Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Задания
i

Эко­ло­гия  — это наука о вза­и­мо­дей­ствии живых ор­га­низ­мов и их со­об­ществ между собой и со сре­дой, в ко­то­рой они оби­та­ют. Эти вза­и­мо­от­но­ше­ния изу­ча­ют самые раз­ные науки: био­ло­гия и химия, аст­ро­но­мия и кос­мо­ло­гия, ма­те­ма­ти­ка и фи­ло­со­фия. <…> они вно­сят свой вклад в эко­ло­гию, ко­то­рая се­год­ня раз­де­ли­лась на ряд са­мо­сто­я­тель­ных дис­ци­плин: общую эко­ло­гию, аг­ро­эко­ло­гию, гид­ро­эко­ло­гию, эко­ло­гию че­ло­ве­ка и т. д.

Ак­тив­но фор­ми­ру­ет­ся в наши дни эко­ло­гия куль­ту­ры, или ду­хов­ная эко­ло­гия. Ко­неч­но, между эко­ло­ги­ей при­ро­ды и эко­ло­ги­ей куль­ту­ры не может быть не­про­хо­ди­мой про­па­сти, вме­сте с тем между ними есть боль­шое раз­ли­чие. Утра­ты в при­ро­де до из­вест­ных пре­де­лов вос­ста­но­ви­мы. Иное дело  — цен­но­сти куль­тур­ные и нрав­ствен­ные. Они или вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся с боль­шим тру­дом, или вовсе ис­че­за­ют, как, ска­жем, раз­ру­шен­ные па­мят­ни­ки, сго­рев­шие книги, ру­ко­пи­си…

Если куль­ту­ра  — это со­во­куп­ность до­сти­же­ний об­ще­ства в об­ла­сти науки, про­све­ще­ния, ис­кус­ства, то за­креп­ля­ют­ся эти до­сти­же­ния, как пра­ви­ло, в языке, в Слове. Воз­ник­нув на опре­делённом ис­то­ри­че­ском этапе, ли­те­ра­тур­ный язык сам по себе слу­жит сви­де­тель­ством уров­ня ду­хов­но­го раз­ви­тия на­ро­да, об­ще­ства. Как вся­кое живое на Земле не может ми­рить­ся со своей смер­тью, так и живая нация не может сми­рить­ся с де­гра­да­ци­ей сво­е­го языка. Ведь язык  — это и ос­но­ва на­ци­о­наль­ной па­мя­ти, и ключ к по­ни­ма­нию ду­хов­но­го мира, сво­е­го и чу­жо­го.

 

(По Л. И. Сквор­цо­ву)

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра этих от­ве­тов.

 

1)  На­ря­ду с об­ще­упо­тре­би­тель­ной лек­си­кой в тек­сте ис­поль­зу­ют­ся тер­ми­ны (эко­ло­гия, аг­ро­эко­ло­гия, гид­ро­эко­ло­гия и др.), те­ма­ти­че­ская груп­па слов, от­ра­жа­ю­щая про­бле­ма­ти­ку тек­ста (куль­ту­ра, при­ро­да, цен­но­сти, па­мят­ни­ки, ис­то­ри­че­ский этап, ли­те­ра­тур­ный язык, нация, па­мять, ду­хов­ный мир и др.).

2)  Ис­поль­зо­ва­ние ме­та­фор (...между эко­ло­ги­ей при­ро­ды и эко­ло­ги­ей куль­ту­ры не может быть не­про­хо­ди­мой про­па­сти; ключ к по­ни­ма­нию ду­хов­но­го мира); ан­то­ни­мов (свой−чужой), срав­не­ния (Как вся­кое живое на Земле не может ми­рить­ся со своей смер­тью, так и живая нация не может сми­рить­ся с де­гра­да­ци­ей сво­е­го языка.) спо­соб­ству­ет эмо­ци­о­наль­но­сти, вы­ра­зи­тель­но­сти из­ло­же­ния, по­мо­га­ет пе­ре­дать ав­тор­скую оцен­ку опи­сы­ва­е­мым яв­ле­ни­ям.

3)  Текст со­дер­жит грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, ха­рак­тер­ные для пись­мен­ной речи: от­гла­голь­ные су­ще­стви­тель­ные (вза­и­мо­дей­ствие, вклад, утра­ты, раз­ли­чие, до­сти­же­ния и др.), кон­струк­ции с су­ще­стви­тель­ны­ми в ро­ди­тель­ном па­де­же (между эко­ло­ги­ей при­ро­ды и эко­ло­ги­ей куль­ту­ры, сви­де­тель­ством уров­ня ду­хов­но­го раз­ви­тия на­ро­да, к по­ни­ма­нию ду­хов­но­го мира и др.).

4)  Вы­ра­зи­тель­ность тек­ста обес­пе­чи­ва­ет­ся син­так­си­че­ски­ми сред­ства­ми, среди ко­то­рых  — ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, ввод­ные слова.

5)  Текст от­но­сит­ся к на­уч­но­му стилю речи, так как ос­нов­ные цели ав­то­ра  — со­об­щить ин­фор­ма­цию, име­ю­щую прак­ти­че­ское зна­че­ние, дать чёткие ин­струк­ции.