нет“». (18)И за­пнул­ся. (19)И ды­шать стало труд­но. (20)И сколь­ко ре­бя­та ни про­си­ли, не стал чи­тать

даль­ше и на­крыл­ся оде­я­лом с го­ло­вой. (21)И за­пла­кал. (22)И вспом­нил свою ис­то­рию, ко­то­рая до сих пор не имеет конца.

(23)И вот война по­за­ди  — Москва!

(24)По­ка­зал­ся мой дом вдали, среди зе­ле­ни Со­коль­ни­ков, и я по­чув­ство­вал новый для меня ост­рый укол в груди. (25)И что-то прямо за­ны­ло глу­бо­ко во мне, когда я на­ко­нец при­жал мать, пла­чу­щую, после шести оди­но­ких лет, седую, в ак­ку­рат­но за­што­пан­ном пла­тье.

(26)А потом я на­пра­вил­ся к НЕЙ. (27)По­зво­нил в зна­ко­мую дверь. (28)От­кры­ли мне не­зна­ко­мые люди и ска­за­ли, что Мария Фёдо­ров­на Со­ро­ки­на здесь не живёт.

(29)Я вышел из метро и через парк побрёл домой. (30)Был вечер; в Со­коль­ни­ках над тёмными пру­да­ми берёзы тя­же­ло за­мер­ли в без­вет­рии; пря­мая аллея, пе­ре­сечённая кор­ня­ми, на­по­ми­на­ла мне трид­цать де­вя­тый год, когда будто бы не я, а дру­гой Вла­ди­мир, во­сем­на­дца­ти­лет­ний и бес­печ­ный, до­го­нял здесь свою Фёдо­ров­ну, как я на­зы­вал Машу, а она то и дело убе­га­ла от него.

(31)Со­коль­ни­ки  — такое место, где на каж­дом шагу ска­мей­ка. (32)Но не­лег­ко сесть на ска­мей­ку ве­че­ром. (33)Не знаю, как сей­час, но в трид­цать де­вя­том Вла­ди­мир и Маша все­гда на­хо­ди­ли ска­мьи за­ня­ты­ми.

(34)Тогда Вла­ди­мир ото­рвал дома в сарае две доски и сде­лал под берёзой проч­ную ла­воч­ку  — на двоих. (35)И в этот же вечер они при­шли сюда, и здесь Вла­ди­мир обе­щал Маше пом­нить о ней вечно, а она толь­ко смот­ре­ла на него по­кор­но и нежно и ино­гда ка­ча­ла го­ло­вой, как стар­шая, хотя было ей всего сем­на­дцать лет.

(36)Потом он по­лу­чил по­вест­ку и уехал в армию. (37)А вме­сто него вер­нул­ся я.

(38)Опять пе­ре­до мной стена мо­ло­до­го тёмно-зелёного ель­ни­ка. (39)Он по-преж­не­му то­пор­щил­ся и за­го­ра­жи­вал всем путь к нашей ла­воч­ке.

(40)Я по­про­бо­вал найти нашу тай­ную ла­зей­ку  — и не нашёл, полез прямо в иглы. (41)Про­лез, берёзу уви­дел  — белую, не­при­кос­но­вен­ную. (42)Но ла­воч­ки под нею не было. (43)Даже ямок не оста­лось. (44)Трава росла бес­смерт­ная на этом месте  — осе­нью по­жел­те­ет, вес­ной оживёт,  — она и за­тя­ну­ла все следы, чтобы никто не пом­нил.

(45)Я опу­стил­ся на траву и лёг лицом вверх  — к ве­чер­ней сини, рас­ки­нув руки. (46)Моя берёза жила надо мной каж­дым ли­сточ­ком. (47)И по ство­лу рыс­ка­ли му­равьи.

(48)И тут же я вско­чил.

(49)На берёзе выше моего роста на коре была над­пись, вы­ре­зан­ная глу­бо­ко. «(50)Уез­жаю с за­во­дом, куда  — не знаю. (51)Милый, мы встре­тим­ся!»

(52)И я сразу до­га­дал­ся, как она до­ста­ла так вы­со­ко: она вы­ре­за­ла буквы, став на нашу ла­воч­ку. (53)А потом вы­дер­ну­ла её, чтобы никто не до­стал, не за­ров­нял букв.

(54)Я обнял берёзу и за­жму­рил пол­ные слёз глаза.

(55)Нет, я не в обиде на войну за то, что она на­учи­ла меня пла­кать…

 

 

(По В.Д. Ду­дин­це­ву*)


* Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич Ду­дин­цев (1918–1998)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик, участ­во­вав­ший в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне, после её окон­ча­ния вер­нул­ся в Моск­ву.

2)  С мо­мен­та рас­ста­ва­ния рас­сказ­чи­ка и его воз­люб­лен­ной Марии до новой их встре­чи про­шло шесть лет.

3)  Ока­зав­шись в род­ных Со­коль­ни­ках после войны, рас­сказ­чик вспом­нил ис­то­рию Вла­ди­ми­ра и Марии, очень по­хо­жую на ис­то­рию его соб­ствен­ной жизни.

4)  Воз­люб­лен­ная героя-рас­сказ­чи­ка, не зная точно, куда имен­но она уез­жа­ет, оста­ви­ла ему по­сла­ние на берёзе, под ко­то­рой они си­де­ли до его ухода в армию.

5)  Рас­сказ­чик впер­вые читал Есе­ни­на, бу­дучи в гос­пи­та­ле, но ему это да­ва­лось тя­же­ло, так как есе­нин­ская по­э­зия раз­бу­ди­ла соб­ствен­ные вос­по­ми­на­ния героя.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Рас­сказ­чик, участ­во­вав­ший в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне, после её окон­ча­ния вер­нул­ся в Моск­ву.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 23 тек­ста.

2)  С мо­мен­та рас­ста­ва­ния рас­сказ­чи­ка и его воз­люб­лен­ной Марии до новой их встре­чи про­шло шесть лет.  — Не под­твер­жда­ет­ся в тек­сте: не ска­за­но, что они встре­ти­лись.

 

3)  Ока­зав­шись в род­ных Со­коль­ни­ках после войны, рас­сказ­чик вспом­нил ис­то­рию Вла­ди­ми­ра и Марии, очень по­хо­жую на ис­то­рию его соб­ствен­ной жизни.  — Про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: это и была ис­то­рия его соб­ствен­ной жизни, а не ис­то­рия по­сто­рон­них людей.

 

4)  Воз­люб­лен­ная героя-рас­сказ­чи­ка, не зная точно, куда имен­но она уез­жа­ет, оста­ви­ла ему по­сла­ние на берёзе, под ко­то­рой они си­де­ли до его ухода в армию.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 49−52.

 

5)  Рас­сказ­чик впер­вые читал Есе­ни­на, бу­дучи в гос­пи­та­ле, но ему это да­ва­лось тя­же­ло, так как есе­нин­ская по­э­зия раз­бу­ди­ла соб­ствен­ные вос­по­ми­на­ния героя.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 14−22.

 

Ответ: 145.

Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 23 № 16754
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик за годы служ­бы ис­пы­тал много боли и очень гор­дил­ся тем, что ни разу не пла­кал ни во время войны, ни после неё.

2)  До ухода в армию рас­сказ­чик сма­сте­рил соб­ствен­ную ска­мей­ку в парке «Со­коль­ни­ки», под берёзой, чтобы си­деть там с воз­люб­лен­ной.

3)  Рас­сказ­чик ушёл в армию ещё до на­ча­ла войны и не видел мать шесть лет.

4)  Маша, воз­люб­лен­ная героя, была на год млад­ше Вла­ди­ми­ра, но ино­гда вела себя так, слов­но была стар­ше.

5)  Бла­го­да­ря по­сла­нию на берёзе, остав­лен­но­му Машей перед отъ­ез­дом в Си­бирь, Вла­ди­мир впо­след­ствии смог встре­тить­ся с лю­би­мой.


2
Тип 24 № 16728
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 2–4 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­нии 12 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 16–20 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 26–28 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 32 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 31.


3
Тип 25 № 16729
i

Из пред­ло­же­ний 26–30 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 16730
i

Среди пред­ло­же­ний 14–22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи од­но­ко­рен­ных слов и лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д28 № 16731
i

«Рас­сказ В. Д. Ду­дин­це­ва «Встре­ча с берёзой»  — это ис­крен­няя, про­ник­но­вен­ная ис­то­рия-вос­по­ми­на­ние, свя­зан­ная с воз­вра­ще­ни­ем героя-рас­сказ­чи­ка с войны в род­ной город, от­ку­да он ухо­дил юным, бес­печ­ным юно­шей. Бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию в тек­сте таких тро­пов, как, на­при­мер, (А)________ («воз­му­жа­лых глаз» в пред­ло­же­нии 7, «оди­но­ких лет» в пред­ло­же­нии 25), цен­траль­ный образ берёзы по­лу­ча­ет ал­ле­го­ри­че­ское об­рам­ле­ние, фо­но­вые ак­цен­ты, текст ста­но­вит­ся мно­го­пла­но­вым, жи­во­пис­ным.

В свою оче­редь, до­воль­но ча­стое упо­треб­ле­ние та­ко­го приёма, как (Б)________ (пред­ло­же­ния 8–10), а также та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (В)________ (пред­ло­же­ния 4, 53, 54), и та­ко­го приёма, как (Г)________ («читал» в пред­ло­же­нии 15), до­бав­ля­ет тек­сту эмо­ци­о­наль­но­сти, по­мо­га­ет пе­ре­дать внут­рен­ние пе­ре­жи­ва­ния героя-рас­сказ­чи­ка».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1)  эпи­те­ты

2)  ме­то­ни­мия

3)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

4)  без­лич­ные пред­ло­же­ния

5)  лек­си­че­ский по­втор

6)  срав­ни­тель­ный обо­рот

7)  пар­цел­ля­ция

8)  ме­та­фо­ра

9)  иро­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

6
Тип Д27 C27 № 16732
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.