Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д28 № 9049
i

(1)В первую оче­редь Пе­ла­гея схо­ди­ла в тёмную, без света, бо­ко­вуш­ку, вы­нес­ла не­боль­шую рамку с фо­то­гра­фи­я­ми. (2)Она дро­жа­щи­ми паль­ца­ми по­тро­га­ла стек­ло в том месте, где была встав­ле­на кро­шеч­ная фо­то­кар­точ­ка с угол­ком для пе­ча­ти. (3)На сним­ке про­смат­ри­ва­лись одни толь­ко глаза да ещё сол­дат­ская пи­лот­ка, косо си­дев­шая на стри­же­ной го­ло­ве. (4)Вот-вот ис­та­ют с этого ку­соч­ка бу­ма­ги по­след­ние че­ло­ве­че­ские черты, подёрнут­ся жёлтым налётом не­бы­тия. (5)И даже па­мять, быть может, всё труд­нее, всё не­вер­нее вос­кре­ша­ет далёкие, го­да­ми за­стлан­ные черты. (6)И вер­ным остаётся толь­ко ма­те­рин­ское серд­це.

(7)Хо­зяй­ка взяла со стола рамку, опять от­нес­ла её в тёмную бо­ко­вуш­ку и, во­ро­тясь, поды­то­жи­ла:

 

— Чет­ве­ро легло из на­ше­го дома. (8)А по де­рев­не так и не счесть. (9)Ез­ди­ла я года два назад по­ис­кать па­пи­ну мо­гил­ку. (10)Со­об­ща­ли, будто под Ве­ли­ки­ми Лу­ка­ми он. (11)Ну, по­еха­ла. (12)В во­ен­ко­ма­те даже район ука­за­ли.

 

(13)И верно, стоят там па­мят­ни­ки. (14)Дак под ко­то­рым наш-то? (15)Веч­ная слава, а кому  — не на­пи­са­но. (16)А может, и не под ко­то­рым. (17)А Лёша наш до сего дня без по­хо­рон­ной... (18)Одна мама всё на­де­ет­ся...

 

(19) Тут по­да­ла голос ста­ру­ха, тро­нув дядю Сашу за руку, по­про­си­ла:

— Сыг­рай, милый, сыг­рай.

 

(20) И, глядя вниз, на свои паль­цы, что уже ле­жа­ли на кла­па­нах, вы­ждав паузу, он объ­явил, раз­де­ляя слова:

— Шопен, со­на­та... номер... два...

 

(21) Пе­ла­гея, для ко­то­рой слова «со­на­та», «Шопен» озна­ча­ли про­сто му­зы­ку, а зна­чит и ве­се­лье, при пер­вых зву­ках вздрог­ну­ла, как от удара. (22)Она с рас­те­рян­ной улыб­кой по­ко­си­лась на ста­ру­ху, но та лишь при­кры­ла глаза и по­удоб­нее по­ло­жи­ла одна на дру­гую сухие руки.

 

(23)3вуки стра­да­ния тяжко би­лись, сто­на­ли в тес­ной гор­ни­це, уда­ря­лись о стены, об окон­ные, ис­пу­ган­но по­дра­ги­ва­ю­щие стёкла. (24)Когда была про­иг­ра­на ба­со­вая пар­тия, вски­ну­лись, сверк­нув, сразу три кор­не­та, на­пол­нив ком­на­ту не­утеш­ным взры­дом. (25)Ста­ру­ха, держа боль­шие тёмные руки на ко­ле­нях, си­де­ла не­по­движ­но и прямо. (26)Она слы­ша­ла всё и те­перь, уйдя, от­ре­шив­шись от дру­гих и от самой себя, затаённо и бла­гост­но вби­ра­ла эту скорбь и эту пе­чаль ра­не­ной души не­из­вест­но­го ей Шо­пе­на таким же из­ра­нен­ным серд­цем ма­те­ри.

 

(27) И дядя Саша вспом­нил, что имен­но об этой ве­ли­кой со­на­те кто- то, тоже ве­ли­кий, ска­зал, что скорбь в ней не по од­но­му толь­ко пав­ше­му герою.

 

(28) Боль та­ко­ва, будто пали воины все до еди­но­го и оста­лись лишь дети, жен­щи­ны и свя­щен­но­слу­жи­те­ли, го­рест­но скло­нив­шие го­ло­вы перед не­ис­чис­ли­мы­ми жерт­ва­ми...

 

(29) И как про­ли­ва­ет­ся по­след­ний дождь при умы­том солн­це уже без туч и тяжёлых рас­ка­тов грома, так и дядя Саша повёл потом ме­ло­дию на своём кор­не­те в тихом со­пут­ствии одних толь­ко те­но­ров: без ли­тавр, басов и ба­ра­ба­нов. (30)Это было то вы­со­кое се­реб­ря­ное соло, что, успо­ка­и­вая, зву­ча­ло и нежно, и тре­пет­но, и вы­пла­кан­но, и про­свет­лен­но. (31)Пе­чаль как бы ис­та­и­ва­ла, ис­ся­ка­ла, и, когда она ис­тон­чи­лась со­всем, за­вер­шив­шись как бы лёгким вздо­хом и об­ра­тись в ти­ши­ну, дядя Саша отнял от губ мунд­штук.

 

(32)Ста­ру­ха на­ко­нец вста­ла и по­ко­вы­ля­ла одна, шар­кая под­ши­ты­ми ва­лен­ка­ми.

— (33)Ну вот и ладно...  — про­го­во­ри­ла она.  — (34)Хо­ро­шо сыг­ра­ли... (35)Вот и про­во­ди­ли наших... (36)Спа­си­бо.

 

...(37)Му­зы­кан­ты шли к боль­ша­ку не­про­гляд­ным ноч­ным без­до­ро­жьем. (38)Всё так же сы­пал­ся и вы­зва­ни­вал на тру­бах хо­лод­ный не­ви­ди­мый дождь, всё так же вязли и разъ­ез­жа­лись мок­рые баш­ма­ки. (39)Шли молча, со­сре­до­то­чен­но, пе­ре­бра­сы­ва­ясь ред­ки­ми сло­ва­ми, и стар­шой слы­шал близ­ко, сразу же за собой, тяжёлое, упря­мое ды­ха­ние строя. (40)Как тогда, в сорок тре­тьем...

 

(По Е. Но­со­ву)

Ев­ге­ний Ива­но­вич Носов (1925—2002 гг.)  — рус­ский пи­са­тель, участ­ник Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

«Сдер­жан­ная речь рас­сказ­чи­ка резко ме­ня­ет­ся в тот мо­мент, когда пе­ре­даётся впе­чат­ле­ние от му­зы­ки Шо­пе­на. Тогда в тек­сте по­яв­ля­ют­ся тропы: (А) _______ («звуки сто­на­ли» в пред­ло­же­нии 23), (Б) _______ («не­утеш­ным взры­дом» в пред­ло­же­нии 24), (В) _______ («будто пали воины все до еди­но­го и оста­лись лишь дети, жен­щи­ны и свя­щен­но­слу­жи­те­ли...» в пред­ло­же­нии 28). Ду­шев­ное со­сто­я­ние му­зы­кан­тов по­мо­га­ет пе­ре­дать син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г) _______ (в пред­ло­же­нии 39)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  лек­си­че­ский по­втор

2)  срав­не­ние

3)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

4)  фра­зео­ло­гиз­мы

5)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

6)  про­ти­во­по­став­ле­ние

7)  оли­це­тво­ре­ние

8)  эпи­тет

9)  диа­лог

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

«Сдер­жан­ная речь рас­сказ­чи­ка резко ме­ня­ет­ся в тот мо­мент, когда пе­ре­даётся впе­чат­ле­ние от му­зы­ки Шо­пе­на. Тогда в тек­сте по­яв­ля­ют­ся тропы: (А) оли­це­тво­ре­ние («звуки сто­на­ли» в пред­ло­же­нии 23), (Б) эпи­те­ты(«не­утеш­ным взры­дом» в пред­ло­же­нии 24), (В) срав­не­ние («будто пали воины все до еди­но­го и оста­лись лишь дети, жен­щи­ны и свя­щен­но­слу­жи­те­ли...» в пред­ло­же­нии 28). Ду­шев­ное со­сто­я­ние му­зы­кан­тов по­мо­га­ет пе­ре­дать син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г) ряды од­но­род­ных чле­нов (в пред­ло­же­нии 39)».

