Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4066
i

(1)Рас­смат­ри­вая ар­хео­ло­ги­че­ские на­ход­ки по­след­них де­ся­ти­ле­тий, учёные всё более склон­ны го­во­рить о воз­ник­но­ве­нии древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства в ре­зуль­та­те слож­но­го вза­и­мо­дей­ствия сла­вян­ско­го и ва­ряж­ско­го начал. (2)С одной сто­ро­ны, все ки­ев­ские пра­ви­те­ли и боль­шая часть дру­жин­ни­ков вплоть до конца X века но­си­ли скан­ди­нав­ские имена. (3)<...>, попав в Киев и со вре­ме­нем став ча­стью древ­не­рус­ской элиты, ва­ря­ги уже через не­сколь­ко по­ко­ле­ний пол­но­стью рас­тво­ри­лись в сла­вян­ском на­се­ле­нии.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ар­хео­ло­ги­че­ские на­ход­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что древ­не­рус­ское го­су­дар­ство воз­ник­ло в ре­зуль­та­те вза­и­мо­дей­ствия сла­вян­ско­го и ва­ряж­ско­го начал, что под­твер­жда­ют скан­ди­нав­ские имена ки­ев­лян, пра­вя­щих до конца X века, и пол­ное сли­я­ние ва­ря­гов со сла­вян­ским на­се­ле­ни­ем.

2)  На ос­но­ва­нии ар­хео­ло­ги­че­ских на­хо­док по­след­них де­ся­ти­ле­тий учёные всё более склон­ны го­во­рить о воз­ник­но­ве­нии и ста­нов­ле­нии древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства под на­зва­ни­ем Ки­ев­ская Русь.

3)  Учёные склон­ны го­во­рить о воз­ник­но­ве­нии древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства в ре­зуль­та­те ак­тив­но­го уча­стия шве­дов, од­на­ко, став ча­стью древ­не­рус­ской элиты, они не рас­тво­ри­лись в сла­вян­ском на­се­ле­нии.

4)  На ос­но­ва­нии ар­хео­ло­ги­че­ских на­хо­док учёные уста­но­ви­ли, что все ки­ев­ские пра­ви­те­ли и боль­шая часть дру­жин­ни­ков до конца X века но­си­ли скан­ди­нав­ские имена.

5)  Мысль о том, что древ­не­рус­ское го­су­дар­ство воз­ник­ло в ре­зуль­та­те вза­и­мо­дей­ствия сла­вян­ско­го и ва­ряж­ско­го начал, под­твер­жда­ет­ся со­вре­мен­ны­ми ар­хео­ло­ги­че­ски­ми на­ход­ка­ми, из ко­то­рых сле­ду­ет, что пра­ви­те­ли Киева еще в Х веке но­си­ли скан­ди­нав­ские имена, а позд­нее рас­тво­ри­лись среди сла­вян.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 2, 3 и 4).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 1 и 5.

 

Ответ: 15|51.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 1
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 3891
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Так

С дру­гой

На­о­бо­рот,

Сюда

Од­на­ко


2
Тип Д3 № 7994
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ГО­ВО­РИТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ГО­ВО­РИ́ТЬ, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена); не­со­вер.

1.  Вла­деть уст­ной речью, вла­деть каким-н. язы­ком. Ребёнок ещё не го­во­рит. Г. по-рус­ски.

2.  что, о ком (чём) и с со­ю­зом «что». Сло­вес­но вы­ра­жать мысли, со­об­щать. Г. прав­ду. Г. мед­лен­но. Г. с боль­шим увле­че­ни­ем. Г. о чём-н. с ин­те­ре­сом. В своей книге автор го­во­рит о новых от­кры­ти­ях. Го­во­рит, что занят. Го­во­ри­мая речь (уст­ная, про­из­но­си­мая; спец.). Го­во­рят вам или го­во­рю тебе (употр. для уси­ле­ния вы­ска­зан­ной мысли, для при­ка­за­ния. Го­во­рю тебе, уходи).

3.  о ком (чём) и с со­ю­зом «что». Вы­ска­зы­вать мне­ние, суж­де­ние, об­суж­дать что-н. Г. об успе­хах то­ва­ри­щей. Го­во­рят, что зима будет хо­лод­ная.

4.  с кем. Об­ща­ясь, раз­го­ва­ри­вать, вести бе­се­ду, раз­го­вор. Г. с то­ва­ри­щем. Г. по те­ле­фо­ну. Они давно уже не го­во­рят друг с дру­гом (не раз­го­ва­ри­ва­ют, в ссоре).

5.  перен., о чём. То же, что сви­де­тель­ство­вать (во 2 знач.). Дан­ный факт о мно­гом го­во­рит. Го­во­рит само за себя что-н. (на­столь­ко оче­вид­но, что не нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ни­ях, до­ка­за­тель­ствах). Имя этого че­ло­ве­ка мне ни­че­го не го­во­рит (оно мне не­из­вест­но, этого че­ло­ве­ка я не знаю).

6.  (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), перен., в ком. Про­яв­лять­ся в чьих-н. по­ступ­ках, сло­вах. В нём го­во­рит гор­дость.

7.  на кого. На­зы­вать кого-н. как ви­нов­ни­ка чего-н. (прост.). По­до­зре­ва­ют его, а он го­во­рит на со­се­да.

8.  го­во­ря. В со­че­та­нии с на­ре­чи­ем или кос­вен­ный су­ще­стви­тель­но­го вхо­дит в устой­чи­вое со­че­та­ние вводн. со знач.: вы­ра­жа­ясь, из­ла­гая что-н. так, как обо­зна­че­но этим на­ре­чи­ем или су­ще­стви­тель­ным. Стро­го го­во­ря (вы­ра­жа­ясь точно). Ко­ро­че (или ко­рот­ко) го­во­ря (под­во­дя итог, за­клю­чая вы­ше­ска­зан­ное). Пра­виль­нее го­во­ря (уточ­няя). Во­об­ще го­во­ря (то же, что во­об­ще в 3 и 4 знач.). Чест­но, от­кро­вен­но или по прав­де го­во­ря (если быть от­кро­вен­ным). Иначе го­во­ря (иными сло­ва­ми).


3
Тип Д2 № 14251
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.