Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 54873
i

(1)В первую оче­редь Пе­ла­гея схо­ди­ла в тёмную, без света, бо­ко­вуш­ку, вы­нес­ла не­боль­шую рамку с фо­то­гра­фи­я­ми. (2)Она дро­жа­щи­ми паль­ца­ми по­тро­га­ла стек­ло в том месте, где была встав­ле­на кро­шеч­ная фо­то­кар­точ­ка с угол­ком для пе­ча­ти. (3)На сним­ке про­смат­ри­ва­лись одни толь­ко глаза да ещё сол­дат­ская пи­лот­ка, косо си­дев­шая на стри­же­ной го­ло­ве. (4)Вот-вот ис­та­ют с этого ку­соч­ка бу­ма­ги по­след­ние че­ло­ве­че­ские черты, подёрнут­ся жёлтым налётом не­бы­тия. (5)И даже па­мять, быть может, всё труд­нее, всё не­вер­нее вос­кре­ша­ет далёкие, го­да­ми за­стлан­ные черты. (6)И вер­ным остаётся толь­ко ма­те­рин­ское серд­це.

(7)Хо­зяй­ка взяла со стола рамку, опять от­нес­ла её в тёмную бо­ко­вуш­ку и, во­ро­тясь, поды­то­жи­ла:

 

— Чет­ве­ро легло из на­ше­го дома. (8)А по де­рев­не так и не счесть. (9)Ез­ди­ла я года два назад по­ис­кать па­пи­ну мо­гил­ку. (10)Со­об­ща­ли, будто под Ве­ли­ки­ми Лу­ка­ми он. (11)Ну, по­еха­ла. (12)В во­ен­ко­ма­те даже район ука­за­ли.

 

(13)И верно, стоят там па­мят­ни­ки. (14)Дак под ко­то­рым наш-то? (15)Веч­ная слава, а кому  — не на­пи­са­но. (16)А может, и не под ко­то­рым. (17)А Лёша наш до сего дня без по­хо­рон­ной... (18)Одна мама всё на­де­ет­ся...

 

(19) Тут по­да­ла голос ста­ру­ха, тро­нув дядю Сашу за руку, по­про­си­ла:

— Сыг­рай, милый, сыг­рай.

 

(20) И, глядя вниз, на свои паль­цы, что уже ле­жа­ли на кла­па­нах, вы­ждав паузу, он объ­явил, раз­де­ляя слова:

— Шопен, со­на­та... номер... два...

 

(21) Пе­ла­гея, для ко­то­рой слова «со­на­та», «Шопен» озна­ча­ли про­сто му­зы­ку, а зна­чит и ве­се­лье, при пер­вых зву­ках вздрог­ну­ла, как от удара. (22)Она с рас­те­рян­ной улыб­кой по­ко­си­лась на ста­ру­ху, но та лишь при­кры­ла глаза и по­удоб­нее по­ло­жи­ла одна на дру­гую сухие руки.

 

(23)3вуки стра­да­ния тяжко би­лись, сто­на­ли в тес­ной гор­ни­це, уда­ря­лись о стены, об окон­ные, ис­пу­ган­но по­дра­ги­ва­ю­щие стёкла. (24)Когда была про­иг­ра­на ба­со­вая пар­тия, вски­ну­лись, сверк­нув, сразу три кор­не­та, на­пол­нив ком­на­ту не­утеш­ным взры­дом. (25)Ста­ру­ха, держа боль­шие тёмные руки на ко­ле­нях, си­де­ла не­по­движ­но и прямо. (26)Она слы­ша­ла всё и те­перь, уйдя, от­ре­шив­шись от дру­гих и от самой себя, затаённо и бла­гост­но вби­ра­ла эту скорбь и эту пе­чаль ра­не­ной души не­из­вест­но­го ей Шо­пе­на таким же из­ра­нен­ным серд­цем ма­те­ри.

 

(27) И дядя Саша вспом­нил, что имен­но об этой ве­ли­кой со­на­те кто- то, тоже ве­ли­кий, ска­зал, что скорбь в ней не по од­но­му толь­ко пав­ше­му герою.

 

(28) Боль та­ко­ва, будто пали воины все до еди­но­го и оста­лись лишь дети, жен­щи­ны и свя­щен­но­слу­жи­те­ли, го­рест­но скло­нив­шие го­ло­вы перед не­ис­чис­ли­мы­ми жерт­ва­ми...

 

(29) И как про­ли­ва­ет­ся по­след­ний дождь при умы­том солн­це уже без туч и тяжёлых рас­ка­тов грома, так и дядя Саша повёл потом ме­ло­дию на своём кор­не­те в тихом со­пут­ствии одних толь­ко те­но­ров: без ли­тавр, басов и ба­ра­ба­нов. (30)Это было то вы­со­кое се­реб­ря­ное соло, что, успо­ка­и­вая, зву­ча­ло и нежно, и тре­пет­но, и вы­пла­кан­но, и про­свет­лен­но. (31)Пе­чаль как бы ис­та­и­ва­ла, ис­ся­ка­ла, и, когда она ис­тон­чи­лась со­всем, за­вер­шив­шись как бы лёгким вздо­хом и об­ра­тись в ти­ши­ну, дядя Саша отнял от губ мунд­штук.

