Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4183
i

(1)Часть ме­ха­ни­че­ской и теп­ло­вой энер­гии Ми­ро­во­го оке­а­на об­ра­зу­ет оке­а­ни­че­ские и мор­ские воз­об­нов­ля­е­мые энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны в про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей. (2)<...> энер­ги­ей об­ла­да­ют мор­ские те­че­ния, волны, при­ли­вы, вер­ти­каль­ные дви­же­ния вод, од­на­ко со­вре­мен­ные тех­ни­че­ские и эко­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти поз­во­ля­ют ис­поль­зо­вать пока да­ле­ко не все эти ис­точ­ни­ки. (3)Прак­ти­че­ски на­ча­то осво­е­ние энер­гии при­ли­вов, осво­е­ние же дру­гих видов энер­гии толь­ко пла­ни­ру­ет­ся.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Мно­гие рай­о­ны Ми­ро­во­го оке­а­на  — от при­бреж­ной по­ло­сы до участ­ков, рас­по­ло­жен­ных на боль­ших глу­би­нах,  — об­ла­да­ют боль­ши­ми за­па­са­ми раз­но­об­раз­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, од­на­ко со­вре­мен­ные воз­мож­но­сти поз­во­ля­ют ис­поль­зо­вать пока да­ле­ко не все эти ис­ко­па­е­мые.

2)Со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­ли­ли осво­ить пока толь­ко энер­гию при­ли­вов, хотя часть ме­ха­ни­че­ской и теп­ло­вой энер­гии Ми­ро­во­го оке­а­на об­ра­зу­ет воз­об­нов­ля­е­мые и дру­гие энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны че­ло­ве­ком.

3)  Рас­творённые в оке­ан­ской и мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты об­ра­зу­ют воз­об­нов­ля­е­мые энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны че­ло­ве­ком и спо­соб­ны обес­пе­чить по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ства на мно­гие сотни лет.

4)  Часть ме­ха­ни­че­ской и теп­ло­вой энер­гии Ми­ро­во­го оке­а­на об­ра­зу­ет воз­об­нов­ля­е­мые энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны че­ло­ве­ком, од­на­ко со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­ли­ли осво­ить пока толь­ко энер­гию при­ли­вов.

5)  Часть ме­ха­ни­че­ской и теп­ло­вой энер­гии Ми­ро­во­го оке­а­на (мор­ских те­че­ний, волн, при­ли­ва) об­ра­зу­ет оке­а­ни­че­ские и мор­ские воз­об­нов­ля­е­мые энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, прин­ци­пи­аль­но до­ступ­ные для про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Мно­гие рай­о­ны Ми­ро­во­го оке­а­на  — от при­бреж­ной по­ло­сы до участ­ков, рас­по­ло­жен­ных на боль­ших глу­би­нах,  — об­ла­да­ют боль­ши­ми за­па­са­ми раз­но­об­раз­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, од­на­ко со­вре­мен­ные воз­мож­но­сти поз­во­ля­ют ис­поль­зо­вать пока да­ле­ко не все эти ис­ко­па­е­мые. − Про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте ни­че­го не ска­за­но о по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.

 

3)  Рас­творённые в оке­ан­ской и мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты об­ра­зу­ют воз­об­нов­ля­е­мые энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны че­ло­ве­ком и спо­соб­ны обес­пе­чить по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ства на мно­гие сотни лет. − Ин­фор­ма­ция не­пол­ная: ни­че­го не ска­за­но о том, что уже на­ча­то ис­поль­зо­ва­ние энер­гии при­ли­вов.

 

5)  Часть ме­ха­ни­че­ской и теп­ло­вой энер­гии Ми­ро­во­го оке­а­на (мор­ских те­че­ний, волн, при­ли­ва) об­ра­зу­ет оке­а­ни­че­ские и мор­ские воз­об­нов­ля­е­мые энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, прин­ци­пи­аль­но до­ступ­ные для про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей. − Ин­фор­ма­ция не­пол­ная: ни­че­го не ска­за­но о том, что уже на­ча­то ис­поль­зо­ва­ние энер­гии при­ли­вов.

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 1, 3 и 5).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 2 и 4.

 

Ответ: 24|42.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 4
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4086
i

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Хотя

Таким об­ра­зом,

По­то­му что

Как будто

Такой


2
Тип Д3 № 7997
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ИС­ТОЧ­НИК. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ИСТО́ЧНИК, -а, муж.

1.  Вод­ная струя, вы­хо­дя­щая на по­верх­ность из-под земли. Це­леб­ный и. Го­ря­чий и. И. ми­не­раль­ной воды.

2.  То, что даёт на­ча­ло чему-н., от­ку­да ис­хо­дит что-н. И. света. И. всех зол. Све­де­ния из вер­но­го ис­точ­ни­ка.

3.  Пись­мен­ный па­мят­ник, до­ку­мент, на ос­но­ве к-рого стро­ит­ся на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние. Ис­точ­ни­ки для ис­то­рии края. Ис­поль­зо­вать все до­ступ­ные ис­точ­ни­ки.


3
Тип Д2 № 14254
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.