Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 50339
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

(1)День­ги кон­чи­лись не­ожи­дан­но. (2)Ещё вчера Анну Вя­че­сла­вов­ну ра­до­вал при­ят­ный шорох купюр в ви­дав­шем виды порт­мо­не, а се­год­ня она смог­ла об­на­ру­жить толь­ко мятую пя­ти­де­ся­ти­рублёвку. (3)До пен­сии оста­ва­лось боль­ше не­де­ли.

(4)Она при­се­ла на диван и об­ве­ла взгля­дом го­сти­ную. (5)Сле­до­ва­ло что-то про­дать из со­дер­жи­мо­го боль­шой, вну­ша­ю­щей по­чте­ние горки. (6)Сын про­сил ни­ко­гда этого не де­лать, сразу об­ра­щать­ся к нему, но Анна Вя­че­сла­вов­на была уве­ре­на, что он и не за­ме­тит от­сут­ствия какой-ни­будь изящ­ной чашки.

(7)Анна Вя­че­сла­вов­на вы­бра­ла ста­ту­эт­ку дав­ниш­не­го не­мец­ко­го про­из­вод­ства, потом от­пра­ви­лась в ко­мис­си­он­ный ма­га­зин рас­по­ло­жен­ный со­всем не­да­ле­ко. (8)Её ждало разо­ча­ро­ва­ние. (9)Сло­во­охот­ли­вая вла­де­ли­ца об­ве­ла рукой сплошь за­став­лен­ные ста­ту­эт­ка­ми и хру­сталём полки, вздох­ну­ла и ска­за­ла, что взять что-то «в день­ги» не по­лу­чит­ся, об этом не может быть и речи, толь­ко на ко­мис­сию, да и то не­из­вест­но, когда всё это про­даст­ся, спрос в по­след­нее время резко упал. (10)В уте­ше­ние она дала Анне Вя­че­сла­вовне те­ле­фон ка­ко­го-то ан­ти­ква­ра, ко­то­рый может ку­пить всё за живые день­ги, но, ко­неч­но, де­шев­ле.

(11)Дома Анна Вя­че­сла­вов­на после не­ко­то­ро­го раз­ду­мья на­бра­ла за­пи­сан­ный номер. (12)Голос в те­ле­фон­ной труб­ке вну­шал до­ве­рие. (13)Он вы­слу­шал Анну Вя­че­сла­вов­ну, за­пи­сал адрес и по­обе­щал подъ­е­хать се­год­ня же. (14)Ан­ти­квар ока­зал­ся срав­ни­тель­но мо­ло­дым че­ло­ве­ком, вы­со­ким, улыб­чи­вым, при­ят­ной на­руж­но­сти, рас­по­ла­га­ю­щим к себе. (15)«Ну, по­ка­зы­вай­те, что у вас тут есть»,  — по-хо­зяй­ски огля­дел­ся он. (16)Анна Вя­че­сла­вов­на по­ка­за­ла ста­ту­эт­ку. (17)«А вот там и там у вас еще что?»  — стал спра­ши­вать тот. (18)Анна Вя­че­сла­вов­на за­ик­ну­лась было, что ни­че­го боль­ше она про­да­вать не со­би­ра­ет­ся, ей бы толь­ко до пен­сии до­жить. (19)«А перед сле­ду­ю­щей пен­си­ей снова мне по­зво­ни­те? (20)Да­вай­те со­зда­дим задел, чтоб у вас был не­боль­шой ка­пи­тал на чёрный день»,  — мо­ло­дой че­ло­век зву­чал убе­ди­тель­но. (21)К тому же Анна Вя­че­сла­вов­на чув­ство­ва­ла, как на неё на­ка­ты­ва­ет уста­лость, сил со­про­тив­лять­ся не было.

(22)«Вот за это всё  — пят­на­дцать тысяч три­ста руб­лей,  — ска­зал он.  — (23)Я даю самую луч­шую цену, спро­си­те у кого хо­ти­те». (24)Чтобы не­мно­го вы­га­дать время на раз­мыш­ле­ние, Анна Вя­че­сла­вов­на пред­ло­жи­ла мо­ло­до­му че­ло­ве­ку чаю.

(25)Пока они пили чай, она рас­ска­зы­ва­ла ему свою жизнь. (26)Мо­ло­дой че­ло­век слу­шал вни­ма­тель­но. (27)Хо­те­лось вспо­ми­нать и вспо­ми­нать. (28)Мо­ло­дой стат­ный Алёша в ладно си­дя­щей во­ен­ной форме с бо­е­вы­ми на­гра­да­ми, поэт Кон­стан­тин Си­мо­нов с се­ды­ми вис­ка­ми и ум­ны­ми, не­мно­го груст­ны­ми гла­за­ми, и рядом ху­день­кая дев­чон­ка-бло­кад­ни­ца. (29)«И что потом?»  — спро­сил мо­ло­дой че­ло­век. (30)«Алёша по­про­сил его на книге рас­пи­сать­ся. (31)А тот, как узнал, что его зовут Алёша, на­пи­сал: (32)Ты, ко­неч­но, пом­нишь, Алёша, до­ро­ги войны… (33)Сча­стья тебе в мир­ной жизни! (34)На меня по­смот­рел и хитро так под­миг­нул». (35)Мо­ло­дой че­ло­век за­ин­те­ре­со­вал­ся. (36)«А уви­деть ав­то­граф Си­мо­но­ва можно?» (37)Анна Вя­че­сла­вов­на до­ста­ла то­нень­кий вет­хий сбор­ник на жёлтой бу­ма­ге, ста­ра­тель­но упа­ко­ван­ный в пла­сти­ко­вый пакет, осто­рож­но вы­ну­ла и рас­кры­ла первую стра­ни­цу. (38)Мо­ло­дой че­ло­век вни­ма­тель­но раз­гля­ды­вал си­мо­нов­ский ав­то­граф. (39)«До­бав­лю за это ты­ся­чу две­сти, всего будет шест­на­дцать с по­ло­ви­ной»,  — про­изнёс он. (40)«Что вы, что вы,  — за­ма­ха­ла ру­ка­ми Анна Вя­че­сла­вов­на,  — это не продаётся». (41)Мо­ло­дой че­ло­век не стал на­ста­и­вать.

(42)Он по­про­сил пачку ста­рых газет и при­нял­ся па­ко­вать вещи.(43)Анне Вя­че­сла­вовне хо­те­лось, чтобы он по­ско­рее ушёл, и от­че­го-то было стыд­но.

(44)«Да, вы зна­е­те,  — ска­зал мо­ло­дой че­ло­век.  — у меня есть друг, он фанат Си­мо­но­ва, трясётся над каж­дой его строч­кой. (45)Можно я возь­му вашу кни­жеч­ку на пару дней, другу по­ка­жу. (46)Через два дня верну. (47)Кол­лек­ци­о­не­ры, они, зна­е­те, су­ма­сшед­шие люди». (48)Анна Вя­че­сла­вов­на хо­те­ла от­ка­зать, но язык не по­вер­нул­ся. (49)Че­ло­век ведь дей­стви­тель­но любит Си­мо­но­ва, ему важно этот ав­то­граф уви­деть сво­и­ми гла­за­ми. (50)Мо­ло­дой че­ло­век рас­це­нил мол­ча­ние как со­гла­сие и быст­ро

сунул книж­ку в сумку.

(51)Через два дня он не по­явил­ся. (52)На пятый день Анна Вя­че­сла­вов­на по­зво­ни­ла ему сама. (53)«Я в ко­ман­ди­ров­ке,  — от­ве­тил мо­ло­дой че­ло­век.  — (54)При­еду через два дня  — и сразу к вам с книж­кой». (55)После этого раз­го­во­ра про­шла не­де­ля. (56)Анна Вя­че­сла­вов­на по­зво­ни­ла ещё раз. (57)«Да-да, я всё помню,  — от­ве­тил мо­ло­дой че­ло­век.  — (58)Зав­тра я у вас». (59)Так про­дол­жа­лось с месяц. (60)В конце кон­цов мо­ло­дой че­ло­век пред­ло­жил за­ме­нить утра­чен­ную книж­ку со­бра­ни­ем со­чи­не­ний Си­мо­но­ва. (61)«Ну как вы не по­ни­ма­е­те,  — чуть не пла­ка­ла Анна Вя­че­сла­вов­на,  — там же ав­то­граф Си­мо­но­ва. (62)Алёше. (63)Это для меня так важно». (64)Мо­ло­дой че­ло­век по­мол­чал в труб­ку. (65)«Это всего лишь книга,  — ска­зал он.  — (66)Стихи Си­мо­но­ва вы найдёте в любом дру­гом из­да­нии, и в Ин­тер­не­те их полно. (67)А ав­то­граф, ну что ав­то­граф. (68)Всего лишь не­сколь­ко слов, на­пи­сан­ных давно умер­шим че­ло­ве­ком. (69)У него даже мо­ги­лы нет, прах по полю раз­ве­я­ли. (70)Ну, из­ви­ни­те, так по­лу­чи­лось». (71)После этого он пе­ре­стал от­ве­чать на звон­ки.

