Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 26 № 51135
i

(1)Над пись­мен­ным сто­лом висит фо­то­гра­фия отца: он без шапки, се­до­ва­тые во­ло­сы вьют­ся буйно и мо­ло­до над ши­ро­ким лбом, а глаза чуть при­щу­ре­ны, улы­ба­ют­ся на­смеш­ли­во и про­ни­ца­тель­но, всё видя, всё по­ни­мая… (2)Глаза у отца были тёмно синие, а на фо­то­гра­фии они со­всем чёрные, южные, очень живые.

(3)Ста­рые зна­ко­мые часто го­во­рят ма­те­ри:

− Дима стал очень похож на отца. (4)Вы­ли­тый Пётр Ан­дре­евич!

(5)Ва­ди­му при­ят­но это слы­шать: ему хо­чет­ся быть по­хо­жим на отца. (6)А Вера Фа­де­ев­на, улы­ба­ясь груст­но и сдер­жан­но, от­ве­ча­ет:

− Да, много об­ще­го есть…

(7)Отец погиб в на­ча­ле войны, в де­каб­ре сорок пер­во­го года. (8)Это была его тре­тья война, хотя про­фес­сия у отца была самая мир­ная − учи­тель. (9)По­след­ние пят­на­дцать лет он ра­бо­тал ди­рек­то­ром школы. (10)И‚ когда отец вме­сте с дру­ги­ми опол­чен­ца­ми уез­жал на фронт − это было в июле, на Бе­ло­рус­ском вок­за­ле, − про­во­жать его при­шло много учи­те­лей и школь­ной молодёжи. (11)Они сто­я­ли во­круг отца шум­ной, тес­ной тол­пой, го­во­ри­ли, пе­ре­би­вая друг друга, тёплые про­щаль­ные слова, а завуч, се­день­кая ста­руш­ка в очках, даже всплак­ну­ла, и отцу при­ш­лось уте­шать её.

(12)Сам он был спо­ко­ен, го­во­рил шут­ли­во:

− Я же с нем­ца­ми тре­тий раз встре­ча­юсь. (13)Тре­тий раз не страш­но…

(14)Ва­ди­му не­при­выч­но и стран­но было ви­деть отца в тяжёлых сол­дат­ских са­по­гах, со скат­кой ши­не­ли на плече, в пи­лот­ке. (15)Про­ща­ясь с Ва­ди­мом, отец ска­зал:

− Глав­ное − креп­ко ве­рить, сынок. (16)Это самое глав­ное в жизни. (17)Креп­ко ве­рить − зна­чит на­по­ло­ви­ну по­бе­дить. − (18)И, силь­но, по-муж­ски, сжав руку Ва­ди­ма, до­ба­вил впол­го­ло­са: − Мать бе­ре­ги! (19)Ты, брат, глава семьи те­перь, опора…

(20)Когда воз­вра­ща­лись с вок­за­ла, Вадим пер­вый раз взял маму под руку. (21)Всю до­ро­гу мол­чал. (22)Он думал о сло­вах отца: «Ты те­перь глава семьи, опора». (23)Зна­чит, он уже не маль­чик, а глава семьи, отец по­ру­чил ему бе­речь мать. (24)Отец и рань­ше, уез­жая в ко­ман­ди­ров­ку, го­во­рил Ва­ди­му на­ро­чи­то гром­ким и стро­гим го­ло­сом: «Смот­ри − маму бе­ре­ги!» (25)Се­год­ня он это же ска­зал тихо и на­звал маму не­обыч­но су­ро­во − мать… (26)Да, те­перь начнётся для Ва­ди­ма новая жизнь, пол­ная забот и от­вет­ствен­но­сти. (27)И Вадим раз­ду­мы­вал: когда же и с чего имен­но на­чи­нать ему эту новую жизнь?

(28)А на сле­ду­ю­щей не­де­ле «глава семьи» тай­ком от семьи пошёл в во­ен­ко­мат и по­про­сил­ся на фронт. (29)Ему от­ка­за­ли, так как у него ещё не было пас­пор­та, никто не по­ве­рил его сло­вам, что ему уже сем­на­дцать лет. (30)Об этой не­удач­ной по­пыт­ке он не ска­зал ни­ко­му.

