Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4222
i

(1)В тех ча­стях зем­но­го шара, где за­па­сы прес­ной воды не­ве­ли­ки, в ка­че­стве пи­тье­вой воды и для бы­то­вых нужд ис­поль­зу­ют мор­скую воду, пред­ва­ри­тель­но уда­ляя из неё соль. (2)<...> про­цесс на­зы­ва­ет­ся опрес­не­ни­ем и может осу­ществ­лять­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми. (3)Чаще всего при­ме­ня­ет­ся ки­пя­че­ние воды, при ко­то­ром вода на­чи­на­ет под­ни­мать­ся вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охла­жда­ет­ся и, кон­ден­си­ру­ясь, пре­вра­ща­ет­ся в чи­стую воду.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  В тех ча­стях зем­но­го шара, где за­па­сы прес­ной воды не­ве­ли­ки, в ка­че­стве пи­тье­вой воды и для бы­то­вых нужд ис­поль­зу­ют мор­скую воду, пред­ва­ри­тель­но уда­ляя из неё соль с по­мо­щью филь­тра­ции и аэра­ции.

2)  В мест­но­стях с осо­бен­но жёсткой водой для уда­ле­ния не­ко­то­рых рас­творённых в ней солей ино­гда ис­поль­зу­ют хи­ми­че­скую об­ра­бот­ку, и толь­ко после этого вода по­сту­па­ет в трубы для бы­то­вых нужд.

3)  Там, где за­па­сы мор­ской воды ве­ли­ки, для опрес­не­ния мор­ской воды стро­ят спе­ци­аль­ные опрес­ни­тель­ные стан­ции, ко­то­рые поз­во­ля­ют по­лу­чить из солёной воды прес­ную.

4)  Там, где за­па­сы прес­ной воды не­ве­ли­ки, ис­поль­зу­ют мор­скую воду, опрес­няя воду при ки­пя­че­нии, когда она в виде пара под­ни­ма­ет­ся вверх, а соль остаётся внизу; пар, кон­ден­си­ру­ясь, пре­вра­ща­ет­ся в чи­стую воду.

5)  Чтобы опрес­нить мор­скую воду в ме­стах, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ют не­до­ста­ток прес­ной воды, ис­поль­зу­ют ки­пя­че­ние, при ко­то­ром вода в виде пара под­ни­ма­ет­ся вверх, остав­ляя соли внизу, а затем кон­ден­си­ру­ет­ся, пре­вра­ща­ясь в чи­стую воду.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

— ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 1, 2 и 3).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

— пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

— пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 4 и 5.

 

Ответ: 45|54.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 5
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4125
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?

 

На­про­тив,

Ведь

Кроме того,

Ис­клю­чи­тель­но

Этот


2
Тип Д3 № 7999
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СОЛЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СОЛЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.

1.  ед. Белое кри­стал­ли­че­ское ве­ще­ство с ост­рым вку­сом, рас­тво­ря­ю­ще­е­ся в воде. При­род­ная с. По­ва­рен­ная с. Мор­ская с. До­бы­ча соли.

2.  Такое ве­ще­ство, употр. как при­пра­ва к пище. Сто­ло­вая с. Пуд соли съесть с кем-н. (перен.: тесно и долго об­ща­ясь, хо­ро­шо узнать кого-н.; разг.).

3.  перен., ед. То, что придаёт осо­бен­ный ин­те­рес, остро­ту чему-н. В этом и со­сто­ит вся с. рас­ска­за.

4.  перен., ед. О луч­ших пред­ста­ви­те­лях ка­ко­го-н. об­ще­ства, об­ще­ствен­ной груп­пы. Эти мо­ря­ки с. рус­ско­го флота. С. земли (о луч­ших пред­ста­ви­те­лях об­ще­ства; книжн.).

5.  В химии: со­еди­не­ние, в к-ром во­до­род кис­ло­ты замещён ме­тал­лом. Поч­вен­ные соли.


3
Тип Д2 № 14255
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.