Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4144
i

(1)Бла­го­по­луч­но пе­ре­плыв Ат­лан­ти­ку и вы­са­див­шись со своей ко­ман­дой на берег Аме­ри­ки, Ко­лумб был убеждён, что до­брал­ся до Индии, и по­это­му нарёк мест­ных жи­те­лей «ин­дей­ца­ми». (2)<...> оче­вид­ную ошиб­ку, это на­зва­ние так и за­кре­пи­лось за ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми, на­се­ля­ю­щи­ми аме­ри­кан­ский кон­ти­нент. (3)Но на самом деле аме­ри­кан­ские ин­дей­цы не были даже еди­ным на­ро­дом: они ра­зи­тель­но от­ли­ча­лись друг от друга ро­стом и внеш­ним видом, го­во­ри­ли на мно­же­стве раз­ных язы­ков и со­зда­ли ши­ро­кое раз­но­об­ра­зие обы­ча­ев и ве­ро­ва­ний.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Общее на­зва­ние «ин­дей­цы» за­кре­пи­лось за ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми Аме­ри­ки бла­го­да­ря Ко­лум­бу, по­то­му что у жи­те­лей аме­ри­кан­ско­го кон­ти­нен­та много общих черт: смуг­лая кожа, вы­со­кие скулы, чёрные во­ло­сы и глаза, хи­ми­че­ский со­став крови.

2)  Оши­боч­ное на­зва­ние «ин­дей­цы» за­кре­пи­лось за ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми Аме­ри­ки, ко­то­рые не были еди­ным на­ро­дом, в ре­зуль­та­те ошиб­ки Ко­лум­ба, ко­то­рый от­крыл Аме­ри­ку, счи­тая, что до­брал­ся до Индии.

3)  До конца своих дней Ко­лумб так и не при­знал своей ошиб­ки и был убеждён, что, бла­го­по­луч­но пе­ре­плыв Ат­лан­ти­ку и вы­са­див­шись на берег Аме­ри­ки, он до­брал­ся до Индии, имен­но по­это­му он на­звал мест­ных жи­те­лей аме­ри­кан­ско­го кон­ти­нен­та «ин­дей­ца­ми».

4)  За ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми Аме­ри­ки, ко­то­рые не были еди­ным на­ро­дом, за­кре­пи­лось оши­боч­ное на­зва­ние «ин­дей­цы», так как Ко­лумб, от­крыв­ший Аме­ри­ку, счи­тал, что до­брал­ся до Индии.

5)  Не­смот­ря на оче­вид­ную ошиб­ку, на­зва­ние «ин­дей­цы» за­кре­пи­лось за ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми, на­се­ля­ю­щи­ми аме­ри­кан­ский кон­ти­нент, по­это­му они со­зда­ли раз­но­об­раз­ные обы­чаи.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 1, 3 и 5).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 2 и 4.

 

Ответ: 24|42.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 3
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4047
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?

 

По­это­му

Имен­но

Од­на­ко

Дру­ги­ми сло­ва­ми,

Не­смот­ря на


2
Тип Д3 № 7996
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова КО­МАН­ДА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

КОМА́НДА, -ы, жен.

1.  Крат­кий уст­ный при­каз уста­нов­лен­ной формы. Раз­да­лась к. «Огонь!». Как по ко­ман­де (разом, друж­но).

2.  Ав­то­ма­ти­че­ски пе­ре­да­ва­е­мый сиг­нал, вы­зы­ва­ю­щий дей­ствие какой-н. си­сте­мы, ме­ха­низ­ма. Си­сте­ма ко­манд. К. по радио.

3.  На­чаль­ство­ва­ние над какой-н. во­ин­ской ча­стью. Отряд под ко­ман­дой офи­це­ра.

4.  Отряд, во­ин­ское под­раз­де­ле­ние. Сапёрная к. По­жар­ная к.

5.  Лич­ный со­став, эки­паж судна. К. ко­раб­ля.

6.  Спор­тив­ный кол­лек­тив (обыч­но во главе с ка­пи­та­ном). Фут­боль­ная к.

7.  Груп­па свя­зан­ных чем-н. людей, чьё-н. окру­же­ние (разг.). К. пре­зи­ден­та.


3
Тип Д2 № 14253
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­из­вод­ный пред­лог, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии.