Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4885
i

(1)Прин­цип кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния гла­сит, что два вида не могут су­ще­ство­вать в одной мест­но­сти, если они за­ни­ма­ют одну и ту же эко­ло­ги­че­скую нишу. (2)Любые два вида с оди­на­ко­вы­ми эко­ло­ги­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми бы­ва­ют раз­об­ще­ны в про­стран­стве или во вре­ме­ни (живут в раз­ных яру­сах леса; ведут раз­ный  — днев­ной или ноч­ной  — образ жизни). (3)<...> при не­воз­мож­но­сти про­стран­ствен­но-вре­мен­но­го рас­хож­де­ния один из видов по­ги­ба­ет или вы­ра­ба­ты­ва­ет новую эко­ло­ги­че­скую нишу.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Со­глас­но прин­ци­пу кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния два вида не могут су­ще­ство­вать в одной мест­но­сти, если за­ни­ма­ют одну и ту же эко­ло­ги­че­скую нишу: один из видов по­ги­ба­ет или вы­ра­ба­ты­ва­ет новую эко­ло­ги­че­скую нишу.

2)  Прин­цип кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния гла­сит, что эко­ло­ги­че­ская то­ле­рант­ность, или эко­ло­ги­че­ская ва­лент­ность вида, все­гда шире эко­ло­ги­че­ской то­ле­рант­но­сти от­дель­ной особи.

3)  Прин­цип кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния гла­сит, что эко­ло­ги­че­ские спек­тры раз­ных видов, про­жи­ва­ю­щих в одной мест­но­сти, ни­ко­гда не сов­па­да­ют, если виды от­ли­ча­ют­ся хотя бы по одной ва­лент­но­сти.

4)  Со­глас­но прин­ци­пу кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния любые два вида с оди­на­ко­вы­ми эко­ло­ги­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми бы­ва­ют раз­об­ще­ны во вре­ме­ни, если про­жи­ва­ют не в одной мест­но­сти.

5)  Прин­цип кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния со­сто­ит в том, что два вида, су­ще­ству­ю­щих в одной мест­но­сти и за­ни­ма­ю­щих и ту же эко­ло­ги­че­скую нишу, су­ще­ство­вать не могут: один из видов либо по­ги­ба­ет, либо вы­ра­ба­ты­ва­ет новую эко­ло­ги­че­скую нишу.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте речь не идёт об эко­ло­ги­че­ской то­ле­рант­но­сти, а, на­про­тив, го­во­рит­ся о том, что два вида не могут су­ще­ство­вать в одной и той же мест­но­сти.

Пред­ло­же­ние 3) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: два вида, сов­па­да­ю­щие хотя бы по одной ва­лент­но­сти, не могут су­ще­ство­вать в одной мест­но­сти  — об этом ска­за­но в пред­ло­же­нии 1 тек­ста.

Пред­ло­же­ние 4) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: любые два вида с оди­на­ко­вы­ми эко­ло­ги­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми долж­ны быть раз­об­ще­ны во вре­ме­ни, если про­жи­ва­ют в одной мест­но­сти, а если в раз­ных, то не тре­бу­ет­ся их раз­об­ще­ние по вре­ме­ни, как утвер­жда­ет­ся в дан­ном пред­ло­же­нии.

Верно глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста пе­ре­да­на в пред­ло­же­ни­ях 1) и 5).

 

Ответ: 15|51.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 4671
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?

 

Од­на­ко

Дру­ги­ми сло­ва­ми,

Кроме того,

По­это­му

Так как


2
Тип Д3 № 8054
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова НИША. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

НИ́ША, -и, жен.

1.  Углуб­ле­ние в стене для по­ме­ще­ния укра­ше­ний (ста­туй, ваз), пред­ме­тов ме­бе­ли.

2.  Углуб­ле­ние в скате горы, бе­ре­га, тран­шеи, в лаве 3 (спец.). Кар­сто­вая н.

3.  перен. Опре­делённая, обыч­но огра­ни­чен­ная сфера какой-н. де­я­тель­но­сти, воз­мож­ность при­ме­не­ния такой де­я­тель­но­сти. Новое пред­при­я­тие су­ме­ло найти свою нишу.


3
Тип Д2 № 14269
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.