Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 51112
i

— (1)Кто ты?

— (2)Че­ло­век.

— (3)Какой че­ло­век? (4)Чем от­ли­ча­ешь­ся от дру­гих?

— (5)Я таких-то ро­ди­те­лей сын, дочь, я ста­рый, я мо­ло­дой, я бо­га­тый, я бед­ный.

(6)Каж­дый из нас осо­бен­ный от всех дру­гих людей че­ло­век: муж­чи­на, жен­щи­на, ста­рик, маль­чик, де­воч­ка; и в каж­дом из нас, осо­бен­ном че­ло­ве­ке, живёт во всех одно и то же во всех ду­хов­ное су­ще­ство, так что каж­дый из нас вме­сте и Иван, и На­та­лья, и одно и то же во всех ду­хов­ное су­ще­ство.

(7)И когда мы го­во­рим: я хочу, то ино­гда это зна­чит то, что хочет этого Иван или На­та­лья,  — ино­гда же то, что хочет этого то ду­хов­ное су­ще­ство, ко­то­рое во всех одно. (8)Так что бы­ва­ет так, что Иван или На­та­лья хочет чего-ни­будь од­но­го, а ду­хов­ное су­ще­ство, ко­то­рое живёт в них, не хочет этого, а хочет со­всем дру­го­го.

(9)Кто-то под­хо­дит к двери. (10)Я спра­ши­ваю: «Кто там?» (11)От­ве­ча­ют: «Я».  — (12)«Кто я?»  — (13)«Да я»,  — от­ве­ча­ет тот, кто пришёл. (14)А пришёл кре­стьян­ский маль­чик. (15)Он удив­ля­ет­ся тому, что можно спра­ши­вать о том, кто это я. (16)Он удив­ля­ет­ся по­то­му, что чув­ству­ет в себе то еди­ное ду­хов­ное су­ще­ство, ко­то­рое одно во всех, и по­то­му удив­ля­ет­ся тому, что можно спра­ши­вать о том, что долж­но быть из­вест­но вся­ко­му.

(17)Го­во­рить, что то, что мы на­зы­ва­ем собою, есть толь­ко тело, что и мой разум, и моя душа, и моя лю­бовь  — всё толь­ко от тела,  — го­во­рить так всё равно, что го­во­рить, что то, что мы на­зы­ва­ем нашим телом, есть толь­ко та пища, ко­то­рой пи­та­ет­ся тело. (18)Прав­да, что тело моё  — это толь­ко пе­ре­де­лан­ная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело моё не пища. (19)Пища  — это то, что нужно для жизни тела, но не тело.

(20)То же и про душу. (21)Прав­да, что без моего тела не было бы того, что я на­зы­ваю душой, но всё-таки душа моя не тело.(22)Тело толь­ко нужно для души, но тело не душа. (23)Не было бы души, я бы и не знал, что такое моё тело.

(24)На­ча­ло жизни не в теле, а в душе.

(25)В каж­дом че­ло­ве­ке живут два че­ло­ве­ка: один сле­пой, те­лес­ный, а дру­гой зря­чий, ду­хов­ный. (26)Один  — сле­пой че­ло­век  — ест, пьёт, ра­бо­та­ет, от­ды­ха­ет, пло­дит­ся и де­ла­ет всё это, как заведённые часы. (27)Дру­гой  — зря­чий, ду­хов­ный че­ло­век  — сам ни­че­го не де­ла­ет, а толь­ко одоб­ря­ет или не одоб­ря­ет то, что де­ла­ет сле­пой, жи­вот­ный че­ло­век.

(28)Зря­чую, ду­хов­ную часть че­ло­ве­ка на­зы­ва­ют со­ве­стью. (29)Эта ду­хов­ная часть че­ло­ве­ка, со­весть, дей­ству­ет так же, как стрел­ка ком­па­са. (30)Стрел­ка ком­па­са дви­га­ет­ся с места толь­ко тогда, когда тот, кто несёт её, схо­дит с того пути, ко­то­рый она по­ка­зы­ва­ет. (31)То же и с со­ве­стью: она мол­чит, пока че­ло­век де­ла­ет то, что долж­но. (32)Но стоит че­ло­ве­ку сойти с на­сто­я­ще­го пути, и со­весть по­ка­зы­ва­ет че­ло­ве­ку, куда и на­сколь­ко он сбил­ся.

(33)Когда мы слы­шим про то, что че­ло­век сде­лал что-ни­будь дур­ное, мы го­во­рим: со­ве­сти у него нет.

(34)Что же такое со­весть?

(35)Со­весть  — это голос того еди­но­го ду­хов­но­го су­ще­ства, ко­то­рое живёт во всех.

(36)Со­весть  — это со­зна­ние того ду­хов­но­го су­ще­ства, ко­то­рое живёт во всех людях. (37)И толь­ко тогда, когда она такое со­зна­ние, она вер­ный ру­ко­во­ди­тель жизни людей. (38)А то часто люди счи­та­ют за со­весть не со­зна­ние этого ду­хов­но­го су­ще­ства, а то, что счи­та­ет­ся хо­ро­шим или дур­ным теми лю­дь­ми, с ко­то­ры­ми они живут.

(39)Голос стра­стей может быть гром­че го­ло­са со­ве­сти, но голос стра­стей со­всем дру­гой, чем тот спо­кой­ный и упор­ный голос, ко­то­рым го­во­рит со­весть. (40)И как ни гром­ко кри­чат стра­сти, они всё-таки ро­бе­ют перед тихим, спо­кой­ным и упор­ным го­ло­сом со­ве­сти. (41)Го­ло­сом этим го­во­рит то веч­ное, что живёт в че­ло­ве­ке.

(42)Фи­ло­соф И. Кант го­во­рил, что две вещи боль­ше всего удив­ля­ют его. (43)Одно  — это звёзды на небе, а дру­гое  — это закон добра в душе че­ло­ве­ка.

(44)Ис­тин­ное доб­рое в тебе самом, в твоей душе!

(По Л. Н. Тол­сто­му*)

* Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой (1828—1910)  — все­мир­но из­вест­ный рус­ский пи­са­тель, мыс­ли­тель и про­све­ти­тель.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По мне­нию ав­то­ра, на­ча­ло жизни не в душе, а в теле.

2)  Фи­ло­со­фа И. Канта удив­ля­ли две вещи: звёздное небо над го­ло­вой и нрав­ствен­ный закон в душе че­ло­ве­ка.

3)  С точки зре­ния ав­то­ра, о че­ло­ве­ке обыч­но го­во­рят, что у него нет со­ве­сти, тогда, когда он ещё не со­вер­шил дур­ной по­сту­пок.

4)  Со­весть, как по­ла­га­ет автор, это зря­чая, ду­хов­ная часть че­ло­ве­ка.

5)  Автор счи­та­ет, что со­весть на­пря­мую за­ви­сит от того, ка­ко­го мне­ния о по­ступ­ке при­дер­жи­ва­ют­ся люди, с ко­то­ры­ми живёт че­ло­век.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  По мне­нию ав­то­ра, на­ча­ло жизни не в душе, а в теле.  — опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №24.

2)  Фи­ло­со­фа И. Канта удив­ля­ли две вещи: звёздное небо над го­ло­вой и нрав­ствен­ный закон в душе че­ло­ве­ка.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №43;

3)  С точки зре­ния ав­то­ра, о че­ло­ве­ке обыч­но го­во­рят, что у него нет со­ве­сти, тогда, когда он ещё не со­вер­шил дур­ной по­сту­пок.  — опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №33.

4)  Со­весть, как по­ла­га­ет автор, это зря­чая, ду­хов­ная часть че­ло­ве­ка.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №28;

5)  Автор счи­та­ет, что со­весть на­пря­мую за­ви­сит от того, ка­ко­го мне­ния о по­ступ­ке при­дер­жи­ва­ют­ся люди, с ко­то­ры­ми живёт че­ло­век.  — опро­вер­га­ет­ся пред­ло­же­ни­ем №38.

 

Ответ: 24.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (1).
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 198BF9; 2 (1F5E55)
1
Тип 24 № 51113
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 6–⁠8 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 16 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 15.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 17–⁠19 пред­став­ле­но опи­са­ние.

4)  Пред­ло­же­ния 26, 27 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 25.

5)  Пред­ло­же­ния 35, 36 со­дер­жат от­ве­ты на во­прос, за­дан­ный в пред­ло­же­нии 34.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (1).

2
Тип 25 № 51114
i

Из пред­ло­же­ний 9–16 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (1).

3
Тип 26 № 51115
i

Среди пред­ло­же­ний 39–⁠44 най­ди­те такое⁠(-ие), ко­то­рое⁠(-ые) свя­за­но⁠(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью лек­си­че­ско­го по­вто­ра и ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер⁠(-а) этого⁠(-их) пред­ло­же­ния⁠(-ий).

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (1).

4
Тип 27 № 55420
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Как свя­за­ны со­весть и душа?»

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 51116
i

«Ре­че­вая ма­не­ра Л. Н. Тол­сто­го от­ли­ча­ет­ся остро­той и пуб­ли­ци­стич­но­стью. Ав­то­ром часто ис­поль­зу­ют­ся приёмы  — (А)__________ (пред­ло­же­ния 1–5, 9–13) и (Б)__________ (пред­ло­же­ния 35–36). При этом об­раз­ность речи при­да­ют тропы  — (В)__________ («го­во­рит со­весть» в пред­ло­же­нии 39, «кри­чат стра­сти» в пред­ло­же­нии 40) и (Г)__________ («как заведённые часы» в пред­ло­же­нии 26, «как стрел­ка ком­па­са» в пред­ло­же­нии 29)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

2)  ри­то­ри­че­ские во­про­сы

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  си­но­ни­мы

5)  срав­не­ние

6)  слож­ные пред­ло­же­ния с раз­ны­ми ви­да­ми связи

7)  ли­то­та

8)  оли­це­тво­ре­ние

9)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (1).

6
Тип Д27 C27 № 52784
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). По­яс­ни­те зна­че­ние каж­до­го при­ме­ра и ука­жи­те смыс­ло­вую связь между ними.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2021 (1).