Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 17041
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Сле­пой быст­ро осво­ил­ся на новом месте (1) и (2) когда про­сы­пал­ся по утрам (3) уже знал (4) что в ком­на­ту за­гля­ды­ва­ют тёплые лучи солн­ца (5) и (6) что (7) если он про­тя­нет руку в рас­кры­тое окно (8) то с ку­стов по­сып­лет­ся роса.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Рас­ста­вим знаки пре­пи­на­ния.

[Сле­пой быст­ро осво­ил­ся на новом месте (1) и (2), (когда про­сы­пал­ся по утрам), (3) уже знал], (4) (что в ком­на­ту за­гля­ды­ва­ют тёплые лучи солн­ца) (5) и (6) (что (7) (если он про­тя­нет руку в рас­кры­тое окно), (8) то с ку­стов по­сып­лет­ся роса).

1)  за­пя­тая не нужна, т. к. союз И со­еди­ня­ет од­но­род­ные ска­зу­е­мые «осво­ил­ся и знал»

2)  и 3) за­пя­тые вы­де­ля­ют при­да­точ­ное пред­ло­же­ние «когда про­сы­пал­ся по утрам», раз­ры­ва­ю­щее глав­ное «Сле­пой быст­ро осво­ил­ся на новом месте и ... уже знал»

4)  за­пя­тая от­кры­ва­ет при­да­точ­ную часть «что в ком­на­ту за­гля­ды­ва­ют тёплые лучи солн­ца»

5)  и 6) за­пя­тые не ста­вят­ся, т. к. од­но­род­ное со­под­чи­не­ние

7)  за­пя­тая не ста­вит­ся, т. к. есть вто­рая часть союза «если...то»

8)  за­пя­тая на гра­ни­це ча­стей в слож­ном пред­ло­же­нии.

 

Ответ: 2348

Правило: 20 ЕГЭ. Знаки пре­пи­на­ния в слож­ном пред­ло­же­нии с раз­ны­ми ви­да­ми связи между ча­стя­ми

ЗА­ДА­НИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С РАЗ­НЫ­МИ ВИ­ДА­МИ СВЯЗИ

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты:

 

В «Ко­ди­фи­ка­то­ре» и «Спе­ци­фи­ка­ции» от ФИПИ типы пунк­то­грамм не про­пи­са­ны. Но, ис­хо­дя из за­да­ний, пуб­ли­ку­е­мых в ОБЗ ФИПИ, в за­да­нии 20 уча­щи­е­ся долж­ны уметь рас­став­лять знаки пре­пи­на­ния в слож­ном пред­ло­же­нии, со­сто­я­щем из 3-5 про­стых. Это слож­ней­шее за­да­ние про­ве­ря­ет уме­ние вы­пуск­ни­ка при­ме­нять на прак­ти­ке сле­ду­ю­щие зна­ния:

 

1) на уров­не про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • по­ни­ма­ние того, что пред­ло­же­ния без ос­но­вы не бы­ва­ет; од­но­со­став­ное пред­ло­же­ние имеет толь­ко одно ска­зу­е­мое;
  • по­ни­ма­ние того, что в про­стом пред­ло­же­нии могут быть од­но­род­ные ска­зу­е­мые и под­ле­жа­щие, знаки пре­пи­на­ния между ко­то­ры­ми ста­вят­ся по пра­ви­лам од­но­род­ных чле­нов.

2) на уров­не слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния:

  • уме­ние опре­де­лять глав­ное и при­да­точ­ное в со­ста­ве СПП по во­про­су;
  • уме­ние ви­деть союзы (со­юз­ные слова) в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии, в том числе двой­ные;
  • уме­ние ви­деть ука­за­тель­ные слова в глав­ном;
  • уме­ние ви­деть од­но­род­ные при­да­точ­ные, при ко­то­рых знаки пре­пи­на­ния ста­вят­ся так, как и од­но­род­ных чле­нах.

