Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 16 № 18108
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Целый день шёл дождь и мы то пили чай с ма­ли­но­вым ва­ре­ньем и клюк­вой то иг­ра­ли в шах­ма­ты.

2)  Перед каж­дой по­езд­кой в горы или на озеро Саша чув­ство­ва­ла не­обы­чай­ный при­лив сил и ра­до­сти в пред­вку­ше­нии встре­чи с до­ро­ги­ми и лю­би­мы­ми ме­ста­ми.

3)  Гриша был не столь­ко оби­жен на друга из-за слу­чив­шей­ся ссоры сколь­ко рас­стро­ен самой при­чи­ной этой не­ле­пой раз­молв­ки.

4)  В го­ро­де будут пом­нить о про­изо­шед­шем через год и через пять лет и через де­сять лет.

5)  В шка­фах и на столе на ди­ва­не и на под­окон­ни­ках ле­жа­ли огром­ные под­шив­ки ста­рых газет и жур­на­лов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Рас­ста­вим знаки пре­пи­на­ния.

1)  Целый день шёл дождь, и мы то пили чай с ма­ли­но­вым ва­ре­ньем и клюк­вой, то иг­ра­ли в шах­ма­ты.  — За­пя­тые между ча­стя­ми в слож­ном пред­ло­же­нии. Чтобы вто­ро­сте­пен­ный член был общим, не­об­хо­ди­ма оди­на­ко­вость пред­ло­же­ний по струк­ту­ре. На­при­мер, целый день шёл дождь и дул силь­ный ветер; к ве­че­ру по­го­да окон­ча­тель­но ис­пор­ти­лась и на­ча­лась ме­тель. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, идёт пе­ре­чис­ле­ние со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­дят в ука­зан­ное об­сто­я­тель­ством время. В при­ведённом пред­ло­же­нии нет такой си­но­ни­мич­но­сти, это пер­вое.

Кроме того, во вто­ром пред­ло­же­нии явно про­сле­жи­ва­ет­ся след­ствие из того, что ска­за­но в пер­вом: (по­сколь­ку) целый день шёл дождь, мы ТО иг­ра­ли, ТО пили. Пе­ре­чис­ле­ния со­бы­тий нет, про­ис­хо­дя­щих од­но­вре­мен­но, нет.

 

2)  Перед каж­дой по­езд­кой в горы или на озеро Саша чув­ство­ва­ла не­обы­чай­ный при­лив сил и ра­до­сти в пред­вку­ше­нии встре­чи с до­ро­ги­ми и лю­би­мы­ми ме­ста­ми.  — За­пя­тые не нужны.

 

3)  Гриша был не столь­ко оби­жен на друга из-за слу­чив­шей­ся ссоры, сколь­ко рас­стро­ен самой при­чи­ной этой не­ле­пой раз­молв­ки.  — За­пя­тая между од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми.

 

4)  В го­ро­де будут пом­нить о про­изо­шед­шем через год, и через пять лет, и через де­сять лет.  — Перед по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми между од­но­род­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми ста­вят­ся за­пя­тые.

 

5)  В шка­фах и на столе, на ди­ва­не и на под­окон­ни­ках ле­жа­ли огром­ные под­шив­ки ста­рых газет и жур­на­лов.  — За­пя­тая между од­но­род­ны­ми, по­пар­но со­еди­ня­ю­щи­ми­ся со­ю­зом И

 

Ответ: 35.

Правило: 16 ЕГЭ. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии и в пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

За­да­ние 16. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ­НА­МИ

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты:

  1. Знаки пре­пи­на­ния в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

    Пра­ви­ло: Знаки пре­пи­на­ния между од­но­род­ны­ми чле­на­ми

  2. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част­но­сти, союз «и».

    Пра­ви­ло: Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии.

  3. Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных опре­де­ле­ни­ях.

    Пра­ви­ло:Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных и не­од­но­род­ных опре­де­ле­ни­ях.

Усло­вие:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

Ком­мен­та­рий:

Уча­щим­ся даётся 5 пред­ло­же­ний. Не­об­хо­ди­мо найти все пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж­дом. Не две, не три (а такое бы­ва­ет!) за­пя­тых, а одну. При этом нужно ука­зы­вать но­ме­ра тех пред­ло­же­ний, где была по­став­ле­на за­пя­тая, так как бы­ва­ют такие слу­чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за­пя­тая, на­при­мер, при де­е­при­част­ном обо­ро­те. Её мы не счи­та­ем.

Не сле­ду­ет ис­кать за­пя­тые при раз­лич­ных обо­ро­тах, ввод­ных сло­вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за­да­нии про­ве­ря­ют­ся лишь две ука­зан­ные пунк­то­грам­мы. Если в пред­ло­же­нии будут не­об­хо­ди­мы за­пя­тые на дру­гие пра­ви­ла, они уже будут рас­став­ле­ны.

Сте­пень труд­но­сти за­да­ния может быть раз­лич­ной. Так, среди пред­ло­же­ний могут быть ССП, со­сто­я­щие из не­сколь­ких про­стых, каж­дое из ко­то­рых может быть ослож­не­но ОЧ; может быть длин­ное пред­ло­же­ние, но оно будет про­стым из-за оби­лия ОЧ; может быть про­стое пред­ло­же­ние с рядом опре­де­ле­ний, и нужно будет по­нять, яв­ля­ют­ся ли они од­но­род­ны­ми или нет.

Вер­ным будет ответ из двух-четырёх цифр, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти, без за­пя­тых и про­бе­лов, на­при­мер: 135, 12, 1345.

 

Услов­ные обо­зна­че­ния

ОЧ  — од­но­род­ные члены.

ССП  — слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние.

[...]  — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц про­стых не­за­ви­си­мых пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния.

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Опре­де­ля­ем ос­но­вы(у), обя­за­тель­но подчёрки­вая их(её), и гра­фи­че­ски от­де­ля­ем про­стые пред­ло­же­ния друг от друга.

2. При­ме­ня­ем пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП, если основ две и более.

3. Если основ две и более, то это слож­ное пред­ло­же­ние, и каж­дая часть далее рас­смат­ри­ва­ет­ся от­дель­но. В каж­дом про­стом пред­ло­же­нии могут быть ряд(ы) од­но­род­ных чле­нов. Под­чер­ки­ва­ем ОЧ, ис­поль­зуя гра­фи­че­ские обо­зна­че­ния. Про­ве­ря­ем,

со­еди­ня­ет ли союз «и» члены од­но­го ряда или раз­ных рядов.

4. При­ме­ня­ем пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той при ОЧ.

 

При­ме­ры слож­ных за­да­ний с по­яс­не­ни­ем

 

 

Часто встре­ча­ю­щи­е­ся ошиб­ки

1. Пе­ре­пу­та­ны ОЧ и ССП, по­это­му не­вер­но при­ме­не­ны пра­ви­ла.

2. Раз­ные ряды ОЧ при­ня­ты за один ряд, союз и со­еди­ня­ет раз­ные ряды.

3. По­те­ря­на (или по­став­ле­на лиш­няя) за­пя­тая при од­но­род­ных опре­де­ле­ни­ях.

4. Оши­боч­но опре­де­лен общий вто­ро­сте­пен­ный член.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: