Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B1 № 4226
i

(1)Вла­ди­мир Со­ло­ухин в одном из сти­хо­тво­ре­ний вы­ска­зы­ва­ет мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опа­сать­ся, ибо че­ло­век с цве­та­ми в руках зла со­вер­шить не может.

 

(2)Ду­ма­ет­ся, то же можно ска­зать и о че­ло­ве­ке, не­су­щем в руках томик Пуш­ки­на или Че­хо­ва. (3)Ибо че­ло­век, чи­та­ю­щий такие книги, есть че­ло­век ра­зум­ный, че­ло­век нрав­ствен­ный.

 

(4)Из­вест­ны слова Горь­ко­го: «Лю­би­те книгу  — ис­точ­ник зна­ния». (5)К этому сле­до­ва­ло бы до­ба­вить, что хо­ро­шая книга  — это и сред­ство вос­пи­та­ния чувств, ду­хов­но­го воз­вы­ше­ния лич­но­сти, это мир че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний. (6)А кроме того, книга при­об­ща­ет к кра­со­те род­ной речи.

 

(7)В Рос­сии ли­те­ра­тур­но-про­све­ти­тель­ские тра­ди­ции все­гда были силь­ны. (8)Иван Сытин, кре­стьян­ский сын, ко­то­рый ос­но­вал во вто­рой по­ло­ви­не XIX века из­да­тель­ство в Москве, мно­гие книги про­да­вал по очень низ­кой цене, может быть, себе в убы­ток, чтобы они были до­ступ­ны на­ро­ду. (9)А бла­го­да­ря из­да­те­лю Пав­лен­ко­ву в на­ча­ле XX века по­яви­лось две ты­ся­чи бес­плат­ных де­ре­вен­ских биб­лио­тек.

 

(10)В целом мы были и, хо­чет­ся на­де­ять­ся, остаёмся более на­чи­тан­ным на­ро­дом, чем мно­гие дру­гие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе во­прос:

«А будут ли наши дети чи­тать Пуш­ки­на?» (12)Хотя книж­ный при­ла­вок стал не­из­ме­ри­мо бо­га­че и раз­но­об­раз­нее, круг на­ше­го чте­ния, как по­ка­зы­ва­ют со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния, за­мет­но из­ме­нил­ся. (13)Поль­зу­ют­ся спро­сом спе­ци­аль­ная ли­те­ра­ту­ра и книги, со­дер­жа­щие раз­но­го рода прак­ти­че­ские со­ве­ты. (14)Что же ка­са­ет­ся «ху­до­же­ствен­ной» ли­те­ра­ту­ры, то раз­вле­ка­тель­ное чтиво: де­тек­ти­вы, при­клю­че­ния, «се­мей­ные» ро­ма­ны  — явно по­тес­ни­ло всё про­чее. (15)«Спрос опре­де­ля­ет пред­ло­же­ние»,  — раз­во­дят ру­ка­ми из­да­те­ли.

 

(16)Да, со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку, оза­бо­чен­но­му ма­те­ри­аль­ны­ми и про­чи­ми про­бле­ма­ми, не до серьёзного чте­ния. (17)Чи­та­ет он пре­иму­ще­ствен­но в транс­пор­те, по до­ро­ге на ра­бо­ту и с ра­бо­ты. (18)А что можно чи­тать в ав­то­бус­ной су­то­ло­ке? (19)Же­ла­ние от­влечь­ся, снять нерв­ное на­пря­же­ние за­став­ля­ет пред­по­честь лёгкое чте­ние, не тре­бу­ю­щее раз­мыш­ле­ний и глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в текст.

 

(20)Мощ­ны­ми кон­ку­рен­та­ми книги стали кино и те­ле­ви­де­ние. (21)Ки­но­ре­жиссёр Ролан Быков вспо­ми­нал о встре­че с ки­но­зри­те­ля­ми, на ко­то­рой одна жен­щи­на хва­ли­ла ки­не­ма­то­граф за вы­пуск филь­ма «Война и мир». (22)Она рас­це­ни­ла это как ве­ли­кую за­бо­ту о наших детях, ко­то­рым про­сто не про­чи­тать че­ты­ре тол­стен­ных тома. (23)А те­перь они пой­дут в кино и всё уви­дят. (24)«В зале сме­я­лись,  — го­во­рил Быков,  — но это было давно».

 

(25)Чем опас­на за­ме­на книги филь­мом? (26)Дело не толь­ко в том, что ли­те­ра­тур­ные ше­дев­ры не все­гда пре­вра­ща­ют­ся в ше­дев­ры ки­не­ма­то­гра­фи­че­ские. (27)В от­ли­чие от дру­гих видов ис­кус­ства, ли­те­ра­ту­ра тре­бу­ет не чув­ствен­но­го, а ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­сти­же­ния. (28)Чи­та­тель создаёт об­ра­зы ге­ро­ев, про­ни­ка­ет в под­текст про­из­ве­де­ния ра­бо­той мысли. (29)Пре­вра­ще­ние те­ле­ви­де­ния в ос­нов­ной канал ин­фор­ма­ции, как утвер­жда­ют пси­хо­ло­ги, сви­де­тель­ству­ет о том, что мы пе­ре­хо­дим на об­раз­но-под­со­зна­тель­ное вос­при­я­тие в ущерб ра­ци­о­наль­но­му. (30)Ещё в XVIII веке фран­цуз­ский фи­ло­соф Дидро го­во­рил: «Кто мало чи­та­ет, тот пе­ре­стаёт мыс­лить».

 

(31)Во­прос «Будут ли наши дети чи­тать Пуш­ки­на?» сим­во­ли­чен: в нём зву­чит бес­по­кой­ство о нашем бу­ду­щем. (32)Ведь оно за­ви­сит от нрав­ствен­но­го об­ли­ка, ду­хов­но­го мира тех, кто се­год­ня сидит за школь­ной пар­той или в уни­вер­си­тет­ской ауди­то­рии. (33)Им опре­де­лять судь­бу нашей ци­ви­ли­за­ции в XXI веке.

(34)Так сде­ла­ем же всё, чтобы наши дети чи­та­ли Пуш­ки­на!

(По Н. Ле­бе­де­ву*)

* Ни­ко­лай Иго­ре­вич Ле­бе­дев (род. в 1966 г.)  — ре­жиссёр, сце­на­рист.

 

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Си­бирь, ва­ри­ант 5.

Из пред­ло­же­ний 27−28 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное при­ста­воч­ным спо­со­бом.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Су­ще­стви­тель­ное ПОД­ТЕКСТ об­ра­зо­ва­но при­ста­воч­ным спо­со­бом от су­ще­стви­тель­но­го ТЕКСТ.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 5
1
Тип 23 № 4223
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Раз­вле­ка­тель­ное чтиво се­год­ня за­ча­стую за­ме­ня­ет чте­ние клас­си­ки.

2)  При­выч­ка по­лу­чать ин­фор­ма­цию по­сред­ством филь­мов от­учи­ва­ет мыс­лить.

3)  Ли­те­ра­тур­ные ше­дев­ры все­гда пре­вра­ща­ют­ся в ше­дев­ры ки­не­ма­то­гра­фи­че­ские, это за­ви­сит от ре­жиссёра.

4)  Со­вре­мен­ный че­ло­век пред­по­чи­та­ет книги для от­ды­ха, чтобы за­нять себя по до­ро­ге на ра­бо­ту и от­влечь­ся.

5)  Книги Пуш­ки­на не поль­зу­ют­ся спро­сом.


2
Тип 24 № 4224
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1−3 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 8−9 со­дер­жат­ся ар­гу­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие тезис в пред­ло­же­нии 7.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 25−27 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 30 пред­став­ле­но суж­де­ние, под­твер­жда­ю­щее тезис в пред­ло­же­нии 29.

5)  В пред­ло­же­нии 11 со­дер­жит­ся вывод из 10.

Источники:
ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна.

3
Тип 25 № 4225
i

Из пред­ло­же­ний 16–19 вы­пи­ши­те кон­текст­ные ан­то­ни­мы.


4
Тип 26 № 4232
i

Среди пред­ло­же­ний 13−19 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д B2 № 4227
i

Из пред­ло­же­ний 11−14 вы­пи­ши­те при­ча­стие.


6
Тип Д B3 № 4228
i

Из пред­ло­же­ния 3 вы­пи­ши­те под­чи­ни­тель­ное сло­во­со­че­та­ние со свя­зью УПРАВ­ЛЕ­НИЕ.


7
Тип Д B4 № 4229
i

Среди пред­ло­же­ний 17−24 най­ди­те про­стое од­но­со­став­ное без­лич­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


8
Тип Д B5 № 4230
i

Среди пред­ло­же­ний 5−13 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным рас­про­странённым при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д B6 № 4231
i

Среди пред­ло­же­ний 7−14 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с па­рал­лель­ным (не­од­но­род­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


10
Тип Д28 № 4233
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Из­ла­гая свои взгля­ды, автор пред­по­чи­та­ет воз­дей­ство­вать пре­жде всего на разум чи­та­те­ля, при­во­дя факты и ста­ра­ясь убе­ди­тель­но ин­тер­пре­ти­ро­вать их. Этому слу­жат ввод­ные кон­струк­ции, а также такие приёмы, как (А)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 4, 24, 30), поз­во­ля­ю­щее опе­реть­ся на мне­ние из­вест­ных де­я­те­лей куль­ту­ры, и (Б)_____ (пред­ло­же­ния 18—19). Вме­сте с тем Н. Ле­бе­дев вы­ра­жа­ет своё от­но­ше­ние к об­суж­да­е­мым во­про­сам, по­это­му в тек­сте ис­поль­зу­ют­ся такие лек­си­че­ские сред­ства, как (В)_____ («чтиво» в пред­ло­же­нии 14), и (Г)_____ («раз­во­дят ру­ка­ми» в пред­ло­же­нии 15)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ме­та­фо­ра

2)  срав­не­ние

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  ци­ти­ро­ва­ние

6)  ряды од­но­род­ных чле­нов

7)  эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ная лек­си­ка

8)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

9)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

11
Тип Д27 C27 № 4234
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.