(31)На­сту­пил сен­тябрь. (32)Вадим дол­жен был бы за­кан­чи­вать в этом году де­ся­тый класс. (33)Но за­ня­тий всё не было. (34)Он по­сту­пил в молодёжную по­жар­ную ко­ман­ду и два ме­ся­ца тру­дил­ся: ночью стоял на де­жур­стве, тушил за­жи­гал­ки, ловил ра­кет­чи­ков, а днём ра­бо­тал вме­сте со всей ко­ман­дой на дро­вя­ном скла­де, на раз­ных вок­за­лах, чаще всего на реч­ном − раз­гру­жал баржи с бо­е­при­па­са­ми. (35)Спать при­хо­ди­лось мало.

(36)Стоя осен­ней ночью у чер­дач­но­го окна в каком-ни­будь доме на По­лян­ке или на Ко­ро­вьем валу, глядя на вспыш­ки зе­ни­ток в небе и мгно­вен­но воз­ни­ка­ю­щие ро­зо­вые нити трас­си­ру­ю­щих пуль, Вадим про­ни­кал­ся новым ощу­ще­ни­ем: он был уже опо­рой не толь­ко семьи, но и всей своей улицы, всего рай­о­на, де­сят­ков, сотен семей, не­ви­ди­мо спя­щих или бодр­ству­ю­щих в кро­меш­ном мраке за­темнённого го­ро­да. (37)Он от­ве­чал за жизни тысяч людей, за це­лость их домов. (38)Позже, на фрон­те, это чув­ство от­вет­ствен­но­сти ещё боль­ше укре­пи­лось в нём, и уже не улица, не город, а вся стра­на, ка­за­лось ему, сто­я­ла за его спи­ной, и он был её опо­рой и от­ве­чал за её судь­бу.

(39)Вадим попал на фронт в тот ве­ли­кий год, когда со­кру­ши­тель­ные удары от­бра­сы­ва­ли врага всё даль­ше на запад. (40)Вадим участ­во­вал в раз­гро­ме гит­ле­ров­цев под Кор­су­нью и в ав­гу­стов­ском на­ступ­ле­нии под Яс­са­ми. (41)Стре­ми­тель­ный марш на Бу­ха­рест и потом через Тран­силь­ван­ские Альпы в Вен­грию, битва за Бу­да­пешт и кро­во­про­лит­ные бои у озера Ба­ла­тон, взя­тие Вены и осво­бож­де­ние Праги − вот путь, ко­то­рый прошёл Вадим со своим тан­ком по Ев­ро­пе.

(42)После по­бе­ды над Гер­ма­ни­ей тан­ко­вый полк, в ко­то­ром слу­жил Вадим, пе­ре­бро­си­ли на Даль­ний Во­сток. (43)На­ча­лась война с Япо­ни­ей − труд­ней­ший марш через без­вод­ную, сожжённую солн­цем пу­сты­ню и Хин­ган­ские горы, бои с са­му­рай­ски­ми бан­да­ми в Мань­чжу­рии и, на­ко­нец, Порт-Артур. (44)На краю ма­те­ри­ка, в го­ро­де рус­ской славы, за­вер­ши­ла Со­вет­ская Армия по­бе­до­нос­ный путь.

(45)Два во­ен­ных года за­ка­ли­ли Ва­ди­ма, на­учи­ли его раз­би­рать­ся в людях, на­учи­ли сме­ло­сти − быть силь­нее сво­е­го стра­ха. (46)Они по­ка­за­ли ему, на что спо­со­бен он, Вадим Белов. (47)На войне он на­учил­ся мно­го­му из того, что было не­об­хо­ди­мо не толь­ко для войны, но и про­сто для жизни. (48)На войне он уви­дел свой народ, узнал его стрем­ле­ния и ха­рак­тер и понял, что это его соб­ствен­ный ха­рак­тер, соб­ствен­ные стрем­ле­ния.

(По Ю. В. Три­фо­но­ву*)

* Юрий Ва­лен­ти­но­вич Три­фо­нов (1925—1981)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель.

Среди пред­ло­же­ний 3–11 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ука­зан­ное сред­ство связи есть между пред­ло­же­ни­я­ми 10 и 11.

(10)И‚ когда отец вме­сте с дру­ги­ми опол­чен­ца­ми уез­жал на фронт − это было в июле, на Бе­ло­рус­ском вок­за­ле, − про­во­жать его при­шло много учи­те­лей и школь­ной молодёжи. (11)Они сто­я­ли во­круг отца шум­ной, тес­ной тол­пой, го­во­ри­ли, пе­ре­би­вая друг друга, тёплые про­щаль­ные слова, а завуч, се­день­кая ста­руш­ка в очках, даже всплак­ну­ла, и отцу при­ш­лось уте­шать её.

 

Лич­ное ме­сто­име­ние «они» (предл. 11) за­ме­ня­ет вы­де­лен­ные имена сущ. из предл. 10. Слово «отец» упо­треб­ле­но в раз­ных па­де­жах.

В пред­ло­же­нии (8)Это была его тре­тья война слово «его» яв­ля­ет­ся при­тя­жа­тель­ным, а не лич­ным ме­сто­име­ни­ем, по­это­му 8-е пред­ло­же­ние от­ве­том быть не может.

Не может быть от­ве­том и пред­ло­же­ние 9. В нём нет формы слова, толь­ко ме­сто­име­ние.

 

 

Ответ: 11.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2019 (2).
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 26 ЕГЭ. Ло­ги­ко-смыс­ло­вые от­но­ше­ния между пред­ло­же­ни­я­ми (фраг­мен­та­ми) тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 26 ЕГЭ: ЛО­ГИ­КО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ МЕЖДУ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИ­Я­МИ В ТЕК­СТЕ

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты:

  • Ло­ги­ко-смыс­ло­вые от­но­ше­ния между пред­ло­же­ни­я­ми в тек­сте.

Не­об­хо­ди­мый ма­те­ри­ал по теме:

 

Усло­вие (за­да­ние банка ФИПИ):

Среди пред­ло­же­ний 11-18 най­ди­те такое (ие) , ко­то­рое (ые) свя­за­но(ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, на­ре­чия и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(а) пред­ло­же­ния(ий).

 

В за­ви­си­мо­сти от усло­вия в ответ за­пи­сы­ва­ют­ся номер или но­ме­ра пред­ло­же­ния(ий) без про­бе­лов и зна­ков пре­пи­на­ния, на­при­мер, 1218. По­ря­док за­пи­си но­ме­ров не имеет зна­че­ния.

 

Ком­мен­та­рий:

Для вы­пол­не­ний за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны уметь:

  • опре­де­лять са­мо­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи и их формы по зна­че­нию и ос­нов­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам;
  • рас­по­зна­вать ме­сто­име­ния, на­ре­чия раз­ных лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ских раз­ря­дов и их мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки; раз­ли­чать слова ка­те­го­рии со­сто­я­ния и на­ре­чия;
  • рас­по­зна­вать пред­ло­ги, ча­сти­цы и союзы раз­ных раз­ря­дов;
  • опре­де­лять роль ча­стей речи в тек­сте с точки зре­ния их ис­поль­зо­ва­ния как средств связи слов, ча­стей пред­ло­же­ния, пред­ло­же­ний в струк­ту­ре тек­ста, аб­за­цев.

 

В 2024 году к этому за­да­нию ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

При вы­пол­не­нии за­да­ния не­об­хо­ди­мо учесть ос­нов­ные под­хо­ды к его раз­ра­бот­ке:

  1. Пер­вое пред­ло­же­ние в ука­зан­ном в за­да­нии диа­па­зо­не не может войти в пра­виль­ный ответ. Оно нужно лишь для того, чтобы уста­но­вить связь по­сле­ду­ю­ще­го пред­ло­же­ния с дан­ным пред­ло­же­ни­ем.
  2. По­ка­зать ком­мен­та­рий РЕШУ

     

    Пом­ни­те, что преды­ду­щее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким об­ра­зом, если ука­зан про­ме­жу­ток 11-18, то ис­ко­мое пред­ло­же­ние на­хо­дит­ся в пре­де­лах, обо­зна­чен­ных в за­да­нии, и вер­ным НЕ может быть ответ 11, даже если это пред­ло­же­ние свя­за­но с 10-м теми сред­ства­ми, ко­то­рые ука­за­ны в за­да­нии

     

  3. Пред­по­ла­га­ет­ся, что при ука­за­нии средств связи в этом за­да­нии ЕГЭ по рус­ско­му языку каж­дое сред­ство связи за­креп­ля­ет­ся за от­дель­ным сло­вом.
  4.  

  5. Как пра­ви­ло, за­да­ние тре­бу­ет от­сле­дить связь по­сле­ду­ю­ще­го пред­ло­же­ния с преды­ду­щим. Од­на­ко ино­гда встре­ча­ет­ся фор­му­ли­ров­ка «с преды­ду­щи­ми».
  6.  

  7. Очень важно: в пра­виль­ном от­ве­те ука­зы­ва­ет­ся(-ются) толь­ко номер(а) пред­ло­же­ний, ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим(и). Номер(а) же преды­ду­ще­го(-их) пред­ло­же­ния(-ний) не фик­си­ру­ет­ся(-ются). В про­тив­ном слу­чае ответ будет при­знан не­пра­виль­ным.
  8.  

  9. Пра­виль­ный ответ «по умол­ча­нию», апри­о­ри под­ра­зу­ме­ва­ет на­ли­чие толь­ко ука­зан­ных в за­да­нии средств связи и от­сут­ствие иных средств связи. На­при­мер, при вы­пол­не­нии за­да­ния

    Среди пред­ло­же­ний 38–43 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи си­но­ни­мов и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий) на ос­но­ве сле­ду­ю­ще­го тек­ста

    (38) Зачем нужен страх с био­ло­ги­че­ской точки зре­ния, по­нят­но  — сра­ба­ты­ва­ет ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния. (39) Но страх не­об­хо­дим и для раз­ви­тия лич­но­сти. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что по­беж­дать. (41) Сме­лость   — это не бес­стра­шие, а уме­ние по­беж­дать ами­гда­лу. ( 42)Тру­сость  — на­о­бо­рот. (43) Когда ами­гда­ла по­беж­да­ет тебя.

    пра­виль­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся толь­ко пред­ло­же­ние 40, по­сколь­ку в пред­ло­же­нии 39, кроме си­но­ни­мов и лек­си­че­ско­го по­вто­ра, при­сут­ству­ет ещё и союз как сред­ство связи.

  10.  

    По­ка­зать ком­мен­та­рий РЕШУ

     

    Си­но­ни­мы: «нужен» «не­об­хо­дим», по­втор слово «страх»

     

     

  11. При этом такие сред­ства связи, как един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла, слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы, син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, в за­да­нии не рас­смат­ри­ва­ют­ся / не учи­ты­ва­ют­ся.
  12.  

  13. В рам­ках за­да­ния ЕГЭ по рус­ско­му языку чётко раз­во­дят­ся сле­ду­ю­щие по­ня­тия: лек­си­че­ский по­втор как по­втор слова в аб­со­лют­но оди­на­ко­вой форме (мама  — мама; он  — он) и ис­поль­зо­ва­ние форм(ы) слов(а) как сред­ства связи (мама  — маму; они  — они). По­вто­ря­ю­ще­е­ся слово долж­но вы­сту­пать имен­но как сред­ство связи.
  14.  

  15. В ос­но­ве лек­си­че­ско­го по­вто­ра ‒ ис­поль­зо­ва­ние слов толь­ко са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи, вклю­чая ме­сто­име­ния (они – они).
  16.  

  17. При этом гла­го­лы, при­ча­стия и де­е­при­ча­стия в силу не­од­но­знач­ной трак­тов­ки яв­ле­ний (од­но­ко­рен­ные слова или формы од­но­го и того же слова) в за­да­нии не ис­поль­зу­ют­ся.

    На­при­мер: пи­лить  — пи­ля­щий; рас­ко­лоть  — рас­ко­ло­тый; спи­лив­ший  — спи­лен­ный; рас­пи­лить  — рас­пи­лив.

  18.  

  19. «Он» и «они» яв­ля­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми, а не фор­ма­ми од­но­го и того же слова.
  20.  

  21. Учи­ты­ва­ет­ся яв­ле­ние грам­ма­ти­че­ских ва­ри­ан­тов. На­при­мер, её – (у) неё, ею – ей. Такие сло­во­упо­треб­ле­ния также счи­та­ют­ся лек­си­че­ским по­вто­ром при усло­вии, что оба ме­сто­име­ния от­не­се­ны к од­но­му и тому же лицу.
  22.  

  23. Слово «им» может быть мор­фо­ло­ги­че­ским омо­ни­мом. На­при­мер, дан фраг­мент тек­ста:

    И к за­ко­нам этим надо при­слу­ши­вать­ся, к ним можно при­спо­со­бить­ся, в их живой поток надо войти, по­ви­ну­ясь им, но не тре­буя от них по­ви­но­ве­ния... А когда он на­ста­нет, этот ра­дост­ный миг жизни, надо его бе­речь, ограж­дать, лю­бить; всё за­быть и жить им одним, как за­мкну­тым, крат­ко­вре­мен­ным, но пре­лест­ным ми­ро­зда­ньи­цем...

    По­втор «им» в дан­ном кон­тек­сте яв­ля­ет­ся фор­маль­ным по­вто­ром оди­на­ко­во зву­ча­щих слов. В одном пред­ло­же­нии «им» вы­сту­па­ет как па­деж­ная форма лич­но­го ме­сто­име­ния «они», а в дру­гом  — как па­деж­ная форма лич­но­го ме­сто­име­ния «он». То же самое ка­са­ет­ся слов «ним» и «им». Это не формы од­но­го и того же слова, так как слова в кон­тек­сте раз­ные, сле­до­ва­тель­но, они не иг­ра­ют роли средств связи пред­ло­же­ний в тек­сте.

  24.  

  25. Очень важно: лич­ное ме­сто­име­ние толь­ко тогда яв­ля­ет­ся сред­ством связи, когда за­ме­ня­ет су­ще­стви­тель­ное из преды­ду­ще­го пред­ло­же­ния.

    На­при­мер, во фраг­мен­те,

    (5) В самом деле, где же эта шка­тул­ка и ле­жа­щие в ней ты­ся­чи? (6) Её, пред­ставь­те себе, не было! (7) Да, да, её-то одной толь­ко и не было ни в ком­на­тах между внесёнными ве­ща­ми, ни в по­воз­ке – сло­вом, нигде…

    пра­виль­ным от­ве­том будет толь­ко пред­ло­же­ние 6. В пред­ло­же­нии 7 слово «её» вы­сту­па­ет в ка­че­стве лек­си­че­ско­го по­вто­ра.

    При­ведём ещё один при­мер:

    (1) Вот и всё объ­яс­не­ние. (2) Для меня лично оно ос­но­ва­тель­но. (3) В меру воз­мож­но­стей сле­дую ему, по­ни­мая свою малую силу.

    Пра­виль­ный ответ  — толь­ко пред­ло­же­ние 2. А пред­ло­же­ние 3 свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи та­ко­го сред­ства, как форма од­но­го и того же слова.

  26.  

  27. При­тя­жа­тель­ное ме­сто­име­ние может за­ме­нить либо имя су­ще­стви­тель­ное, либо дру­гое лич­ное ме­сто­име­ние. На­при­мер, во фраг­мен­те

    (11) Юрий Вик­то­ро­вич Под­лип­чук школь­ных учеб­ни­ков не при­зна­вал. (12) Учи­лись мы по кон­спек­там его вдох­но­вен­ных лек­ций, ко­то­рые то­роп­ли­во за­пи­сы­ва­ли не­уме­лой рукой (всё-таки не сту­ден­ты, де­вя­тый класс). (13) Ещё счи­та­лось важ­ным знать тек­сты, то есть соб­ствен­но ли­те­ра­ту­ру (при этом До­сто­ев­ский, на­при­мер, тре­бо­вал­ся почти весь, вплоть до «Бра­тьев Ка­ра­ма­зо­вых»). (14) Сей­час уже не вспом­нить всего, что он го­во­рил и как объ­яс­нял, какие имена по­пут­но всплы­ва­ли. (15) Его эру­ди­ция и на­чи­тан­ность были фе­но­ме­наль­ны

    пра­виль­ным от­ве­том будут пред­ло­же­ния 12 и 15.

  28.  

    По­ка­зать ком­мен­та­рий РЕШУ

     

    в 12-м при­тя­жа­тель­ное ме­сто­име­ние «его» (лек­ций) (чьи? Юрия Пет­ро­ви­ча из 12-го); в 15-м снова чья на­чи­тан­ность? «его» (за­ме­ня­ет ме­сто­име­ние он в 14 пред­ло­же­нии). Если труд­но по­нять раз­ни­цу между при­тя­жа­тель­ным и лич­ным ме­сто­име­ни­я­ми, по­чи­тай­те Ме­сто­име­ние как часть речи

     

    Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Кон­текст­ные си­но­ни­мы и ан­то­ни­мы  — это, как пра­ви­ло, слова одной и той же части речи, но не все­гда в одной и той же форме. Ис­клю­че­ния могут со­став­лять ме­сто­име­ния, пе­ри­фра­зы, фра­зео­ло­гиз­мы, со­от­но­си­мые со сло­ва­ми опре­делённой части речи.

     

    Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Кон­текст­ны­ми си­но­ни­ма­ми могут быть и имена соб­ствен­ные. На­при­мер, «Вася» и «Кор­жик» (клич­ка Васи).

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 5B7804; 4 (F661C6)
1
Тип 23 № 51132
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Отец Ва­ди­ма Бе­ло­ва‚ учи­тель и ди­рек­тор школы‚ погиб на фрон­те в 1941 году.

2)  Вадим про­сил­ся на фронт‚ но ему от­ка­за­ли и от­пра­ви­ли в по­жар­ную ко­ман­ду‚ где Вадим от­слу­жил более двух лет.

3)  Думая о сло­вах отца, ска­зан­ных на про­ща­ние, Вадим раз­мыш­лял, с чего ему нужно на­чать новую жизнь.

4)  Пе­хот­ный полк, в ко­то­ром слу­жил Вадим, при взя­тии и осво­бож­де­нии го­ро­дов про­хо­дил мар­шем по их глав­ным ули­цам.

5)  Вадим Белов участ­во­вал в бо­е­вых дей­стви­ях по осво­бож­де­нию Ев­ро­пы и Даль­не­го Во­сто­ка.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2019 (2).

2
Тип 24 № 51133
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1, 2 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­нии 11 со­дер­жит­ся опи­са­ние дей­ствий.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 20, 21 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 37 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 36.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 45–47 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2019 (2).

3
Тип 25 № 51134
i

Из пред­ло­же­ний 31–35 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2019 (2).

4
Тип 27 № 55424
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Как война вли­я­ла на фор­ми­ро­ва­ние ха­рак­те­ров?»

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


5
Тип Д28 № 51136
i

«В цен­тре ху­до­же­ствен­но­го тек­ста Ю. В. Три­фо­но­ва – во­ен­ное время и судь­ба скром­но­го, упор­но­го, всего до­би­ва­ю­ще­го­ся нелёгким кро­пот­ли­вым тру­дом Ва­ди­ма Бе­ло­ва. Пе­ре­дать своё от­но­ше­ние ко вре­ме­ни и к пер­со­на­жу ав­то­ру по­мо­га­ют тропы: (А)__________ («это чув­ство от­вет­ствен­но­сти ещё боль­ше укре­пи­лось в нём, и уже не улица, не город, а вся стра­на, ка­за­лось ему, сто­я­ла за его спи­ной, и он был её опо­рой и от­ве­чал за её судь­бу» в пред­ло­же­нии 38) и (Б)__________ («ве­ли­кий год» в пред­ло­же­нии 39, «по­бе­до­нос­ный путь» в пред­ло­же­нии 44). Чтобы по­ка­зать из­ме­не­ния в ми­ро­вос­при­я­тии сво­е­го героя, пи­са­тель ис­поль­зу­ет такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (В)__________ (пред­ло­же­ния 36–38), и такой приём, как (Г)__________ («креп­ко ве­рить» в пред­ло­же­ни­ях 15 и 17, «глава семьи» в пред­ло­же­ни­ях 19, 22 и 23 «стрем­ле­ния» и «ха­рак­тер» в пред­ло­же­нии 48)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  пар­цел­ля­ция

3)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  развёрну­тая ме­та­фо­ра

5)  срав­не­ние

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  иро­ния

9)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2019 (2).

6
Тип Д27 C27 № 52788
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий по­яс­не­ния к двум при­ме­рам-ил­лю­стра­ци­ям из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Про­ана­ли­зи­руй­те ука­зан­ную смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Ос­нов­ная волна ЕГЭ 2019 (2).