Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 3910
i

(1)Из-за та­я­ния льдов в Арк­ти­ке раз­ру­ша­ет­ся бе­ре­го­вая линия ост­ро­вов и ма­те­ри­ко­вой части суши, причём раз­ру­ше­ние бе­ре­го­вых линий как в Евра­зии, так и в Се­вер­ной Аме­ри­ке про­ис­хо­дит на­мно­го быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли кли­ма­то­ло­ги. (2)Арк­ти­че­ские льды долго слу­жи­ли есте­ствен­ным филь­тром, спо­соб­ным сни­зить уро­вень за­гряз­не­ний оке­а­на и суши. (3)<...>, когда лёд от­сту­па­ет, об­на­жив­ши­е­ся тер­ри­то­рии под­вер­га­ют­ся силь­но­му за­гряз­не­нию, осо­бен­но чёрной сажей, часто при­сут­ству­ю­щей в ат­мо­сфе­ре арк­ти­че­ско­го ре­ги­о­на.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Летом стало очень тепло, что при­ве­ло к ин­тен­сив­но­му та­я­нию льдов в Арк­ти­ке, между тем арк­ти­че­ские льды долго слу­жи­ли есте­ствен­ным филь­тром, спо­соб­ным сни­зить уро­вень за­гряз­не­ний оке­а­на и суши.

2)  Из-за та­я­ния льдов Арк­ти­ки, слу­жив­ших есте­ствен­ным филь­тром, за­щи­щав­шим от за­гряз­не­ний океан и сушу, раз­ру­ша­ет­ся бе­ре­го­вая линия ост­ро­вов и ма­те­ри­ков, а об­на­жив­ши­е­ся тер­ри­то­рии под­вер­га­ют­ся силь­но­му за­гряз­не­нию.

3)  Арк­ти­че­ские льды долго слу­жи­ли есте­ствен­ным филь­тром, спо­соб­ным сни­зить уро­вень за­гряз­не­ний оке­а­на; те­перь же раз­ру­ше­ние бе­ре­го­вых линий про­ис­хо­дит быст­рее.

4)  Ин­тен­сив­ное та­я­ние арк­ти­че­ских льдов раз­ру­ша­ет бе­ре­го­вую линию.

5)  Льды Арк­ти­ки, ко­то­рые слу­жи­ли есте­ствен­ным филь­тром и за­щи­ща­ли от за­гряз­не­ний океан и сушу, тают, в ре­зуль­та­те чего раз­ру­ша­ет­ся бе­ре­го­вая линия ост­ро­вов и ма­те­ри­ков, а об­на­жив­ши­е­ся тер­ри­то­рии под­вер­га­ют­ся силь­но­му за­гряз­не­нию.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 1,3 и 4).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 2 и 5.

 

Ответ: 25|52.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 7
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 3852
i

Какое из при­ведённых ниже слов или (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

По­это­му

Кроме того,

Иными сло­ва­ми,

Те­перь же

Имен­но


2
Тип Д3 № 7993
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова УРО­ВЕНЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

У́РО­ВЕНЬ, -вня, муж.

1.  Го­ри­зон­таль­ная плос­кость, по­верх­ность как гра­ни­ца, от к-рой из­ме­ря­ет­ся вы­со­та. У. воды в реке.

2.  Сте­пень ве­ли­чи­ны, раз­ви­тия, зна­чи­мо­сти чего-н. Куль­тур­ный у. У. жизни (сте­пень удо­вле­тво­ре­ния на­се­ле­ния ма­те­ри­аль­ны­ми и ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми). У. за­ра­бот­ной платы. Встре­ча на выс­шем уров­не (встре­ча глав го­су­дарств). Пе­ре­го­во­ры на уров­не по­слов.

3.  Под­раз­де­ле­ние чего-н. це­ло­го, по­лу­ча­е­мое при его рас­чле­не­нии. Уров­ни языка. Уров­ни энер­гии (спец.).


3
Тип Д2 № 14250
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.