 

(32)Ста­ру­ха на­ко­нец вста­ла и по­ко­вы­ля­ла одна, шар­кая под­ши­ты­ми ва­лен­ка­ми.

— (33)Ну вот и ладно...  — про­го­во­ри­ла она.  — (34)Хо­ро­шо сыг­ра­ли... (35)Вот и про­во­ди­ли наших... (36)Спа­си­бо.

 

...(37)Му­зы­кан­ты шли к боль­ша­ку не­про­гляд­ным ноч­ным без­до­ро­жьем. (38)Всё так же сы­пал­ся и вы­зва­ни­вал на тру­бах хо­лод­ный не­ви­ди­мый дождь, всё так же вязли и разъ­ез­жа­лись мок­рые баш­ма­ки. (39)Шли молча, со­сре­до­то­чен­но, пе­ре­бра­сы­ва­ясь ред­ки­ми сло­ва­ми, и стар­шой слы­шал близ­ко, сразу же за собой, тяжёлое, упря­мое ды­ха­ние строя. (40)Как тогда, в сорок тре­тьем...

 

(По Е. Но­со­ву)

Ев­ге­ний Ива­но­вич Носов (1925—2002 гг.)  — рус­ский пи­са­тель, участ­ник Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  На ста­рой фо­то­гра­фии был изоб­ражён отец Пе­ла­геи.

2)  В па­мять о по­гиб­ших му­зы­кан­ты иг­ра­ли тра­ги­че­ски зву­ча­щую со­на­ту Шо­пе­на.

3)  В семье, о ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет автор, на войне по­гиб­ло чет­ве­ро, мо­ги­лы не­ко­то­рых не­из­вест­ны.

4)  Му­зы­кан­ты тоже во­е­ва­ли, по­это­му хо­ро­шо по­ни­ма­ли, какая му­зы­ка по­мо­жет людям пе­ре­жить по­те­рю близ­ких на войне.

5)  Ис­пол­не­ние со­на­ты за­вер­ши­лось гром­ки­ми зву­ка­ми ли­тавр и ба­ра­ба­нов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Найдём вер­ные утвер­жде­ния.

 

1)  На ста­рой фо­то­гра­фии был изоб­ражён отец Пе­ла­геи. Нет такой ин­фор­ма­ции.

2)  В па­мять о по­гиб­ших му­зы­кан­ты иг­ра­ли тра­ги­че­ски зву­ча­щую со­на­ту Шо­пе­на.

3)  В семье, о ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет автор, на войне по­гиб­ло чет­ве­ро, мо­ги­лы не­ко­то­рых не­из­вест­ны.

4)  Му­зы­кан­ты тоже во­е­ва­ли, по­это­му хо­ро­шо по­ни­ма­ли, какая му­зы­ка по­мо­жет людям пе­ре­жить по­те­рю близ­ких на войне. Нет такой ин­фор­ма­ции, из­вест­но, что во­е­вал лишь дядя Саша (пр. 39-40)

5)  Ис­пол­не­ние со­на­ты за­вер­ши­лось гром­ки­ми зву­ка­ми ли­тавр и ба­ра­ба­нов. Не­вер­но, со­на­та за­кон­чи­лась соль­ной игрой дяди Саши. (пр. 31)

 

Ответ: 23.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 24 № 9046
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­нии 3 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 5—6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 7—8 вклю­ча­ют опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 27—31 со­дер­жит­ся по­яс­не­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 35.

5)  Пред­ло­же­ния 37—39 со­дер­жат рас­суж­де­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

2
Тип 25 № 9047
i

Из пред­ло­же­ний 1—3 вы­пи­ши­те ОДИН фра­зео­ло­гизм.


3
Тип 26 № 9048
i

Среди пред­ло­же­ний 1—5 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 9049
i

«Сдер­жан­ная речь рас­сказ­чи­ка резко ме­ня­ет­ся в тот мо­мент, когда пе­ре­даётся впе­чат­ле­ние от му­зы­ки Шо­пе­на. Тогда в тек­сте по­яв­ля­ют­ся тропы: (А) _______ («звуки сто­на­ли» в пред­ло­же­нии 23), (Б) _______ («не­утеш­ным взры­дом» в пред­ло­же­нии 24), (В) _______ («будто пали воины все до еди­но­го и оста­лись лишь дети, жен­щи­ны и свя­щен­но­слу­жи­те­ли...» в пред­ло­же­нии 28). Ду­шев­ное со­сто­я­ние му­зы­кан­тов по­мо­га­ет пе­ре­дать син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г) _______ (в пред­ло­же­нии 39)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  лек­си­че­ский по­втор

2)  срав­не­ние

3)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

4)  фра­зео­ло­гиз­мы

5)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

6)  про­ти­во­по­став­ле­ние

7)  оли­це­тво­ре­ние

8)  эпи­тет

9)  диа­лог


5
Тип Д27 C27 № 9050
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.