Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 37954
i

(1)Мне было около две­на­дца­ти лет, когда я ослеп от го­ло­да. (2)Сле­по­та по­ра­зи­ла мои глаза зимой сорок вто­ро­го года, когда мы с ма­те­рью были эва­ку­и­ро­ва­ны в По­вол­жье. (3)К лету сорок вто­ро­го года зре­ние вер­ну­лось, но я был тогда как кост­ля­вый цыплёнок. (4)В июне я от­пра­вил­ся в де­рев­ню на­ни­мать­ся в кол­хоз, чтобы под­кор­мить­ся. (5)В кол­хоз меня взяли бы охот­но, тогда тре­бо­ва­лась любая пара рук. (6)Но опла­тить ра­бо­ту тру­до­дня­ми и про­дук­та­ми могли лишь осе­нью. (7)А мне нужно было есть уже сей­час, летом. (8)И тогда под­ска­за­ли мне пойти ра­бо­тать к бабке Анне Смир­но­вой в бо­га­тое волж­ское село Усть-Кур­дюм. (9)Бабка Анна со­гла­си­лась взять меня и обе­ща­ла кор­мить каж­дый день два раза, а в вос­кре­се­нье и три­жды. (10)И за это опре­де­ли­ла она мне дело: до­ста­вать воду из ко­лод­ца и по­ли­вать гряд­ки с огур­ца­ми.

(11)Усть-Кур­дюм стоит на горе. (12)Берег к Волге схо­дит кру­той, об­ры­ви­стый, мет­ров пять­де­сят вы­со­той, и ко­ло­дец во дворе был глу­би­ной по­бо­лее пя­ти­де­ся­ти мет­ров. (13)А ого­род у бабки был две ты­ся­чи квад­рат­ных мет­ров, два­дцать соток, и все эти квад­рат­ные метры она за­са­ди­ла огур­ца­ми. (14)И в то страш­ное, жар­кое, ис­пе­пе­ля­ю­щее лето я дол­жен был все огур­цы до по­след­не­го ку­сти­ка по­ли­вать обиль­но, утром и ве­че­ром еже­днев­но. (15)Это зна­чит, надо было под­нять с глу­би­ны, в ко­то­рой и воды-то не ви­дать было, до ста вёдер, от­не­сти их на гряды и раз­лить воду по лун­кам. (16)А в про­ме­жут­ках между утрен­ним и ве­чер­ним по­ли­вом надо было очи­стить, отрях­нуть все ли­стья от пыли и грязи, чтобы она не ме­ша­ла солн­цу осве­щать ли­стья и на­ли­вать огур­цы соком. (17)И вот я тас­кал на своих цып­ля­чьих ко­сточ­ках эти бес­ко­неч­ные вёдра и по­ли­вал эти бес­ко­неч­ные ряды огур­цов.

(18)Бабка Анна хо­ро­шо знала не толь­ко аг­ро­тех­ни­ку. (19)Ей была зна­ко­ма и пси­хо­ло­гия. (20)Го­ро­жа­не го­то­вы были пла­тить любые день­ги за до­во­ен­ную за­бы­тую не­ви­даль, за ска­зоч­ную рос­кошь  — за огур­цы, за вос­по­ми­на­ние о своём счаст­ли­вом про­шлом. (21)И она это знала вперёд и са­жа­ла у себя на участ­ке не кар­тош­ку, не просо, не лук, не жито, ко­то­рые нужны были го­лод­ным людям, как сама жизнь,  — по­то­му не са­жа­ла, что их сни­мешь один раз  — и конец, а огур­цы всё время идут волна за вол­ной, был бы полив, а сол­ныш­ка в По­вол­жье сколь­ко хо­чешь! (22)И она уво­зи­ла в город мешки огур­цов и при­во­зи­ла из го­ро­да мешки денег.

(23)А я тас­кал и тас­кал эти будто кир­пи­ча­ми на­гру­жен­ные вёдра, рвал свои мыш­чон­ки изо дня в день, из не­де­ли в не­де­лю без вы­ход­ных. (24)Прав­да, од­на­ж­ды дала она мне с какой-то ра­до­сти жа­ре­ных шква­рок, целое блюд­це (я чуть концы не отдал от этой не­при­выч­ной пищи), и од­на­ж­ды раз­ре­ши­ла в вос­кре­се­нье на лодке спла­вать на ост­ров: от­пу­сти­ла на­рвать и на­вя­лить сумку ди­ко­го луку нам с ма­те­рью на зиму.