3) на уров­не слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния:

  • уме­ние ви­деть части ССП и раз­де­лять их за­пя­той. Об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена в этом за­да­нии не бы­ва­ет.

4) на уров­не всего пред­ло­же­ния в целом:

  • уме­ние ви­деть те места в пред­ло­же­нии, в ко­то­рых встре­ти­лись два союза: может быть рядом два под­чи­ни­тель­ных или со­чи­ни­тель­ный и под­чи­ни­тель­ный.

 

Соберём все пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла, не­об­хо­ди­мые при вы­пол­не­ния за­да­ния.

  1. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии. Пра­ви­ла: Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии
  2. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии. Пра­ви­ла: Знаки пре­пи­на­ния в ССП.
  3. Знаки пре­пи­на­ния по од­но­род­ных чле­нах. Пра­ви­ла:Знаки пре­пи­на­ния пр ОЧ.
  4. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с раз­ны­ми ви­да­ми связи.Пра­ви­ла: Знаки пре­пи­на­ния в слож­ном пред­ло­же­нии с раз­ны­ми ви­да­ми связи.

 

Усло­вие за­да­ния : Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые). 

 

При­мер 1. [От про­ни­зы­ва­ю­ще­го ветра и про­мозг­лой по­го­ды он весь дро­жал (1) и, (2) (чтобы со­греть­ся), (3) начал ма­хать ру­ка­ми], (4) (как будто при­зы­вал кого-то на по­мощь). Это слож­но­под­чинённое с двумя при­да­точ­ны­ми (па­рал­лель­ное со­еди­не­ние), сты­ком со­ю­зов и од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми в глав­ном, со­единёнными со­ю­зом и. Между од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми (на месте цифры 1) за­пя­той быть не долж­но.
Схема:
 [- = и, (чтобы =), = ], (как будто...).

 

При­мер 2. [Утром маль­чик раз­бу­дил меня и рас­ска­зал], (1) (что (2) (когда он забрёл в чащу), (3) то уви­дел), (4) (как бар­сук лечит свой обожжённый нос). Это слож­но­под­чинённое с тремя при­да­точ­ны­ми (по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние) со сты­ком двух под­чи­ни­тель­ных со­ю­зов и со­от­но­си­тель­ной ча­стью ТО в при­да­точ­ном пер­вой сте­пе­ни. На месте стыка двух под­чи­ни­тель­ных со­ю­зов за­пя­той 2 быть не долж­но, ме­ша­ет ТО.
Схема: [- = и =], (что =) (когда - =) , (то =...), (как). 

 

 При­мер 3. [Алек­сандр про­дол­жал по­се­щать уни­вер­си­тет­ские лек­ции], || (1) и , ||(2) (хотя он был весь­ма огра­ни­чен в сред­ствах), (3) [ему всё-таки уда­ва­лось по­ку­пать книги], (4) (по­то­му что в по­след­ние годы он уже при­вык эко­но­мить даже на самом не­об­хо­ди­мом). Это слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи (под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной) и сты­ком со­ю­зов. Союз и со­еди­ня­ет два блока в еди­ное слож­ное пред­ло­же­ние, блоки раз­де­ле­ны ||. На месте стыка двух со­ю­зов за­пя­тая 2 долж­на быть, ни­че­го не ме­ша­ет.
Схема: 
[- =], || и ||, (хотя =),  [=], (по­то­му что - =).

 

При­мер 4. [Ку­ри­ну не­ожи­дан­но вспом­ни­лись от­ча­ян­ные глаза и за­дор­ные вес­нуш­ки де­вуш­ки-ин­струк­то­ра], || (1) и|| (2) (не­смот­ря на то что перед ним сей­час была скуч­ная серая до­ро­га) (3) и (пред­сто­я­ло прой­ти ещё не­сколь­ко ки­ло­мет­ров под па­ля­щим солн­цем), (4) [ему вдруг стало ве­се­ло]. Это слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи, а имен­но под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной, сты­ком со­ю­зов и од­но­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми, со­единёнными со­ю­зом и. За­пя­тая 2 не нужна, так как ни­че­го не ме­ша­ет пе­ре­ста­вить при­да­точ­ные с со­ю­зом не­смот­ря на то что в дру­гое место.
Схема: 
[- =], || и ||, (не­смот­ря на то что  - =) и  (не­смот­ря на то что =),  [=].

