Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4495
i

(1)Рас­творённые в оке­ан­ской и мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты и со­еди­не­ния яв­ля­ют­ся хи­ми­че­ски­ми ре­сур­са­ми Ми­ро­во­го оке­а­на. (2)Они прак­ти­че­ски не­ис­чер­па­е­мы, так как их за­па­сы спо­соб­ны обес­пе­чить по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ства на мно­гие сотни лет. (3)В на­сто­я­щее время до­бы­ва­ет­ся лишь не­боль­шая часть хи­ми­че­ских бо­гатств оке­а­нов и морей, <...> че­ло­ве­че­ством ещё не со­зда­ны эф­фек­тив­ные тех­ни­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские спо­со­бы из­вле­че­ния мно­гих по­лез­ных ком­по­нен­тов из мор­ской воды.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  На се­го­дняш­ний день до­бы­ва­ет­ся лишь не­боль­шая часть рас­творённых в мор­ской воде ор­га­ни­че­ских и не­ор­га­ни­че­ских эле­мен­тов и со­еди­не­ний, этих прак­ти­че­ски не­ис­чер­па­е­мых хи­ми­че­ских ре­сур­сов Ми­ро­во­го оке­а­на, так как ещё не со­зда­ны эф­фек­тив­ные спо­со­бы из­вле­че­ния их из мор­ской воды.

2)  Рас­творённые в мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты и со­еди­не­ния  — это прак­ти­че­ски не­ис­чер­па­е­мые хи­ми­че­ские ре­сур­сы Ми­ро­во­го оке­а­на, лишь не­боль­шая часть ко­то­рых до­бы­ва­ет­ся се­год­ня, так как ещё не со­зда­ны эф­фек­тив­ные спо­со­бы из­вле­че­ния их из мор­ской воды.

3)  Рас­творённые в оке­ан­ской и мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты и со­еди­не­ния яв­ля­ют­ся прак­ти­че­ски не­ис­чер­па­е­мы­ми хи­ми­че­ски­ми ре­сур­са­ми Ми­ро­во­го оке­а­на, по­это­му мор­скую воду об­раз­но на­зы­ва­ют «мор­ской рудой».

4)  Мор­ская вода  — слож­ный хи­ми­че­ский рас­твор, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят в виде раз­лич­ных ми­не­раль­ных солей почти все из­вест­ные в при­ро­де эле­мен­ты, од­на­ко лишь не­сколь­ко эле­мен­тов и со­еди­не­ний на­хо­дят­ся в мор­ской воде в от­но­си­тель­но боль­ших кон­цен­тра­ци­ях.

5)  Рас­творённые в оке­ан­ской и мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты и со­еди­не­ния яв­ля­ют­ся прак­ти­че­ски не­ис­чер­па­е­мы­ми хи­ми­че­ски­ми ре­сур­са­ми Ми­ро­во­го оке­а­на; так, на­при­мер, ко­лос­саль­ные ре­сур­сы прес­ной воды за­клю­че­ны в айс­бер­гах.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 3, 4 и 5).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 2 и 1.

 

Ответ: 12|21.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Гость 16.02.2015 18:07

Ответ "12" не­вер­ный, а "21" вер­ный. В за­да­нии же не ука­за­но за­пи­сать от­ве­ты в по­ряд­ке убы­ва­ния!

Татьяна Юдина

Оба от­ве­та верны.И оба вне­се­ны в поле ОТВЕТ.

Гость 27.03.2015 20:59

По­че­му ста­вишь в по­ряд­ке воз­в­рас­та­ния, а вы­да­ет ошиб­ку!Там же не на­пи­са­но на­пи­сать от­ве­ты в по­ряд­ке убы­ва­ния

Татьяна Юдина

В ответ вне­се­ны оба ва­ри­ан­та, 12|21

1
Тип Д2 № 4359
i

Какое слово (со­че­та­ние слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?

 

Во-пер­вых,

Имен­но по­это­му

Впредь

По­то­му что

Не­смот­ря на то что


2
Тип Д3 № 10812
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЧАСТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ЧАСТЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.

1.  Доля, от­дель­ная еди­ни­ца, на к-рые под­раз­де­ля­ет­ся целое. Раз­де­лять на части. Ч. за­ра­бот­ка. Ч. пуб­ли­ки. Ч. яб­ло­ка.

2.  Пред­мет как со­став­ной эле­мент ка­ко­го-н. це­ло­го, ор­га­низ­ма, ме­ха­низ­ма. За­пас­ные части (де­та­ли машин).

3.  Раз­дел, под­раз­дел про­из­ве­де­ния. Роман в трёх ча­стях. Че­ты­ре части сим­фо­нии.

4.  Отдел ка­ко­го-н. учре­жде­ния. Са­ни­тар­ная ч. Учеб­ная ч. (1) в учеб­ном за­ве­де­нии: отдел, за­ни­ма­ю­щий­ся не­по­сред­ствен­ной ор­га­ни­за­ци­ей учеб­но­го про­цес­са; 2) в во­оружённых силах: ор­га­ни­за­ция, за­ни­ма­ю­ща­я­ся под­го­тов­кой спе­ци­а­ли­стов из числа сер­жан­тов, стар­шин, сол­дат, мат­ро­сов).

5.  Об­ласть какой-н. де­я­тель­но­сти, спе­ци­аль­ность (разг.). Ра­бо­тать по фи­нан­со­вой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не за­ни­ма­юсь, это не моё дело).

6.  От­дель­ная вой­ско­вая еди­ни­ца. Мо­то­пе­хот­ные части. Во­ин­ская ч.

7.  В Рос­сии до 1917 г.: ад­ми­ни­стра­тив­ное под­раз­де­ле­ние го­ро­да, а также по­ли­цей­ское управ­ле­ние та­ко­го под­раз­де­ле­ния.

8.  Рай­он­ная по­жар­ная ко­ман­да в го­ро­дах (устар.) Ка­лан­ча по­жар­ной части.

9.  (в части). Пай, доля (разг.). Быть в части с кем-н.

10. Доля, участь (стар.). Много бед вы­па­ло на чью-н. ч.


3
Тип Д2 № 14261
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те под­чи­ни­тель­ный со­став­ной союз, ко­то­рый дол­жен быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии.