Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 3 № 42218
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

В мо­но­гра­фии швей­цар­ско­го пси­хо­ло­га Жана Пиаже «Суж­де­ние и рас­суж­де­ние ребёнка», из­дан­ной в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1997 году, рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы пси­хо­ло­гии дет­ских рас­суж­де­ний, осо­бен­но­сти вер­баль­но­го вы­ра­же­ния дет­ской мысли.

Сущ­ность про­бле­мы, по­бу­див­шей ав­то­ра на­пи­сать дан­ную мо­но­гра­фию, сво­дит­ся к тому, что дет­ское рас­суж­де­ние су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся от взрос­ло­го. Опи­сы­вая ос­нов­ные черты дет­ских рас­суж­де­ний, автор от­тал­ки­ва­ет­ся от по­ло­же­ния, что ло­ги­че­ское рас­суж­де­ние все­гда есть до­ка­за­тель­ство, сле­до­ва­тель­но, от­сут­ствие у ребёнка по­треб­но­сти в до­ка­за­тель­стве долж­но от­ра­зить­ся на его ма­не­ре рас­суж­дать. По­это­му глав­ной целью ра­бо­ты автор ста­вит вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей дет­ских рас­суж­де­ний.

Мо­но­гра­фия Ж. Пиаже со­сто­ит из пяти глав. Каж­дая глава имеет вве­де­ние, <...> ар­гу­мен­ти­ру­ет­ся не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния того или иного ис­сле­до­ва­ния, ос­нов­ную часть, со­сто­я­щую из не­сколь­ких па­ра­гра­фов, по­свя­щен­ных от­дель­ным ас­пек­там про­бле­мы дет­ских рас­суж­де­ний, и за­клю­че­ние, со­дер­жа­щее ос­нов­ные вы­во­ды главы.

Оце­ни­вая ра­бо­ту в целом, можно утвер­ждать, что вы­во­ды, сфор­му­ли­ро­ван­ные ав­то­ром по ре­зуль­та­там про­ведённых ис­сле­до­ва­ний, яв­ля­ют­ся, без­услов­но, огром­ным вкла­дом в науку. За­слу­га ав­то­ра за­клю­ча­ет­ся в том, что в мо­но­гра­фии по­лу­чи­ли ис­чер­пы­ва­ю­щее осве­ще­ние пред­став­ле­ния о струк­ту­ре и функ­ци­о­ни­ро­ва­нии дет­ской мысли. Глав­ная цен­ность ра­бо­ты, на наш взгляд, за­клю­ча­ет­ся в ос­нов­ных вы­во­дах ав­то­ра об осо­бен­но­стях вер­баль­но вы­ра­жен­ной мысли ре­бен­ка, в ис­поль­зу­е­мых ме­то­ди­ках ра­бо­ты с детьми, а также в при­во­ди­мых вы­ска­зы­ва­ни­ях детей, ил­лю­стри­ру­ю­щих ос­нов­ные по­ло­же­ния тео­рии ав­то­ра.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра этих от­ве­тов.

 

1)  Автор ис­поль­зу­ет слова и вы­ра­же­ния, при­да­ю­щие тек­сту не­при­нуждённую то­наль­ность; часто встре­ча­ют­ся слова и со­че­та­ния слов, ко­то­рые в тол­ко­вых сло­ва­рях оце­ни­ва­ют­ся по­мет­кой «раз­го­вор­ное» (на­при­мер: автор от­тал­ки­ва­ет­ся, вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей, при­во­ди­мых вы­ска­зы­ва­ни­ях детей).

2)  Ло­ги­че­ское и по­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние ин­фор­ма­ции до­сти­га­ет­ся как с по­мо­щью про­стых пред­ло­же­ний, осложнённых обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем (пред­ло­же­ние 1) или од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния (пред­ло­же­ние 1, по­след­нее пред­ло­же­ние тек­ста), так и ис­поль­зо­ва­ни­ем слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ний.

3)  Во вто­ром аб­за­це тек­ста до­ка­зы­ва­ет­ся мысль о том, что мо­но­гра­фия швей­цар­ско­го пси­хо­ло­га Жана Пиаже была на­пи­са­на с целью вы­яв­ле­ния осо­бен­но­стей рас­суж­де­ний детей.

4)  Текст ори­ен­ти­ро­ван на спе­ци­а­ли­стов в узкой на­уч­ной сфере, по­это­му ха­рак­те­ри­зу­ет­ся слож­но­стью лек­си­ки  — оби­ли­ем тер­ми­нов (пси­хо­ло­гия, вер­баль­ное вы­ра­же­ние, мо­но­гра­фия, ло­ги­че­ское рас­суж­де­ние).

5)  Автор тек­ста ни прямо, ни опо­сре­до­ван­но не вы­ра­жа­ет сво­е­го от­но­ше­ния к на­уч­но­му труду Жана Пиаже.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Автор ис­поль­зу­ет слова и вы­ра­же­ния, при­да­ю­щие тек­сту не­при­нуждённую то­наль­ность; часто встре­ча­ют­ся слова и со­че­та­ния слов, ко­то­рые в тол­ко­вых сло­ва­рях оце­ни­ва­ют­ся по­мет­кой «раз­го­вор­ное» (на­при­мер: автор от­тал­ки­ва­ет­ся, вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей, при­во­ди­мых вы­ска­зы­ва­ни­ях детей).  — Не­вер­но. Перед нами текст на­уч­но­го стиля, для ко­то­ро­го не ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние раз­го­вор­ной речи, слов и вы­ра­же­ний, при­да­ю­щих тек­сту не­при­нуждённую то­наль­ность.

 

2)  Ло­ги­че­ское и по­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние ин­фор­ма­ции до­сти­га­ет­ся как с по­мо­щью про­стых пред­ло­же­ний, осложнённых обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем (пред­ло­же­ние 1) или од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния (пред­ло­же­ние 1, по­след­нее пред­ло­же­ние тек­ста), так и ис­поль­зо­ва­ни­ем слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ний.  — Верно. Пер­вое пред­ло­же­ние тек­ста, дей­стви­тель­но, ослож­не­но обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем, вы­ра­жен­ным при­част­ным обо­ро­том «из­дан­ной в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1997 году»; это же пред­ло­же­ние, а также по­след­нее пред­ло­же­ние тек­ста имеют в своём со­ста­ве од­но­род­ные члены. Это ра­бо­та­ет на ло­ги­че­ское и по­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние ин­фор­ма­ции.

 

3)  Во вто­ром аб­за­це тек­ста до­ка­зы­ва­ет­ся мысль о том, что мо­но­гра­фия швей­цар­ско­го пси­хо­ло­га Жана Пиаже была на­пи­са­на с целью вы­яв­ле­ния осо­бен­но­стей рас­суж­де­ний детей.  — Верно. Утвер­жде­ние до­ка­зы­ва­ет­ся сло­ва­ми вто­ро­го аб­за­ца «по­свя­щен­ных от­дель­ным ас­пек­там про­бле­мы дет­ских рас­суж­де­ний».

 

4)  Текст ори­ен­ти­ро­ван на спе­ци­а­ли­стов в узкой на­уч­ной сфере, по­это­му ха­рак­те­ри­зу­ет­ся слож­но­стью лек­си­ки — оби­ли­ем тер­ми­нов (пси­хо­ло­гия, вер­баль­ное вы­ра­же­ние, мо­но­гра­фия, ло­ги­че­ское рас­суж­де­ние).  — Верно. Текст, дей­стви­тель­но, со­дер­жит при­ведённые в ка­че­стве при­ме­ров тер­ми­ны, ко­то­рые не могут быть по­нят­ны ши­ро­ко­му кругу, а сви­де­тель­ству­ют о слож­но­сти лек­си­ки, по­нят­ной узким спе­ци­а­ли­стам.

 

5)  Автор тек­ста ни прямо, ни опо­сре­до­ван­но не вы­ра­жа­ет сво­е­го от­но­ше­ния к на­уч­но­му труду Жана Пиаже.  — Не­вер­но. В по­след­нем аб­за­це тек­ста со­дер­жит­ся ав­тор­ская оцен­ка на­уч­но­го труда Пиаже: «вы­во­ды, сфор­му­ли­ро­ван­ные ав­то­ром по ре­зуль­та­там про­ведённых ис­сле­до­ва­ний, яв­ля­ют­ся, без­услов­но, огром­ным вкла­дом в науку», «за­слу­га ав­то­ра за­клю­ча­ет­ся в том...»,« глав­ная цен­ность ра­бо­ты, на наш взгляд, за­клю­ча­ет­ся...»

 

Ответ: 234 ИЛИ любая дру­гая по­сле­до­ва­тель­ность этих цифр.

Правило: 3 ЕГЭ. Сти­ли­сти­че­ский ана­лиз тек­стов раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка

За­да­ние 3 ЕГЭ : СТИ­ЛИ­СТИ­ЧЕ­СКИЙ АНА­ЛИЗ ТЕК­СТА

 

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты (по ко­ди­фи­ка­то­ру 2024-25 уч. года)

 

2.1 Раз­го­вор­ная речь, сферы её ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки раз­го­вор­ной речи: не­офи­ци­аль­ность, экс­прес­сив­ность, не­под­го­тов­лен­ность, пре­иму­ще­ствен­но диа­ло­ги­че­ская форма. Фо­не­ти­че­ские, ин­то­на­ци­он­ные, лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти раз­го­вор­ной речи. Ос­нов­ные жанры раз­го­вор­ной речи: уст­ный рас­сказ, бе­се­да, спор и дру­гие.

2.2 На­уч­ный стиль, сферы его ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки на­уч­но­го стиля: от­влечённость, ло­гич­ность, точ­ность, объ­ек­тив­ность. Лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти на­уч­но­го стиля. Ос­нов­ные под­сти­ли на­уч­но­го стиля. Ос­нов­ные жанры на­уч­но­го стиля: мо­но­гра­фия, дис­сер­та­ция, на­уч­ная ста­тья, ре­фе­рат, сло­варь, спра­воч­ник, учеб­ник и учеб­ное по­со­бие, лек­ция, до­клад и дру­гие.

2.3 Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль, сферы его ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля: точ­ность, стан­дар­ти­зи­ро­ван­ность, сте­рео­тип­ность. Лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля. Ос­нов­ные жанры офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля: закон, устав, при­каз; рас­пис­ка, за­яв­ле­ние, до­ве­рен­ность; ав­то­био­гра­фия, ха­рак­те­ри­сти­ка, ре­зю­ме и дру­гие.

2.4 Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, сферы его ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля: экс­прес­сив­ность, при­зыв­ность, оце­ноч­ность. Лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля. Ос­нов­ные жанры пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля: за­мет­ка, ста­тья, ре­пор­таж, очерк, эссе, ин­тер­вью

2.5 Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и его от­ли­чие от дру­гих функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка. Ос­нов­ные при­зна­ки ху­до­же­ствен­ной речи: об­раз­ность, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, язы­ко­вых средств дру­гих функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка.

 

Не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния за­да­ния ма­те­ри­а­лы в «Спра­воч­ни­ке»:

 

Усло­вие (за­да­ние банка ФИПИ):

Ука­жи­те все ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) За­да­чей ав­то­ра тек­ста яв­ля­ет­ся не толь­ко со­об­ще­ние све­де­ний о жизни и твор­че­стве вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го лек­си­ко­гра­фа В. И. Даля, но и воз­дей­ствие на мысли и чув­ства чи­та­те­лей, что до­сти­га­ет­ся по­сред­ством оли­це­тво­ре­ния (слова на­чи­на­ют го­во­рить, улы­бать­ся, рез­вить­ся) и развёрну­той ме­та­фо­ры (Его сло­варь — это не склад, где тихо и мирно пы­лят­ся слова; от­крой его — и они на­чи­на­ют ожи­вать, дви­гать­ся, тя­нуть за собой мно­го­чис­лен­ную родню.).

2) Автор ис­поль­зу­ет ци­ти­ро­ва­ние и при­во­дит ко­ли­че­ствен­ные дан­ные (около двух­сот тысяч слов), что уси­ли­ва­ет убе­ди­тель­ность тек­ста.

3) Вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние (Как хо­ро­шо он знает его на­ту­ру!) и лек­си­че­ский по­втор (Он умеет мыс­лить его го­ло­вою, ви­деть его гла­за­ми, го­во­рить его язы­ком.) при­да­ют сло­вам Бе­лин­ско­го вы­ра­зи­тель­ность.

4) Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит текст, обу­слов­ли­ва­ет ча­стот­ность упо­треб­ле­ния в нём без­лич­ных кон­струк­ций.

5) Смыс­ло­вая точ­ность тек­ста, на­пи­сан­но­го в на­уч­ном стиле, до­сти­га­ет­ся упо­треб­ле­ни­ем слов в их пря­мом зна­че­нии (сво­е­му де­ти­щу... Даль отдал пол­ве­ка своей жизни) и вве­де­ни­ем в текст боль­шо­го ко­ли­че­ства тер­ми­нов (в корню, в... стерж­не).

 

Ре­ше­ние: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50640

 

На сайте ФИПИ в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки» (раз­дел «Речь») опуб­ли­ко­ва­ны ма­те­ри­а­лы к этому за­да­нию.

 

Ска­чать

 

Клю­че­вые фраг­мен­ты из этих ма­те­ри­а­лов:

 

1. Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния 3 ре­ко­мен­ду­ем ори­ен­ти­ро­вать­ся на ос­нов­ные при­зна­ки функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей рус­ско­го языка.

 

Раз­го­вор­ная речь вы­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной и уст­ной фор­мах. Цель ее — об­ще­ние. Сфера раз­го­вор­ной речи — бе­се­да со зна­ко­мы­ми лю­дь­ми в не­офи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке.

Ре­че­вая си­ту­а­ция от­ли­ча­ет­ся есте­ствен­но­стью и про­сто­той, со­бе­сед­ни­ки не за­ду­мы­ва­ют­ся над стро­е­ни­ем вы­ска­зы­ва­ний и их лек­си­че­ским на­пол­не­ни­ем. В этой функ­ци­о­наль­ной раз­но­вид­но­сти языка ярко про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер от­но­ше­ний между со­бе­сед­ни­ка­ми.

Раз­го­вор­ная речь до­пус­ка­ет слова и вы­ра­же­ния, при­да­ю­щие об­ще­нию не­при­нуждённую то­наль­ность; часто встре­ча­ют­ся вы­ра­зи­тель­ные слова и со­че­та­ния слов, ко­то­рые в тол­ко­вых сло­ва­рях оце­ни­ва­ют­ся по­мет­кой «разг.».

В раз­го­вор­ной речи часто ис­поль­зу­ют­ся слова с суф­фик­са­ми оцен­ки, осо­бен­но с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми: све­чеч­ка, свеч­ка (ней­траль­ное свеча), око­шеч­ко, окош­ко (ней­траль­ное окно) и т.д.

Для раз­го­вор­ной речи ха­рак­тер­ны про­стые пред­ло­же­ния, диа­ло­ги­че­ская форма речи, об­ра­ще­ния, пре­рван­ные (не­до­го­ворённые) пред­ло­же­ния, раз­лич­но­го рода встав­ки.

Со­дер­жа­ние раз­го­вор­ной речи, зву­ча­щей при не­по­сред­ствен­ном об­ще­нии, вос­пол­ня­ет­ся об­ста­нов­кой речи. По­это­му раз­го­вор­ной речи при­су­щи не­пол­ные пред­ло­же­ния: в них на­хо­дит вы­ра­же­ние лишь то, что до­пол­ня­ет ре­пли­ки со­бе­сед­ни­ка новой ин­фор­ма­ци­ей, раз­ви­ва­ю­щей тему речи.

 

На­уч­ный стиль об­слу­жи­ва­ет сферу науки. Цель — со­об­ще­ние, на­уч­ная ин­фор­ма­ция о при­ро­де, че­ло­ве­ке, об об­ще­стве. На­уч­ным сти­лем пишут мо­но­гра­фии, учеб­ни­ки, ста­тьи на на­уч­ные темы и т.д.

На­уч­ный стиль наи­бо­лее ярко про­яв­ля­ет­ся в пись­мен­ной форме речи.

Для на­уч­но­го стиля речи ха­рак­тер­но:

  • в лек­си­ке — упо­треб­ле­ние тер­ми­нов и аб­стракт­ных слов; пол­но­стью ис­клю­че­на эмо­ци­о­наль­ная лек­си­ка, фра­зео­ло­гиз­мы раз­го­вор­но­го ха­рак­те­ра и т.д.;
  • в мор­фо­ло­гии — ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных, при­ча­стий и де­е­при­ча­стий; пре­об­ла­да­ние ро­ди­тель­но­го и име­ни­тель­но­го па­де­жей имени су­ще­стви­тель­но­го, гла­голь­ных форм на­сто­я­ще­го вре­ме­ни 3-го лица и др.;
  • в син­так­си­се — упо­треб­ле­ние слож­ных пред­ло­же­ний, в том числе мно­го­ком­по­нент­ных, и др.

На­уч­ный стиль дол­жен обес­пе­чить яс­ность, точ­ность, ло­гич­ность и до­ка­за­тель­ность из­ло­же­ния.

 

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль об­слу­жи­ва­ет де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний.

Все по­ста­нов­ле­ния, за­ко­ны, до­го­во­ры, про­то­ко­лы, за­яв­ле­ния и т.д. со­став­ля­ют­ся на ос­но­ве офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля.

Ре­че­вая си­ту­а­ция — офи­ци­аль­ная об­ста­нов­ка го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний.

Для офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля ха­рак­тер­ны свои тер­ми­ны (по­ста­нов­ле­ние, про­то­кол, ре­зо­лю­ция и т.д.) и устой­чи­вые со­че­та­ния (при­нять ре­ше­ние, счи­тать не­дей­стви­тель­ным, сле­ду­ет ука­зать, сле­ду­ет иметь в виду и т.д.).

В офи­ци­аль­но-де­ло­вой речи не упо­треб­ля­ет­ся эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ная лек­си­ка.

 

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль ха­рак­те­рен для пе­ри­о­ди­че­ской пе­ча­ти (газет, жур­на­лов и др.), ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ских книг и ста­тей, для вы­ступ­ле­ний на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские темы в какой-либо ауди­то­рии при не­по­сред­ствен­ном кон­так­те с ад­ре­са­та­ми речи, а также для вы­ступ­ле­ний по радио, те­ле­ви­де­нию и т.д.

Ре­че­вая си­ту­а­ция — офи­ци­аль­ная. Ос­нов­ная за­да­ча — воз­дей­ствие на ад­ре­са­та с целью по­бу­дить его к дей­ствию, раз­мыш­ле­ни­ям и т.д. Ос­нов­ные темы — об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские и мо­раль­но-эти­че­ские.

Есте­ствен­но, что в вы­ступ­ле­ни­ях на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские темы много со­от­вет­ству­ю­щей лек­си­ки и спе­ци­фи­че­ских фра­зео­ло­гиз­мов: об­ще­ство, де­ба­ты, пар­ла­мент, жёсткие меры, со­ци­аль­ный взрыв, сто­ять на стра­же и т.д.

В целях воз­дей­ствия на ад­ре­са­та речи в пуб­ли­ци­сти­ке ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся слова и вы­ра­же­ния, име­ю­щие по­ло­жи­тель­но-оце­ноч­ную (доб­лест­ный, за­ме­ча­тель­ный и т.д.) или от­ри­ца­тель­но-оце­ноч­ную окрас­ку (лжи­вое че­ло­ве­ко­лю­бие, мо­лод­чи­ки, жёлтая прес­са и т.д.).

Пуб­ли­ци­сти­че­ская речь в вы­бо­ре язы­ко­вых средств более сво­бод­на, чем на­уч­ная и офи­ци­аль­но-де­ло­вая. В пуб­ли­ци­сти­ке умест­ны по­сло­ви­цы, кры­ла­тые вы­ра­же­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства (срав­не­ния, ме­та­фо­ры и др.), раз­го­вор­ная лек­си­ка и проч.

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ши­ро­ким упо­треб­ле­ни­ем во­про­си­тель­ных (часто ри­то­ри­че­ских во­про­сов) и вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний, на­ли­чи­ем об­ра­ще­ний и проч.

 

Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры (прозы и по­э­зии). Цели — со­об­ще­ние опре­делённой ин­фор­ма­ции и эмо­ци­о­наль­но-эс­те­ти­че­ское воз­дей­ствие на чи­та­те­ля.

В про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­ли и поэты по­вест­ву­ют о жизни на­ро­да, рас­кры­ва­ют ду­хов­ный мир ге­ро­ев, пе­ре­да­ют свое­об­ра­зие их речи, со­зда­ют яркие кар­ти­ны род­ной при­ро­ды.

В ху­до­же­ствен­ной речи ши­ро­ко упо­треб­ля­ет­ся об­раз­ная (жи­во­пи­су­ю­щая), экс­прес­сив­ная (вы­ра­зи­тель­ная) и эмо­ци­о­наль­ная лек­си­ка и фра­зео­ло­гия.

Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры от­ли­ча­ет­ся раз­но­пла­но­во­стью, сти­ли­сти­че­ским мно­го­цве­ти­ем. В ху­до­же­ствен­ную речь легко про­ни­ка­ют эле­мен­ты дру­гих сти­лей, если они не­об­хо­ди­мы для ре­а­ли­за­ции опре­делённых целей и задач. Так, для вос­со­зда­ния ис­то­ри­че­ской эпохи пи­са­те­ли ис­поль­зу­ют ис­то­риз­мы (или ар­ха­из­мы), для опи­са­ния жизни людей какой-либо мест­но­сти — диа­лек­тиз­мы и т.д.

 

 

Ком­мен­та­рий РЕШУ: по­дроб­ное опи­са­ние сти­лей, со­став­лен­ное РЕ­ШУ­ЕГЭ, можно уви­деть по ссыл­ке Стили речи

 

 

2. Об­ра­ти­те вни­ма­ние! От­гла­голь­ные имена су­ще­стви­тель­ные  — это имена су­ще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие опред­ме­чен­ное дей­ствие (со­сто­я­ние, про­цесс), то есть пред­став­ля­ю­щие его в от­влечённом смыс­ле. Есть ши­ро­кое и узкое по­ни­ма­ние тер­ми­на «от­гла­голь­ные су­ще­стви­тель­ные». Узкое по­ни­ма­ние (оно более при­выч­ное, тра­ди­ци­он­ное) за­клю­ча­ет­ся в том, что под от­гла­голь­ны­ми име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми под­ра­зу­ме­ва­ют­ся толь­ко имена су­ще­стви­тель­ные, не­по­сред­ствен­но об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов: ре­ше­ние, выход и др.

 

 

3. Об­ра­ти­те вни­ма­ние! При вы­пол­не­нии за­да­ния 3 ЕГЭ по рус­ско­му языку форма числа упо­треб­ля­е­мых в утвер­жде­ни­ях слов не яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ю­щей при вы­бо­ре пра­виль­но­го от­ве­та. Важны со­дер­жа­ние утвер­жде­ний, а также со­от­вет­ствие при­во­ди­мых при­ме­ров вы­дви­га­е­мым те­зи­сам. На­при­мер: «Вы­ра­зи­тель­ность тек­ста обес­пе­чи­ва­ет­ся син­так­си­че­ски­ми сред­ства­ми и приёмами, среди ко­то­рых — ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, ин­вер­сия, ввод­ные слова»; «Обобщённо-аб­стракт­ный ха­рак­тер речи ав­то­ра обу­слав­ли­ва­ет упо­треб­ле­ние сле­ду­ю­щих типов син­так­си­че­ских кон­струк­ций: не­опре­делённо-лич­ных и без­лич­ных пред­ло­же­ний, а также встав­ной кон­струк­ции».

 

4. Вы спра­ши­ва­е­те: нужно ли све­рять при­во­ди­мые при­ме­ры по мик­ро­тек­сту? Само на­ли­чие при­ме­ров в мик­ро­тек­сте не под­вер­га­ет­ся со­мне­нию. Од­на­ко пред­став­лен­ные при­ме­ры могут не со­от­вет­ство­вать за­яв­лен­но­му в утвер­жде­нии те­зи­су. В таком слу­чае дан­ное утвер­жде­ние не яв­ля­ет­ся пра­виль­ным от­ве­том.

 

Ком­мен­та­рий РЕШУ: утвер­жде­ние может быть не­пра­виль­ным в раз­лич­ных слу­ча­ях:

  • если ха­рак­те­ри­сти­ка слова или син­так­си­че­ской еди­ни­цы в утвер­жде­нии не­вер­ная. На­при­мер, на­пи­са­но, что гла­го­лы уско­рить и при­бег­нуть не­со­вер­шен­но­го вида, хотя они со­вер­шен­но­го; или ука­за­но, что мгно­вен­ная (вспыш­ка) — эпи­тет, хотя текст на­уч­ный; или лич­ное ме­сто­име­ние «мы», упо­треб­ля­е­мое в любом стиле, будет от­ме­че­но как обобщённое ме­сто­име­ние «мы», ха­рак­тер­ное для на­уч­но­го стиля; или будет не­вер­но ука­зан тип кон­крет­ных пред­ло­же­ний, на­при­мер, вме­сто слож­ных — про­стые и т.д.
  • если роль ука­зан­ных еди­ниц языка опре­де­ле­на не­вер­но. На­при­мер, не­вер­ным будет утвер­жде­ние «Ряды од­но­род­ных чле­нов, ввод­ные слова и встав­ные кон­струк­ции слу­жат для при­вле­че­ния вни­ма­ния и слу­жат сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти.», если текст от­но­сит­ся к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю; или: «Автор при­бе­га­ет к приёму ци­ти­ро­ва­ния, чтобы сде­лать текст более эмо­ци­о­наль­ным.» (текст при этом на­уч­ный!)
  • если в тек­сте по его сти­ле­вой при­над­леж­но­сти не может быть ука­зан­ных еди­ниц, на­при­мер, эпи­те­тов и иных укра­ше­ний в де­ло­вом, на­уч­ном стиле; изоби­лия слож­ных, мно­го­ком­по­нент­ных пред­ло­же­ний в раз­го­вор­ной речи. На­при­мер, утвер­жде­ние «Автор часто при­бе­га­ет к пар­цел­ля­ции, ис­поль­зу­ет не­пол­ные пред­ло­же­ния.», будет не­вер­ным, если текст на­уч­но­го или офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля (в таком слу­чае ука­зан­ных еди­ниц и быть не может в тек­сте)

 

5. Об­ра­ти­те вни­ма­ние! По от­дель­ным пред­ло­же­ни­ям мик­ро­тек­ста нель­зя опре­де­лять его сти­ле­вую при­над­леж­ность. Не­об­хо­ди­мо вос­при­я­тие мик­ро­тек­ста це­ли­ком, по­ни­ма­ние его ад­ре­са­та, на­ме­ре­ний ав­то­ра и т. д. Имен­но это по­мо­га­ет чётко раз­гра­ни­чить, на­при­мер, на­уч­ный и пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль. Гра­ни­ца между этими сти­ля­ми часто не пред­став­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ной. В ре­аль­ной ре­че­вой прак­ти­ке встре­ча­ют­ся тек­сты, име­ю­щие при­зна­ки и того, и дру­го­го стиля. Од­на­ко в рам­ках ЕГЭ по рус­ско­му языку от­би­ра­ют­ся тек­сты с более ярко вы­ра­жен­ны­ми сти­ле­вы­ми при­зна­ка­ми.

 

В файле «МЕ­ТО­ДИ­ЧЕ­СКИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ обу­ча­ю­щим­ся по ор­га­ни­за­ции са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ 2025 года», также пуб­ли­ку­е­мом на ФИПИ, даны сле­ду­ю­щие ре­ко­мен­да­ции:

 

Пра­виль­но вы­пол­нить за­да­ние 3 вам по­мо­жет ряд важ­ных ре­ко­мен­да­ций. Для на­ча­ла на­пом­ним, что это за­да­ние тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста с точки зре­ния функ­ци­о­наль­ной сти­ли­сти­ки.

 

1. Имей­те в виду, что ответ может пред­став­лять собой две, три или че­ты­ре цифры.

 

2. Среди пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тов, кроме вер­ных, могут быть: а) утвер­жде­ния, ис­тин­ные на пер­вый взгляд, но про­ти­во­ре­ча­щие фраг­мен­ту тек­ста; б) ис­тин­ные утвер­жде­ния, но с не­вер­ны­ми при­ме­ра­ми из фраг­мен­та тек­ста.

 

3. Не­об­хо­ди­мо знать функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти языка и це­ле­вые уста­нов­ки тек­ста. Так, пред­пи­са­ние, ре­гла­мен­та­ция  — цель тек­стов офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля, а целью пуб­ли­ци­сти­че­ско­го тек­ста может стать и по­пу­ля­ри­за­ция на­уч­ных зна­ний, ведь самое глав­ное, чтобы ад­ре­са­том та­ко­го тек­ста был ши­ро­кий круг чи­та­те­лей.

 

На­уч­ный стильОфи­ци­аль­но-де­ло­вой стильПуб­ли­ци­сти­че­ский стиль
Тер­ми­ны и тер­ми­но­ло­ги­че­ские со­че­та­ния (ареал, по­пу­ля­ция, эко­ло­ги­че­ская ниша)Кан­це­ля­риз­мы (функ­ци­о­ни­ро­вать, иметь место, в на­сто­я­щее время)Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская лек­си­ка (Дума, из­би­рать, спи­кер, де­ба­ты)
Аб­стракт­ная, или от­влечённая, лек­си­ка (фак­тор, дли­тель­ность, ис­то­ризм)Це­поч­ка су­ще­стви­тель­ных в ро­ди­тель­ном па­де­же (при­о­ри­тет жизни и здо­ро­вья че­ло­ве­ка)*Эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова (ум­ни­ца, го­ло­си­ще, без­уко­риз­нен­но)
От­гла­голь­ные су­ще­стви­тель­ные (осво­е­ние, ин­те­гра­ция, фор­му­ли­ров­ка, обо­рот)**Про­из­вод­ные пред­ло­ги (в целях, по при­чи­не, на про­тя­же­нии)*По­ле­мич­ность из­ло­же­ния, т.е. ве­де­ние спора по ак­ту­аль­но­му во­про­су


* По­доб­ные яв­ле­ния ха­рак­тер­ны и для на­уч­но­го стиля.

 

4. Знай­те, что книж­ная лек­си­ка — это слова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся пре­иму­ще­ствен­но в книж­ной речи (на­при­мер, адек­ват­но, эм­пи­ри­че­ских, без­от­но­си­тель­но); те­ма­ти­че­ская груп­па слов — это слова раз­ных ча­стей речи, объ­единённых общ­но­стью темы (на­при­мер, слова ана­лиз, фор­му­ли­ро­вать, тео­ре­ти­че­ский объ­еди­не­ны темой мыш­ле­ния).

 

5. При чте­нии утвер­жде­ний об­ра­щай­те вни­ма­ние на скры­тые смыс­лы. На­при­мер: Сти­ли­сти­че­ской при­над­леж­но­стью тек­ста обу­слов­ле­но от­сут­ствие слов в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. Чтобы сде­лать вывод об ис­тин­но­сти или лож­но­сти вы­ска­зы­ва­ния, надо опре­де­лить функ­ци­о­наль­ную раз­но­вид­ность языка, к ко­то­рой от­но­сит­ся текст. Если это пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, то утвер­жде­ние, ско­рее всего, лож­ное, так как пуб­ли­ци­сты часто ис­поль­зу­ют слова в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

6. Де­лай­те паузу, когда встре­ча­е­те ча­сти­цу «не» или слова «от­сут­ству­ют», «при­сут­ству­ют», «ис­поль­зу­ют­ся» и осо­бен­но «пре­об­ла­да­ют», «часто упо­треб­ля­ют­ся» и др. На­при­мер: В син­так­си­че­ском строе тек­ста пре­об­ла­да­ют слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния. «Пре­об­ла­да­ют» – зна­чит, по ко­ли­че­ству их боль­ше, чем дру­гих типов пред­ло­же­ний.

 

7. Учти­те: про­ти­во­по­став­ле­ние может быть вы­ра­же­но с по­мо­щью ан­то­ни­мов (прав­да — вы­дум­ка; небо — земля), про­ти­ви­тель­ных со­ю­зов (но, од­на­ко), ввод­ных слов (впро­чем, на­о­бо­рот).

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

 

1. Чи­та­ем вни­ма­тель­но текст за­да­ния, чтобы по­нять с какой целью он на­пи­сан. Вы­учить на­зу­бок:

На­уч­ный — функ­ция со­об­ще­ния на­уч­ной ин­фор­ма­ции.

Пуб­ли­ци­сти­че­ский — функ­ция воз­дей­ствия.

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой — функ­ция со­об­ще­ния пра­вил, за­ко­нов и др.

Стиль ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры — функ­ция воз­дей­ствия через ху­до­же­ствен­ный образ.

Раз­го­вор­ный — функ­ция об­ще­ния.

2. На­хо­дим среди утвер­жде­ний те, ко­то­рые точно со­от­вет­ству­ют стилю.

3. Ана­ли­зи­ру­ем утвер­жде­ния, в ко­то­рых нет пря­мых от­сы­лок к уже опре­делённому стилю. Среди них будут вер­ные и не­вер­ные.

4. Тща­тель­но про­ве­ря­ем, пра­виль­но ли ука­за­на роль и точна ли ха­рак­те­ри­сти­ка самих средств, ука­зан­ных в те­зи­се.

5. Но­ме­ра пред­ло­же­ний с вер­ны­ми утвер­жде­ни­я­ми за­пи­сы­ва­ем в ответ.

1
Тип 1 № 42219
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­юз­ное слово, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это со­юз­ное слово.


2
Тип 2 № 45149
i

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ВО­ПРОС. То или иное по­ло­же­ние, об­сто­я­тель­ство как пред­мет изу­че­ния или суж­де­ния, за­да­ча, тре­бу­ю­щая ре­ше­ния, про­бле­ма. На­ци­о­наль­ный во­прос. Кре­стьян­ский во­прос.

2)  ЧЕРТА. Линия, узкая по­ло­са. Про­ве­сти черту.

3)  ПО­ЛО­ЖЕ­НИЕ. Ме­сто­на­хож­де­ние в про­стран­стве. Опре­де­лить по­ло­же­ние судна.

4)  ГЛАВА. То же, что го­ло­ва (в 1 знач.) (устар. и высок.). Скло­нить главу.

5)  ПРЕД­СТАВ­ЛЕ­НИЕ. Зна­ние, по­ни­ма­ние чего-н. Не иметь ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о чём-н. Со­ста­вить себе п. о чём-н. Книга даёт хо­ро­шее п. о пред­ме­те.


3
Тип Д3 № 42220
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова, вы­де­лен­но­го в по­след­нем аб­за­це. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тек­сте. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ПРЕД­СТАВ­ЛЕ­НИЕ, -я, ср.

1)  Те­ат­раль­ное или цир­ко­вое зре­ли­ще, спек­такль. Пер­вое п. новой пьесы. Са­мо­де­я­тель­ное п.

2)  Пись­мен­ное за­яв­ле­ние о чём-н. (офиц.). П. про­ку­ро­ра (акт про­ку­рор­ско­го над­зо­ра).

3)  Зна­ние, по­ни­ма­ние чего-н. Не иметь ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о чём-н. Со­ста­вить себе п. о чём-н. Книга даёт хо­ро­шее п. о пред­ме­те.

4)  Вос­про­из­ве­де­ние в со­зна­нии ранее пе­ре­жи­тых вос­при­я­тий (спец.). П.  — образ пред­ме­та или яв­ле­ния.