 

При­мер 5. [Мы ви­де­ли], (1) (как об­ра­зо­ва­ние од­но­го по­ня­тия яв­ля­лось клю­чом к об­ра­зо­ва­нию трёх осталь­ных) (2) и (3) (как эти три по­след­них у под­рост­ка обыч­но раз­ви­ва­лись не тем путём), (4) (каким раз­ви­ва­лось пер­вое). Это слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с тремя при­да­точ­ны­ми (два из них с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем), сты­ком со­ю­зов между од­но­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми, со­единёнными со­ю­зом и. Между од­но­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми (на месте цифр 2 и 3) за­пя­тых быть не долж­но.
Схема: [- =], (как - =)  и (как - =) , (каким =...). 

 

Ком­мен­та­рий. Как видно из при­ме­ров, типы слож­ных пред­ло­же­ний, ко­то­рые про­ве­ря­ют­ся в этом за­да­нии, по слож­но­сти и по струк­ту­ре су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся друг от друга. В по­след­ние годы пред­ло­же­ния к этому за­да­нию обя­за­тель­но со­дер­жат стык со­ю­зов, при этом пред­ло­же­ния  бы­ва­ют и СПП, и дей­стви­тель­но с раз­ны­ми ви­да­ми связи. В до­пол­не­ние к стыку со­ю­зов идут за­пя­тые в ССП; за­пя­тые между од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми, к од­но­му из ко­то­рых при­креп­ле­но при­да­точ­ное; также встре­ча­ют­ся пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми.

 

ФИПИ об­ра­ща­ет вни­ма­ние уча­щих­ся на сле­ду­ю­щие мо­мен­ты:

Не­вы­со­ким на эк­за­ме­не 2024 г. был и про­цент вы­пол­не­ния за­да­ния 20. Пре­жде всего об­ра­ти­те вни­ма­ние на стык со­чи­ни­тель­но­го и под­чи­ни­тель­но­го со­ю­зов. Дело в том, что в рус­ском языке не­ко­то­рые под­чи­ни­тель­ные союзы могут иметь или не иметь вто­рую часть. Не­об­хо­ди­мо знать, что за­пя­тая между со­чи­ни­тель­ным и под­чи­ни­тель­ным со­ю­за­ми ста­вит­ся, если вто­рая часть под­чи­ни­тель­но­го союза от­сут­ству­ет. И на­о­бо­рот, за­пя­тая не ста­вит­ся, если име­ет­ся вто­рая часть этого союза. Ср.: Лю­бовь де­ла­ет нас лучше, И, ЕСЛИ мы су­ме­ли от­крыть спо­соб­ность лю­бить, можно счи­тать себя счаст­ли­вы­ми. – Лю­бовь де­ла­ет нас лучше, И ЕСЛИ мы су­ме­ли от­крыть спо­соб­ность лю­бить, ТО можно счи­тать себя счаст­ли­вы­ми.

Вы спра­ши­ва­е­те: каких имен­но под­чи­ни­тель­ных со­ю­зов ка­са­ет­ся это пра­ви­ло?

1. За­пом­ни­те ряд под­чи­ни­тель­ных со­ю­зов, на ко­то­рые рас­про­стра­ня­ет­ся дан­ное пра­ви­ло: если… то; когда… то; когда… тогда; так как… то; хотя… но (од­на­ко); чем… тем. Ср.: Сей­час мне не до чте­ния, но КОГДА будет время, ТО я до­чи­таю

книгу. (пра­ви­ло «вто­рой части» при­ме­ни­мо); Сол­дат рас­по­ло­жил­ся вб­ли­зи му­ра­вей­ни­ка, и, ПОКА он спал, ему под одеж­ду за­полз­ли му­равьи. (пра­ви­ло «вто­рой части» не­при­ме­ни­мо).

2. Кроме того, раз­ли­чай­те под­чи­ни­тель­ные союзы и на­ре­чия. Ср.: Дождёмся ве­че­ра, и, ЕСЛИ всё сло­жит­ся, мы встре­тим­ся. (под­чи­ни­тель­ный союз); Ре­бя­та знают мест­ность, и ПО­ЭТО­МУ всё будет хо­ро­шо. (на­ре­чие).

 

 

Вер­ным может быть ответ, со­сто­я­щий из лю­бо­го ко­ли­че­ства цифр (одна вряд ли, не было таких при­ме­ров), в том числе и всех, име­ю­щих­ся в за­да­нии, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти, без за­пя­тых и про­бе­лов, на­при­мер: 135, 1, 1345.

 

Услов­ные обо­зна­че­ния

 

ОЧ  — од­но­род­ные члены.

 

СПП  — слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние.

 

[...]  — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц про­стых не­за­ви­си­мых пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния.

 

(...)   — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц про­стых при­да­точ­ных пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния.

 

{...}   или  || — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц бло­ков пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­го пред­ло­же­ния с раз­ны­ми ви­да­ми связи пред­ло­же­ния.

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

  1. Опре­де­ля­ем ос­но­вы в пред­ло­же­ни­ях, подчёрки­ва­ем их и пред­ва­ри­тель­но гра­фи­че­ски от­де­ля­ем про­стые пред­ло­же­ния друг от друга.
  2. На­хо­дим под­чи­ни­тель­ные союзы и со­юз­ные слова, осо­бое вни­ма­ние об­ра­ща­ем на стык под­чи­ни­тель­ных со­ю­зов. На­хо­дим гра­ни­цы при­да­точ­ных, от­де­ля­ем при­да­точ­ные друг от друга и глав­но­го(-ых). (Союзы можно об­ри­со­вать круж­ком; в новых за­да­ни­ях РЕШУ они вы­де­ле­ны кур­си­вом). Если видим  ТО­НО­ТАК, убеж­да­ем­ся, что это имен­но ме­ша­ю­щие части, а не сто­я­щие в дру­гих ме­стах ука­за­тель­ные слова. Не ста­вим за­пя­тую, если ТО­НО­ТАК есть. (См. при­мер 2)
  3. На­хо­дим со­чи­ни­тель­ные союзы и ре­ша­ем, что они со­еди­ня­ют: од­но­род­ные ска­зу­е­мые (при­мер 1), од­но­род­ные при­да­точ­ные (при­ме­ры 4, 5) или блоки пред­ло­же­ний в еди­ное слож­ное с раз­ны­ми ви­да­ми связи (См. при­мер 3, 4).
  4. Ну­ме­ру­ем пред­ло­же­ния: сколь­ко основ, столь­ко и пред­ло­же­ний. Де­ла­ем схему.
  5. Ста­вим за­пя­тые перед/ после союза и, при­ме­няя нуж­ные пра­ви­ла, осо­бое вни­ма­ние об­ра­щая на стык со­чи­ни­тель­но­го и под­чи­ни­тель­но­го со­ю­зов. Если видим  ТО­НО­ТАК, убеж­да­ем­ся, что это имен­но ме­ша­ю­щие части, а не сто­я­щие в дру­гих ме­стах ука­за­тель­ные слова. Не ста­вим за­пя­тую, если ТО­НО­ТАК есть.( См. при­ме­ры 1, 3, 4, 5)

 

Раз­берём пред­ло­же­ние по ал­го­рит­му.
[Утвер­жда­ют], (1) что?(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2), и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту),( 4)когда? ТО сами убе­ди­лись, (5) в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