(25)А ведь все эти ты­ся­чи руб­лей вы­рас­та­ли и устрем­ля­лись в её без­дон­ные мешки не толь­ко из бла­го­дат­ной земли, но и из моего не­по­силь­но­го дет­ско­го труда.

(26)Я видел, как са­мо­от­вер­жен­но ра­бо­та­ли от зари до зари кол­хоз­ни­ки: жен­щи­ны, ин­ва­ли­ды, ста­ри­ки и под­рост­ки,  — я видел, с каким ра­ду­ши­ем, с какой рус­ской от­кры­то­стью де­ли­лись они всем, чем могли, с эва­ку­и­ро­ван­ны­ми к ним го­ро­жа­на­ми. (27)А бабка Анна не упус­ка­ла свой слу­чай, она де­ла­ла день­ги…

(28)…А осе­нью я вер­нул­ся в город, мать устро­и­ла меня по­мощ­ни­ком на­лад­чи­ка на по­ши­воч­ную фаб­ри­ку, и я стал по­лу­чать ра­бо­чую кар­точ­ку и во­семь­сот грам­мов хлеба еже­днев­но. (29)И глав­ное, очень сер­деч­но от­но­си­лись ко мне швеи в цеху, они по­мо­га­ли сши­вать вечно рву­щи­е­ся ста­рые ремни на шки­вах и не нерв­ни­ча­ли, когда я не умел сразу на­ла­дить вклю­че­ние за­глох­нув­ше­го мо­то­ра. (30)Вот это были пра­виль­ные люди!..

(31)Про­шли с тех пор уже де­ся­ти­ле­тия, а я всё помню их доб­ро­ту.

(По Ю. А. Ан­дре­еву*)

* Юрий Ан­дре­евич Ан­дре­ев (1930−2009)  — со­вет­ский и рус­ский про­за­ик, ли­те­ра­ту­ро­вед, пуб­ли­цист.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Со­бы­тия, опи­сан­ные в тек­сте, про­ис­хо­дят в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

2)  Из-за тяжёлой ра­бо­ты у бабки Анны и го­ло­да герой-рас­сказ­чик на время ослеп, но через какое-то время, к сча­стью, зре­ние вер­ну­лось.

3)  Бабка Анна вы­ра­щи­ва­ла очень много огур­цов, чтобы го­ро­жа­не, для ко­то­рых огур­цы были рос­ко­шью, вос­по­ми­на­ни­ем о счаст­ли­вом про­шлом, могли всё лето на­сла­ждать­ся лю­би­мым ово­щем, а из про­дук­тов, спо­соб­ных пе­ре­не­сти дли­тель­ное хра­не­ние, она вы­ра­щи­ва­ла также кар­то­фель и просо.

4)  Тёплые вос­по­ми­на­ния рас­сказ­чи­ка о его ра­бо­те в де­рев­не в лет­ний пе­ри­од со­хра­ни­лись на всю жизнь.

5)  После воз­вра­ще­ния в город маль­чик ра­бо­тал по­мощ­ни­ком на­лад­чи­ка на по­ши­воч­ной фаб­ри­ке, и даже спу­стя де­ся­ти­ле­тия он с осо­бым чув­ством вспо­ми­нал доб­рых людей, ко­то­рых встре­тил там.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Со­бы­тия, опи­сан­ные в тек­сте, про­ис­хо­дят в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 2-3.

2)  Из-за тяжёлой ра­бо­ты у бабки Анны и го­ло­да герой-рас­сказ­чик на время ослеп, но через какое-то время, к сча­стью, зре­ние вер­ну­лось.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­ни­ям 2, 7, 8.

3)  Бабка Анна вы­ра­щи­ва­ла очень много огур­цов, чтобы го­ро­жа­не, для ко­то­рых огур­цы были рос­ко­шью, вос­по­ми­на­ни­ем о счаст­ли­вом про­шлом, могли всё лето на­сла­ждать­ся лю­би­мым ово­щем, а из про­дук­тов, спо­соб­ных пе­ре­не­сти дли­тель­ное хра­не­ние, она вы­ра­щи­ва­ла также кар­то­фель и просо.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 21

4)  Тёплые вос­по­ми­на­ния рас­сказ­чи­ка о его ра­бо­те в де­рев­не в лет­ний пе­ри­од со­хра­ни­лись на всю жизнь.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­ни­ям 23-25.

5)  После воз­вра­ще­ния в город маль­чик ра­бо­тал по­мощ­ни­ком на­лад­чи­ка на по­ши­воч­ной фаб­ри­ке, и даже спу­стя де­ся­ти­ле­тия он с осо­бым чув­ством вспо­ми­нал доб­рых людей, ко­то­рых встре­тил там.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 28-31.

 

Вы­пи­сы­ва­ем в ответ НЕ­ВЕР­НЫЕ от­ве­ты.

 

Ответ: 234.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 23 № 37981
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Герой-рас­сказ­чик не за­хо­тел ра­бо­тать в кол­хо­зе в лет­ний пе­ри­од, по­то­му что ра­бо­та у бабки Анны по­ка­за­лась ему более при­вле­ка­тель­ной.

2)  Бабка Анна взяла рас­сказ­чи­ка на ра­бо­ту, но за его труды она пла­ти­ла ему не день­га­ми, ко­то­рых от про­да­жи огур­цов у неё было не­ма­ло, а едой: кор­ми­ла его два­жды в день, а по вос­кре­се­ньям  — три раза.

3)  Ра­бо­та по по­ли­ву ого­ро­да бабки Анны была очень тяжёлой: тер­ри­то­рия, за­са­жен­ная огур­ца­ми, за­ни­ма­ла две ты­ся­чи квад­рат­ных мет­ров, ко­ло­дец был глу­бо­ким, а рас­сказ­чик тру­дил­ся в оди­ноч­ку.

4)  Бабка Анна была про­фес­си­о­наль­ным аг­ро­тех­ни­ком, по­это­му вы­со­кие уро­жаи раз­лич­ных ово­щей на её ого­ро­де не были слу­чай­но­стью.

5)  После не­по­силь­ной ра­бо­ты на ого­ро­де бабки Анны рас­сказ­чик, устро­ив­шись на по­ши­воч­ную фаб­ри­ку по­мощ­ни­ком на­лад­чи­ка, на себе ощу­тил, что такое на­сто­я­щая люд­ская доб­ро­та и сер­деч­ность, и это было для него очень важно.


2
Тип 24 № 37955
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 5−7 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­нии 12 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 15 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 14.

4)  Со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 20 про­ти­во­по­став­ле­но со­дер­жа­нию пред­ло­же­ния 19.

5)  В пред­ло­же­нии 28 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.


3
Тип 25 № 37956
i

Из пред­ло­же­ний 13−15 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


4
Тип 26 № 37957
i

Среди пред­ло­же­ний 18−23 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи со­чи­ни­тель­но­го союза, ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, кон­текст­ных си­но­ни­мов и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 57590
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Как свя­за­ны эго­изм, жажда на­жи­вы и рав­но­ду­шие?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


6
Тип Д28 № 37958
i

«Юрий Ан­дре­ев в „Но­вел­ле о бабке Анне“, во­шед­шей в сбор­ник „От­кро­вен­ный раз­го­вор, или Бе­се­ды о жизни с сыном-стар­ше­класс­ни­ком на пре­де­ле воз­мож­ной от­кро­вен­но­сти“, де­лит­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми о своём дет­стве. Ис­то­рия о том, как 12-лет­ний маль­чик справ­лял­ся с не­по­силь­но тяжёлой для сво­е­го воз­рас­та и истощённого го­ло­дом ор­га­низ­ма ра­бо­той, изоби­лу­ет сред­ства­ми вы­ра­зи­тель­но­сти. Стоит осо­бен­но от­ме­тить такие тропы, как (А)______ („как кост­ля­вый цыплёнок“ в пред­ло­же­нии 3, „как сама жизнь“ в пред­ло­же­нии 21), и такие приёмы, как (Б)______ („изо дня в день, из не­де­ли в не­де­лю“ в пред­ло­же­нии 23), (В)______ („бес­ко­неч­ные“ в пред­ло­же­нии 17, „тас­кал“ в пред­ло­же­нии 23) и (Г)______ (пред­ло­же­ние 30)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  лек­си­че­ский по­втор

2)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

3)  ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние

4)  оли­це­тво­ре­ние

5)  эпи­фо­ра

6)  ги­пер­бо­ла

7)  не­пол­ные пред­ло­же­ния

8)  срав­не­ние

9)  гра­да­ция

 

При­ме­ча­ние.

В со­от­вет­ствии с при­ня­той в 2024 ФИПИ клас­си­фи­ка­ци­ей усло­вие к букве Г сле­ду­ет ис­пра­вить на:

«и такое син­так­си­че­ское сред­ство, как Г_______ (пр. 30)»

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

7
Тип Д27 C27 № 37959
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста. Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру­ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми. Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Вы­ра­зи­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста (со­гла­сие или не­со­гла­сие) и обос­нуй­те его.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.