(72)Анна Вя­че­сла­вов­на про­жи­ла ужас­ный месяц. (73)Её му­чи­ла со­весть, она чув­ство­ва­ла себя пре­да­тель­ни­цей  — по от­но­ше­нию к Алёше, к сов­мест­но про­жи­тым счаст­ли­вым годам, к сов­мест­но на­жи­тым вещам, не пред­став­ляв­шим ан­ти­квар­ной цен­но­сти, но таким до­ро­гим им обоим. (74)Вско­ре она слег­ла и боль­ше уже не вста­ва­ла. (75)Сын при­е­хал про­ве­дать за­бо­лев­шую мать и со­вер­шен­но не за­ме­тил из­ряд­но опу­стев­шей горки. (76)А про ав­то­граф Си­мо­но­ва Анна Вя­че­сла­вов­на ска­зать ему по­бо­я­лась. (77)Это ему знать ни к чему. (78)Это ка­са­лось толь­ко её и Алёши, с ко­то­рым ей скоро пред­сто­я­ло уви­деть­ся.

 

(По Н. С. Лит­ви­нец*)

* Нина Сер­ге­ев­на Лит­ви­нец (род. в 1947 г.)  — рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца, ли­те­ра­ту­ро­вед, пе­ре­вод­чик.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 9 ука­за­на при­чи­на того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 8.

2)  Пред­ло­же­ние 14 со­дер­жит опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 37, 38 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 66−69 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 73 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 72.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  В пред­ло­же­нии 9 ука­за­на при­чи­на того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 8.  — Верно.

2)  Пред­ло­же­ние 14 со­дер­жит опи­са­ние.  — Верно.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 37, 38 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.  — Не­вер­но. В этих пред­ло­же­ни­ях по­вест­во­ва­ние, а не рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 66−69 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.  — Не­вер­но. В этих пред­ло­же­ни­ях рас­суж­де­ние, а не по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 73 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 72.  — Верно.

 

Ответ: 125.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип 23 № 50338
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Анна Вя­че­сла­вов­на была по­сто­ян­ной по­се­ти­тель­ни­цей ко­мис­си­он­но­го ма­га­зи­на.

2)  Ге­ро­и­ня была го­то­ва про­дать как можно боль­ше вещей, чтобы со­здать «не­боль­шой ка­пи­тал на чёрный день».

3)  Мо­ло­дой че­ло­век пре­небрёг тем, что ав­то­граф Си­мо­но­ва был ценен для по­жи­лой жен­щи­ны.

4)  Ге­ро­и­ня во время войны жила в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де.

5)  Анна Вя­че­сла­вов­на бо­я­лась сво­е­го сына.


2
Тип 25 № 50340
i

Из пред­ло­же­ний 74–78 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


3
Тип 26 № 50341
i

Среди пред­ло­же­ний 11−21 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип 27 № 57581
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Имеет ли про­шлое раз­ную цен­ность для раз­ных людей?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 50342
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22–25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Н. С. Лит­ви­нец создаёт образ до­вер­чи­вой и без­за­щит­ной жен­щи­ны, столк­нув­шей­ся с ци­нич­ным миром, про­ти­во­сто­ять ко­то­ро­му она не может. На язы­ко­вом уров­не это подчёрк­ну­то с по­мо­щью та­ко­го приёма, как (А)__________ (пред­ло­же­ния 2, 48, 73). При этом пи­са­тель­ни­ца ста­ра­ет­ся не на­вя­зы­вать чи­та­те­лю оце­нок изоб­ра­жа­е­мо­го, по­это­му будто бы сухо вос­про­из­во­дит осо­бую форму речи, такую как (Б)__________ (39−40, 61−70). Речь и по­вест­во­ва­те­ля, и ге­ро­ев безыс­кус­на, при­бли­же­на к бы­то­вой, по­это­му мы почти не за­ме­ча­ем тро­пов, таких как (В)__________ („за­став­лен­ные… хру­сталём“ в пред­ло­же­нии 9) и (Г)__________ („на­ка­ты­ва­ет уста­лость“ в пред­ло­же­нии 21, „му­чи­ла со­весть“ в пред­ло­же­нии 73), что за­став­ля­ет вос­при­нять по­ве­дан­ную ис­то­рию как часть нашей по­все­днев­ной жизни, поз­во­ля­ет сде­лать тра­ге­дию ге­ро­и­ни близ­кой каж­до­му чи­та­те­лю».

 

Спи­сок тер­ми­нов

1)  книж­ная лек­си­ка

2)  ме­та­фо­ра

3)  ана­фо­ра

4)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

5)  эпи­тет

6)  диа­лог

7)  ан­ти­те­за

8)  гра­да­ция

9)  ме­то­ни­мия

 

Ответ:

AБВГ

6
Тип Д27 C27 № 51304
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

 

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.