Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4573
i

(1)Раз­ра­ба­ты­вая тео­рию эво­лю­ции, Дар­вин по­ла­гал, что ос­но­вой ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра в мире при­ро­ды яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, а от­би­ра­ю­щим фак­то­ром  — де­я­тель­ность че­ло­ве­ка. (2)В ходе ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра по­сте­пен­но из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние на­кап­ли­ва­ют­ся в потом­стве при­зна­ки, по­лез­ные для че­ло­ве­ка. (3)<...> Дар­вин де­ла­ет вывод о том, что ис­кус­ствен­ный отбор яв­ля­ет­ся глав­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Ре­зуль­та­том эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са Дар­вин счи­тал при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к кон­крет­ным усло­ви­ям среды, мно­го­об­ра­зие видов и со­су­ще­ство­ва­ние выс­ших и низ­ших форм.

2)  Со­глас­но тео­рии Дар­ви­на ис­кус­ствен­ный отбор, фак­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, лежит в ос­но­ве эво­лю­ции сор­тов рас­те­ний.

3)  Со­глас­но тео­рии Дар­ви­на ис­кус­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти и про­из­во­ди­мый че­ло­ве­ком, яв­ля­ет­ся глав­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

4)  Раз­ра­ба­ты­вая тео­рию эво­лю­ции, Дар­вин по­ла­гал, что ис­кус­ствен­ный отбор, фак­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся де­я­тель­ность че­ло­ве­ка,  — след­ствие по­сто­ян­ной борь­бы за су­ще­ство­ва­ние.

5)  Глав­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний по тео­рии Дар­ви­на яв­ля­ет­ся ис­кус­ствен­ный отбор, ко­то­рый ос­но­ван на на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти и про­из­во­дит­ся че­ло­ве­ком.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния не долж­ны:

-ис­ка­жать текст или со­дер­жать лишь часть ин­фор­ма­ции (как 1, 4 и 2).

 

Ис­ко­мые пред­ло­же­ния долж­ны:

-пе­ре­да­вать одну и ту же ин­фор­ма­цию, но раз­ны­ми сло­ва­ми, раз­лич­ны­ми ти­па­ми пред­ло­же­ний.

-пе­ре­да­вать сжа­тый глав­ный смысл всего тек­ста.

 

По­это­му верны остав­ши­е­ся 5 и 3.

 

Ответ: 35|53.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4437
i

Какое из при­ведённых ниже слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Сюда

В итоге

На­при­мер,

Но

Не­смот­ря на это


2
Тип Д3 № 8048
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ТЕО­РИЯ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ТЕО́РИЯ, -и, жен.

1.  Уче­ние, си­сте­ма на­уч­ных прин­ци­пов, идей, обоб­ща­ю­щих прак­ти­че­ский опыт и от­ра­жа­ю­щих за­ко­но­мер­но­сти при­ро­ды, об­ще­ства, мыш­ле­ния. Фи­ло­соф­ская т. Т. по­зна­ния. Т. от­но­си­тель­но­сти.

2.  Со­во­куп­ность обобщённых по­ло­же­ний, об­ра­зу­ю­щих науку или раз­дел какой-н. науки, а также со­во­куп­ность пра­вил в об­ла­сти ка­ко­го-н. ма­стер­ства. Линг­ви­сти­че­ская т. Т. шах­мат­ной игры.

3.  Сло­жив­ше­е­ся у кого-н. мне­ние, суж­де­ние, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправ­да­ние сво­е­го по­ве­де­ния при­ду­мал целую тео­рию.


3
Тип Д2 № 14263
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.