  1. Вы­де­ля­ем ос­но­вы. 1) Утвер­жда­ют (од­но­со­став­ное, один глав­ный член ); 2) кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют; 3) мы уви­де­ли; 4) сами убе­ди­лись; 5) правы были оче­вид­цы.
  2. Вы­де­ля­ем союзы и со­от­но­си­тель­ные слова. Об­ра­ща­ем вни­ма­ние, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
  3. По­ме­ча­ем при­да­точ­ные пред­ло­же­ния: все пред­ло­же­ния, в ко­то­рых есть под­чи­ни­тель­ные союзы, берём в круг­лые скоб­ки: (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту) (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).
  4. Уста­нав­ли­ва­ем, к каким глав­ным от­но­сят­ся при­да­точ­ные. Для этого ста­вим во­про­сы от глав­ных к пред­по­ла­га­е­мым при­да­точ­ным. [Утвер­жда­ют], что?(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). За­пя­тая 1 ста­вит­ся по ос­нов­но­му пра­ви­лу по­ста­нов­ки за­пя­той между ча­стя­ми СПП: [  = ], (что— = и  = ). Это пер­вый блок дан­но­го пред­ло­же­ния.
    Оста­лись два при­да­точ­ных и одно пред­ло­же­ние без под­чи­ни­тель­но­го союза. Про­ве­ря­ем, можно ли от него по­ста­вить во­про­сы. [ТО сами убе­ди­лись] когда?(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту) [сами убе­ди­лись] в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). За­пя­тые 4 и 5 ста­вят­ся также по ос­нов­но­му пра­ви­лу по­ста­нов­ки за­пя­той между ча­стя­ми СПП:
    (когда —  = ), [то— = ], (на­сколь­ко — = ). Два раз­ных при­да­точ­ных от­но­сят­ся  к од­но­му глав­но­му, при­да­точ­ное вре­ме­ни стоит ПЕРЕД глав­ным, это вто­рой блок дан­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния.
  5. 1 и 2 блоки свя­зы­ва­ют­ся со­чи­ни­тель­ным со­ю­зом И в одно слож­ное пред­ло­же­ние, зна­чит, между бло­ка­ми со­чи­ни­тель­ная связь.Ста­вим за­пя­тую 2.
    Схема: [ = ], (что— = и  = )||, и ||(когда —  = ), [то— = ], (на­сколь­ко — = )
  6. Оста­лось вы­яс­нить, нужна ли за­пя­тая 3. Между И и КОГДА по пра­ви­лу о стыке со­ю­зов за­пя­тая не нужна, так как после при­да­точ­но­го на­хо­дит­ся идёт ТО, яв­ля­ю­ще­е­ся ча­стью двой­но­го союза КОГДА ТО.

 

При­ме­ры за­да­ний, в ко­то­рых часто до­пус­ка­ют­ся ошиб­ки

 

https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=6062   — од­но­род­ное под­чи­не­ние с по­те­рян­ным вто­рым со­ю­зом; стык со­ю­зов.

https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=3125  — од­но­род­ные при­да­точ­ные, стык трёх со­ю­зов «и если что».

https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=1812 — стык союза и и слова «по­это­му», не яв­ля­ю­щим­ся ни со­ю­зом, ни со­юз­ным сло­вом.

https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=63  — перед под­чи­ни­тель­ным со­ю­зом стоит уси­ли­тель­ная ча­сти­ца «даже», стык со­ю­зов.

https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12591  — од­но­род­ные при­да­точ­ные с со­ю­зом и, стык со­ю­зов «дабы» «не­смот­ря на то что».

 

Часто встре­ча­ю­щи­е­ся ошиб­ки

  • 1. Не най­де­ны ос­но­вы пред­ло­же­ний из-за того, что пред­ло­же­ния встре­ти­лись без­лич­ные (или любые дру­гие од­но­со­став­ные).
  • 2. Не опо­зна­ны под­чи­ни­тель­ные союзы.
  • 3. Не най­де­ны од­но­род­ные при­да­точ­ные, осо­бен­но при от­сут­ствии вто­ро­го под­чи­ни­тель­но­го союза.
  • 4. Остал­ся не­за­ме­чен­ным стык со­ю­зов.