Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4300
i

(1)Тра­ди­ци­он­но че­ло­век до­ста­точ­но ак­тив­но ис­поль­зу­ет мор­скую воду в сель­ском хо­зяй­стве. (2)<...>, на за­суш­ли­вых по­бе­ре­жьях не­ко­то­рых сре­ди­зем­но­мор­ских стран, в стра­нах Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва, в Индии, Ав­стра­лии и не­ко­то­рых дру­гих стра­нах, где ощу­ща­ет­ся ост­рый не­до­ста­ток прес­ной воды, с древ­них времён прак­ти­ку­ет­ся полив рас­те­ний мор­ской водой. (3)В усло­ви­ях жар­ко­го кли­ма­та это де­ла­ет от­дель­ные овощ­ные рас­те­ния более жиз­не­спо­соб­ны­ми по срав­не­нию с теми куль­ту­ра­ми, ко­то­рые оро­ша­ют­ся прес­ной водой.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Тра­ди­ци­он­но жи­те­ли Ав­стрии по­ли­ва­ют мор­ской водой при­бреж­ные паст­би­ща, что в усло­ви­ях жар­ко­го кли­ма­та де­ла­ет рас­те­ния более жиз­не­спо­соб­ны­ми по срав­не­нию с куль­ту­ра­ми, оро­ша­е­мы­ми прес­ной водой.

2)  Тра­ди­ци­он­но че­ло­век ак­тив­но ис­поль­зу­ет мор­скую воду в сель­ском хо­зяй­стве, на­при­мер для по­ли­ва рас­те­ний на за­суш­ли­вых по­бе­ре­жьях не­ко­то­рых стран, что де­ла­ет рас­те­ния более жиз­не­спо­соб­ны­ми.

3)  В сель­ском хо­зяй­стве на за­суш­ли­вых по­бе­ре­жьях не­ко­то­рых стран для по­ли­ва рас­те­ний тра­ди­ци­он­но ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся мор­ская вода, и это де­ла­ет рас­те­ния более жиз­не­спо­соб­ны­ми

4)  На за­суш­ли­вых по­бе­ре­жьях ощу­ща­ет­ся ост­рый не­до­ста­ток прес­ной воды, и там в по­след­ние годы прак­ти­ку­ет­ся полив рас­те­ний мор­ской водой.

5)  Из всех ре­сур­сов Земли почти 94% со­став­ля­ют солёные воды Ми­ро­во­го оке­а­на, по­это­му тра­ди­ци­он­но че­ло­век до­ста­точ­но ак­тив­но ис­поль­зу­ет мор­скую воду в сель­ском хо­зяй­стве для по­ли­ва раз­лич­ных куль­тур.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 1, 4 и 5).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 2 и 3.

 

Ответ: 23|32.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 7
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4203
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста?

 

К сча­стью,

Так

На­о­бо­рот,

С одной сто­ро­ны,

При этом


2
Тип Д3 № 8001
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ДЕ­ЛАТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ДЕ́ЛАТЬ, -аю, -аешь; не­со­вер.

1.  что. Про­яв­лять какую-н. де­я­тель­ность, за­ни­мать­ся чем-н., по­сту­пать каким-н. об­ра­зом. Д. всё для по­бе­ды. Д. по-сво­е­му. Ни­че­го не д. Что де­лать? (как быть, как по­сту­пать?).

2.  что. Про­из­во­дить, со­вер­шать, ис­пол­нять что-н., ра­бо­тая. Д. стан­ки. Ко­ле­со де­ла­ет 100 обо­ро­тов в ми­ну­ту. Д. уроки. Д. гим­на­сти­ку. При­ка­за­но де­лай­те! (ис­пол­няй­те рас­по­ря­же­ние; разг.).

3.  что. В со­че­та­нии с мест. «себе» или без него: за­ка­зы­вая, по­ру­чать из­го­то­вить что-н. для себя. Д. себе ко­стюм в ате­лье.

4.  что. В со­че­та­нии с су­ще­стви­тель­ным вы­ра­жа­ет дей­ствие по знач. дан­но­го су­ще­стви­тель­но­го. Д. по­пыт­ку (пы­тать­ся). Д. ошиб­ки (оши­бать­ся). Д. на­блю­де­ния (на­блю­дать). Д. выбор (вы­би­рать). Д. упор на что-н. (об­ра­щать осо­бое вни­ма­ние на что-н.).

5.  что. Ока­зы­вать что-н. кому-н., осу­ществ­лять что-н. для кого-н. Д. добро людям. Д. лю­без­ность.

6.  кого (что) из кого (чего). Пре­вра­щать в кого-что-н., про­из­во­дя какие-н. дей­ствия. Д. из кого-н. по­сме­ши­ще.

7.  кого (что) кем. При­во­дить в какое-н. со­сто­я­ние, по­ло­же­ние. Д. не­счаст­ным. Д. по­мощ­ни­ком.


3
Тип Д2 № 14257
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное слово, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста.