


Задание 3 ЕГЭ : СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы (по кодификатору 2024-25 уч. года)
2.1 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие.
2.2 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие.
2.3 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие.
2.4 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью
2.5 Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Необходимые для выполнения задания материалы в «Справочнике»:
Условие (задание банка ФИПИ):
Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В. И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь — это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его — и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).
2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.
3) Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.
4) Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.
5) Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу... Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в... стержне).
Решение: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50640
На сайте ФИПИ в «Навигаторе самостоятельной подготовки» (раздел «Речь») опубликованы материалы к этому заданию.
Ключевые фрагменты из этих материалов:
➤1. Для успешного выполнения задания 3 рекомендуем ориентироваться на основные признаки функциональных разновидностей русского языка.
Разговорная речь выражается в письменной и устной формах. Цель ее — общение. Сфера разговорной речи — беседа со знакомыми людьми в неофициальной обстановке.
Речевая ситуация отличается естественностью и простотой, собеседники не задумываются над строением высказываний и их лексическим наполнением. В этой функциональной разновидности языка ярко проявляется характер отношений между собеседниками.
Разговорная речь допускает слова и выражения, придающие общению непринуждённую тональность; часто встречаются выразительные слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разг.».
В разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно с уменьшительно-ласкательными суффиксами: свечечка, свечка (нейтральное свеча), окошечко, окошко (нейтральное окно) и т.д.
Для разговорной речи характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения, прерванные (недоговорённые) предложения, различного рода вставки.
Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорной речи присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информацией, развивающей тему речи.
Научный стиль обслуживает сферу науки. Цель — сообщение, научная информация о природе, человеке, об обществе. Научным стилем пишут монографии, учебники, статьи на научные темы и т.д.
Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи.
Для научного стиля речи характерно:
- в лексике — употребление терминов и абстрактных слов; полностью исключена эмоциональная лексика, фразеологизмы разговорного характера и т.д.;
- в морфологии — широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий; преобладание родительного и именительного падежей имени существительного, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.;
- в синтаксисе — употребление сложных предложений, в том числе многокомпонентных, и др.
Научный стиль должен обеспечить ясность, точность, логичность и доказательность изложения.
Официально-деловой стиль обслуживает деятельность государственных учреждений.
Все постановления, законы, договоры, протоколы, заявления и т.д. составляются на основе официально-делового стиля.
Речевая ситуация — официальная обстановка государственных учреждений.
Для официально-делового стиля характерны свои термины (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.).
В официально-деловой речи не употребляется эмоционально окрашенная лексика.
Публицистический стиль характерен для периодической печати (газет, журналов и др.), литературно-критических книг и статей, для выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также для выступлений по радио, телевидению и т.д.
Речевая ситуация — официальная. Основная задача — воздействие на адресата с целью побудить его к действию, размышлениям и т.д. Основные темы — общественно-политические и морально-этические.
Естественно, что в выступлениях на общественно-политические темы много соответствующей лексики и специфических фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д.
В целях воздействия на адресата речи в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) или отрицательно-оценочную окраску (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса и т.д.).
Публицистическая речь в выборе языковых средств более свободна, чем научная и официально-деловая. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика и проч.
Публицистический стиль характеризуется широким употреблением вопросительных (часто риторических вопросов) и восклицательных предложений, наличием обращений и проч.
Язык художественной литературы (прозы и поэзии). Цели — сообщение определённой информации и эмоционально-эстетическое воздействие на читателя.
В произведениях писатели и поэты повествуют о жизни народа, раскрывают духовный мир героев, передают своеобразие их речи, создают яркие картины родной природы.
В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология.
Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности — диалектизмы и т.д.
Комментарий РЕШУ: подробное описание стилей, составленное РЕШУЕГЭ, можно увидеть по ссылке Стили речи
➤2. Обратите внимание! Отглагольные имена существительные — это имена существительные, обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), то есть представляющие его в отвлечённом смысле. Есть широкое и узкое понимание термина «отглагольные существительные». Узкое понимание (оно более привычное, традиционное) заключается в том, что под отглагольными именами существительными подразумеваются только имена существительные, непосредственно образованные от глаголов: решение, выход и др.
➤3. Обратите внимание! При выполнении задания 3 ЕГЭ по русскому языку форма числа употребляемых в утверждениях слов не является определяющей при выборе правильного ответа. Важны содержание утверждений, а также соответствие приводимых примеров выдвигаемым тезисам. Например: «Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами и приёмами, среди которых — ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова»; «Обобщённо-абстрактный характер речи автора обуславливает употребление следующих типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных и безличных предложений, а также вставной конструкции».
➤4. Вы спрашиваете: нужно ли сверять приводимые примеры по микротексту? Само наличие примеров в микротексте не подвергается сомнению. Однако представленные примеры могут не соответствовать заявленному в утверждении тезису. В таком случае данное утверждение не является правильным ответом.
Комментарий РЕШУ: утверждение может быть неправильным в различных случаях:
- если характеристика слова или синтаксической единицы в утверждении неверная. Например, написано, что глаголы ускорить и прибегнуть несовершенного вида, хотя они совершенного; или указано, что мгновенная (вспышка) — эпитет, хотя текст научный; или личное местоимение «мы», употребляемое в любом стиле, будет отмечено как обобщённое местоимение «мы», характерное для научного стиля; или будет неверно указан тип конкретных предложений, например, вместо сложных — простые и т.д.
- если роль указанных единиц языка определена неверно. Например, неверным будет утверждение «Ряды однородных членов, вводные слова и вставные конструкции служат для привлечения внимания и служат средством выразительности.», если текст относится к официально-деловому стилю; или: «Автор прибегает к приёму цитирования, чтобы сделать текст более эмоциональным.» (текст при этом научный!)
- если в тексте по его стилевой принадлежности не может быть указанных единиц, например, эпитетов и иных украшений в деловом, научном стиле; изобилия сложных, многокомпонентных предложений в разговорной речи. Например, утверждение «Автор часто прибегает к парцелляции, использует неполные предложения.», будет неверным, если текст научного или официально-делового стиля (в таком случае указанных единиц и быть не может в тексте)
➤5. Обратите внимание! По отдельным предложениям микротекста нельзя определять его стилевую принадлежность. Необходимо восприятие микротекста целиком, понимание его адресата, намерений автора и т. д. Именно это помогает чётко разграничить, например, научный и публицистический стиль. Граница между этими стилями часто не представляется фиксированной. В реальной речевой практике встречаются тексты, имеющие признаки и того, и другого стиля. Однако в рамках ЕГЭ по русскому языку отбираются тексты с более ярко выраженными стилевыми признаками.
В файле «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2025 года», также публикуемом на ФИПИ, даны следующие рекомендации:
Правильно выполнить задание 3 вам поможет ряд важных рекомендаций. Для начала напомним, что это задание требует определить верные характеристики фрагмента текста с точки зрения функциональной стилистики.
➤1. Имейте в виду, что ответ может представлять собой две, три или четыре цифры.
➤2. Среди предложенных вариантов, кроме верных, могут быть: а) утверждения, истинные на первый взгляд, но противоречащие фрагменту текста; б) истинные утверждения, но с неверными примерами из фрагмента текста.
➤3. Необходимо знать функциональные разновидности языка и целевые установки текста. Так, предписание, регламентация — цель текстов официально-делового стиля, а целью публицистического текста может стать и популяризация научных знаний, ведь самое главное, чтобы адресатом такого текста был широкий круг читателей.
| Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль |
|---|---|---|
| Термины и терминологические сочетания (ареал, популяция, экологическая ниша) | Канцеляризмы (функционировать, иметь место, в настоящее время) | Общественно-политическая лексика (Дума, избирать, спикер, дебаты) |
| Абстрактная, или отвлечённая, лексика (фактор, длительность, историзм) | Цепочка существительных в родительном падеже (приоритет жизни и здоровья человека)* | Эмоционально-оценочные слова (умница, голосище, безукоризненно) |
| Отглагольные существительные (освоение, интеграция, формулировка, оборот)** | Производные предлоги (в целях, по причине, на протяжении)* | Полемичность изложения, т.е. ведение спора по актуальному вопросу |
* Подобные явления характерны и для научного стиля.
➤4. Знайте, что книжная лексика — это слова, употребляющиеся преимущественно в книжной речи (например, адекватно, эмпирических, безотносительно); тематическая группа слов — это слова разных частей речи, объединённых общностью темы (например, слова анализ, формулировать, теоретический объединены темой мышления).
➤5. При чтении утверждений обращайте внимание на скрытые смыслы. Например: Стилистической принадлежностью текста обусловлено отсутствие слов в переносном значении. Чтобы сделать вывод об истинности или ложности высказывания, надо определить функциональную разновидность языка, к которой относится текст. Если это публицистический стиль, то утверждение, скорее всего, ложное, так как публицисты часто используют слова в переносном значении.
➤6. Делайте паузу, когда встречаете частицу «не» или слова «отсутствуют», «присутствуют», «используются» и особенно «преобладают», «часто употребляются» и др. Например: В синтаксическом строе текста преобладают сложноподчинённые предложения. «Преобладают» – значит, по количеству их больше, чем других типов предложений.
➤7. Учтите: противопоставление может быть выражено с помощью антонимов (правда — выдумка; небо — земля), противительных союзов (но, однако), вводных слов (впрочем, наоборот).
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Читаем внимательно текст задания, чтобы понять с какой целью он написан. Выучить назубок:
Научный — функция сообщения научной информации.
Публицистический — функция воздействия.
Официально-деловой — функция сообщения правил, законов и др.
Стиль художественной литературы — функция воздействия через художественный образ.
Разговорный — функция общения.
2. Находим среди утверждений те, которые точно соответствуют стилю.
3. Анализируем утверждения, в которых нет прямых отсылок к уже определённому стилю. Среди них будут верные и неверные.
4. Тщательно проверяем, правильно ли указана роль и точна ли характеристика самих средств, указанных в тезисе.
5. Номера предложений с верными утверждениями записываем в ответ.
В монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение и рассуждение ребёнка», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году, рассматриваются вопросы психологии детских рассуждений, особенности вербального выражения детской мысли.
Сущность проблемы, побудившей автора написать данную монографию, сводится к тому, что детское рассуждение существенно отличается от взрослого. Описывая основные черты детских рассуждений, автор отталкивается от положения, что логическое рассуждение всегда есть доказательство, следовательно, отсутствие у ребёнка потребности в доказательстве должно отразиться на его манере рассуждать. Поэтому главной целью работы автор ставит выявление особенностей детских рассуждений.
Монография Ж. Пиаже состоит из пяти глав. Каждая глава имеет введение, <...> аргументируется необходимость проведения того или иного исследования, основную часть, состоящую из нескольких параграфов, посвященных отдельным аспектам проблемы детских рассуждений, и заключение, содержащее основные выводы главы.
Оценивая работу в целом, можно утверждать, что выводы, сформулированные автором по результатам проведённых исследований, являются, безусловно, огромным вкладом в науку. Заслуга автора заключается в том, что в монографии получили исчерпывающее освещение представления о структуре и функционировании детской мысли. Главная ценность работы, на наш взгляд, заключается в основных выводах автора об особенностях вербально выраженной мысли ребенка, в используемых методиках работы с детьми, а также в приводимых высказываниях детей, иллюстрирующих основные положения теории автора.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность; часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разговорное» (например: автор отталкивается, выявление особенностей, приводимых высказываниях детей).
2) Логическое и последовательное изложение информации достигается как с помощью простых предложений, осложнённых обособленным определением (предложение 1) или однородными членами предложения (предложение 1, последнее предложение текста), так и использованием сложноподчинённых предложений.
3) Во втором абзаце текста доказывается мысль о том, что монография швейцарского психолога Жана Пиаже была написана с целью выявления особенностей рассуждений детей.
4) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики — обилием терминов (психология, вербальное выражение, монография, логическое рассуждение).
5) Автор текста ни прямо, ни опосредованно не выражает своего отношения к научному труду Жана Пиаже.
Пояснение. 1) Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность; часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разговорное» (например: автор отталкивается, выявление особенностей, приводимых высказываниях детей). — Неверно. Перед нами текст научного стиля, для которого не характерно использование разговорной речи, слов и выражений, придающих тексту непринуждённую тональность.
2) Логическое и последовательное изложение информации достигается как с помощью простых предложений, осложнённых обособленным определением (предложение 1) или однородными членами предложения (предложение 1, последнее предложение текста), так и использованием сложноподчинённых предложений. — Верно. Первое предложение текста, действительно, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом «изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году»; это же предложение, а также последнее предложение текста имеют в своём составе однородные члены. Это работает на логическое и последовательное изложение информации.
3) Во втором абзаце текста доказывается мысль о том, что монография швейцарского психолога Жана Пиаже была написана с целью выявления особенностей рассуждений детей. — Верно. Утверждение доказывается словами второго абзаца «посвященных отдельным аспектам проблемы детских рассуждений».
4) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики — обилием терминов (психология, вербальное выражение, монография, логическое рассуждение). — Верно. Текст, действительно, содержит приведённые в качестве примеров термины, которые не могут быть понятны широкому кругу, а свидетельствуют о сложности лексики, понятной узким специалистам.
5) Автор текста ни прямо, ни опосредованно не выражает своего отношения к научному труду Жана Пиаже. — Неверно. В последнем абзаце текста содержится авторская оценка научного труда Пиаже: «выводы, сформулированные автором по результатам проведённых исследований, являются, безусловно, огромным вкладом в науку», «заслуга автора заключается в том...»,« главная ценность работы, на наш взгляд, заключается...»
Ответ: 234 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
PDF-версии: 

