СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости



Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 7 № 2988

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ копейками

ИХ коллеги

КЛАДИ на место

более ПЯТИСТА метров

стирка ПОЛОТЕНЕЦ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: более ПЯТИСТА метров. Корректно: более пятисот метров.

 

Ответ: пятисот.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

 

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

 

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

 

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

 

ГЛАГОЛОВ ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

 

 

Спрятать пояснение · · Видеокурс ·
Виктория [email protected] (Ст.Канеловская) 30.09.2013 19:28

а разве клади на место это правильно(3), может положи?

Татьяна Стаценко

ПОЛОЖИ НА МЕСТО - это правильно, и КЛАДИ НА МЕСТО - тоже правильно. Неверно: ложи на место и поклади на место.

Гость 09.01.2015 12:55

почему не "обгрызанный"?

Татьяна Юдина

Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять для начала, как образовалось слово. Яблоко, которое обгрызгли—вот наш глагол, обгрызть ( что сделать, сов. вид). Как от глагола образовать причастие прошедшего времени?

Если основа оканчивалась на А, то добавить НН, например: прочитАть—прочитаННый.;

если основа оканчивается не на А, то добавить ЕНН, например: увезти—увезЕННый.

Таким образом, обрызть+ЕНН= обгрызенный.

Николай Волков (Калуга) 04.04.2015 17:10

вееры так в учебнике (Драбкина)

Татьяна Юдина

Данный факт проверен, да, действительно, у Драбкина окончание Ы. При этом в оф. словарях только А, Ы указывается как устаревшее.