Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 45149
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

В мо­но­гра­фии швей­цар­ско­го пси­хо­ло­га Жана Пиаже «Суж­де­ние и рас­суж­де­ние ребёнка», из­дан­ной в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1997 году, рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы пси­хо­ло­гии дет­ских рас­суж­де­ний, осо­бен­но­сти вер­баль­но­го вы­ра­же­ния дет­ской мысли.

Сущ­ность про­бле­мы, по­бу­див­шей ав­то­ра на­пи­сать дан­ную мо­но­гра­фию, сво­дит­ся к тому, что дет­ское рас­суж­де­ние су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся от взрос­ло­го. Опи­сы­вая ос­нов­ные черты дет­ских рас­суж­де­ний, автор от­тал­ки­ва­ет­ся от по­ло­же­ния, что ло­ги­че­ское рас­суж­де­ние все­гда есть до­ка­за­тель­ство, сле­до­ва­тель­но, от­сут­ствие у ребёнка по­треб­но­сти в до­ка­за­тель­стве долж­но от­ра­зить­ся на его ма­не­ре рас­суж­дать. По­это­му глав­ной целью ра­бо­ты автор ста­вит вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей дет­ских рас­суж­де­ний.

Мо­но­гра­фия Ж. Пиаже со­сто­ит из пяти глав. Каж­дая глава имеет вве­де­ние, <...> ар­гу­мен­ти­ру­ет­ся не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния того или иного ис­сле­до­ва­ния, ос­нов­ную часть, со­сто­я­щую из не­сколь­ких па­ра­гра­фов, по­свя­щен­ных от­дель­ным ас­пек­там про­бле­мы дет­ских рас­суж­де­ний, и за­клю­че­ние, со­дер­жа­щее ос­нов­ные вы­во­ды главы.

Оце­ни­вая ра­бо­ту в целом, можно утвер­ждать, что вы­во­ды, сфор­му­ли­ро­ван­ные ав­то­ром по ре­зуль­та­там про­ведённых ис­сле­до­ва­ний, яв­ля­ют­ся, без­услов­но, огром­ным вкла­дом в науку. За­слу­га ав­то­ра за­клю­ча­ет­ся в том, что в мо­но­гра­фии по­лу­чи­ли ис­чер­пы­ва­ю­щее осве­ще­ние пред­став­ле­ния о струк­ту­ре и функ­ци­о­ни­ро­ва­нии дет­ской мысли. Глав­ная цен­ность ра­бо­ты, на наш взгляд, за­клю­ча­ет­ся в ос­нов­ных вы­во­дах ав­то­ра об осо­бен­но­стях вер­баль­но вы­ра­жен­ной мысли ре­бен­ка, в ис­поль­зу­е­мых ме­то­ди­ках ра­бо­ты с детьми, а также в при­во­ди­мых вы­ска­зы­ва­ни­ях детей, ил­лю­стри­ру­ю­щих ос­нов­ные по­ло­же­ния тео­рии ав­то­ра.

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ВО­ПРОС. То или иное по­ло­же­ние, об­сто­я­тель­ство как пред­мет изу­че­ния или суж­де­ния, за­да­ча, тре­бу­ю­щая ре­ше­ния, про­бле­ма. На­ци­о­наль­ный во­прос. Кре­стьян­ский во­прос.

2)  ЧЕРТА. Линия, узкая по­ло­са. Про­ве­сти черту.

3)  ПО­ЛО­ЖЕ­НИЕ. Ме­сто­на­хож­де­ние в про­стран­стве. Опре­де­лить по­ло­же­ние судна.

4)  ГЛАВА. То же, что го­ло­ва (в 1 знач.) (устар. и высок.). Скло­нить главу.

5)  ПРЕД­СТАВ­ЛЕ­НИЕ. Зна­ние, по­ни­ма­ние чего-н. Не иметь ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о чём-н. Со­ста­вить себе п. о чём-н. Книга даёт хо­ро­шее п. о пред­ме­те.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­ных в тек­сте слов со­от­вет­ству­ет их зна­че­нию в от­ве­тах под но­ме­ра­ми 1 и 5.

 

Ответ: 15.

Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

1
Тип 1 № 42219
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те со­юз­ное слово, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это со­юз­ное слово.


2
Тип 3 № 42218
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра этих от­ве­тов.

 

1)  Автор ис­поль­зу­ет слова и вы­ра­же­ния, при­да­ю­щие тек­сту не­при­нуждённую то­наль­ность; часто встре­ча­ют­ся слова и со­че­та­ния слов, ко­то­рые в тол­ко­вых сло­ва­рях оце­ни­ва­ют­ся по­мет­кой «раз­го­вор­ное» (на­при­мер: автор от­тал­ки­ва­ет­ся, вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей, при­во­ди­мых вы­ска­зы­ва­ни­ях детей).

2)  Ло­ги­че­ское и по­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние ин­фор­ма­ции до­сти­га­ет­ся как с по­мо­щью про­стых пред­ло­же­ний, осложнённых обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем (пред­ло­же­ние 1) или од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния (пред­ло­же­ние 1, по­след­нее пред­ло­же­ние тек­ста), так и ис­поль­зо­ва­ни­ем слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ний.

3)  Во вто­ром аб­за­це тек­ста до­ка­зы­ва­ет­ся мысль о том, что мо­но­гра­фия швей­цар­ско­го пси­хо­ло­га Жана Пиаже была на­пи­са­на с целью вы­яв­ле­ния осо­бен­но­стей рас­суж­де­ний детей.

4)  Текст ори­ен­ти­ро­ван на спе­ци­а­ли­стов в узкой на­уч­ной сфере, по­это­му ха­рак­те­ри­зу­ет­ся слож­но­стью лек­си­ки  — оби­ли­ем тер­ми­нов (пси­хо­ло­гия, вер­баль­ное вы­ра­же­ние, мо­но­гра­фия, ло­ги­че­ское рас­суж­де­ние).

5)  Автор тек­ста ни прямо, ни опо­сре­до­ван­но не вы­ра­жа­ет сво­е­го от­но­ше­ния к на­уч­но­му труду Жана Пиаже.


3
Тип Д3 № 42220
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова, вы­де­лен­но­го в по­след­нем аб­за­це. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тек­сте. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ПРЕД­СТАВ­ЛЕ­НИЕ, -я, ср.

1)  Те­ат­раль­ное или цир­ко­вое зре­ли­ще, спек­такль. Пер­вое п. новой пьесы. Са­мо­де­я­тель­ное п.

2)  Пись­мен­ное за­яв­ле­ние о чём-н. (офиц.). П. про­ку­ро­ра (акт про­ку­рор­ско­го над­зо­ра).

3)  Зна­ние, по­ни­ма­ние чего-н. Не иметь ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о чём-н. Со­ста­вить себе п. о чём-н. Книга даёт хо­ро­шее п. о пред­ме­те.

4)  Вос­про­из­ве­де­ние в со­зна­нии ранее пе­ре­жи­тых вос­при­я­тий (спец.). П.  — образ пред­ме­та или яв­ле­ния.