7)  Оли­це­тво­ре­ние -на­де­ле­ние не­жи­во­го пред­ме­та при­зна­ка­ми жи­во­го су­ще­ства.

8)  Эпи­тет  — об­раз­ное опре­де­ле­ние.

2)  Срав­не­ние  — со­по­став­ле­ние пред­ме­тов, яв­ле­ний. Срав­не­ние при­со­еди­ня­ет­ся по­сред­ством со­ю­зов.

3)  Ряды од­но­род­ных чле­нов  — члены пред­ло­же­ния, от­ве­ча­ю­щие на один и тот же во­прос и от­но­ся­щи­е­ся к од­но­му и тому же слову.

Ответ:7823.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: вы­со­кая
Правило: 22 ЕГЭ. Ос­нов­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка

ЗА­ДА­НИЕ 22 ЕГЭ (вве­де­но в 2024-2025 уч.году): АНА­ЛИЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ

 

За­да­ние 26 на со­от­вет­ствие по теме изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств за­ме­не­но новым за­да­ни­ем 22, не преду­смат­ри­ва­ю­щим опоры на мак­ро­текст.

 

В 2024-2025 году к за­да­нию 22 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

За­да­ние 22 тре­бу­ет со­от­не­сти при­ме­ры тех или иных изоб­ра­зи­тель­но вы­ра­зи­тель­ных средств, взя­тые из по­э­ти­че­ских, про­за­и­че­ских и дру­гих тек­стов, с об­ще­при­ня­ты­ми в язы­ко­зна­нии на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств. При этом в левой ко­лон­ке, где при­ве­де­ны при­ме­ры, пред­став­ле­но пять пунк­тов, а в пра­вой ко­лон­ке, где пе­ре­чис­ле­ны на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, пред­став­ле­но де­вять пунк­тов, то есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­ре на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств в итоге долж­ны ока­зать­ся не­за­дей­ство­ван­ны­ми.

 

Ука­за­ния, ко­то­рые даёт ФИПИ уча­щим­ся:

 

1.  Ответ на за­да­ние 22 пред­став­ля­ет собой пять цифр, ко­то­рые долж­ны быть за­пи­са­ны в бланк от­ве­тов без про­бе­лов и за­пя­тых.

2.  По­ря­док за­пи­си сим­во­лов имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние.

3.  Пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния 22 оце­ни­ва­ет­ся 2 бал­ла­ми. За­да­ние счи­та­ет­ся вы­пол­нен­ным верно, если ответ за­пи­сан в той форме, ко­то­рая ука­за­на в ин­струк­ции по вы­пол­не­нию за­да­ния, и пол­но­стью сов­па­да­ет с эта­ло­ном от­ве­та: каж­дый сим­вол в от­ве­те стоит на своём месте, лиш­ние сим­во­лы в от­ве­те от­сут­ству­ют. За ответ на за­да­ние 22 вы­став­ля­ет­ся 1 балл, если на любых одной или двух по­зи­ци­ях от­ве­та за­пи­са­ны не те сим­во­лы, ко­то­рые пред­став­ле­ны в эта­ло­не от­ве­та. Во всех дру­гих слу­ча­ях вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов. Если ко­ли­че­ство сим­во­лов в от­ве­те боль­ше тре­бу­е­мо­го, вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов вне за­ви­си­мо­сти от того, были ли ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые сим­во­лы.

4.  В от­ве­те не долж­но быть по­вто­ря­ю­щих­ся цифр. Зна­чит, если в двух язы­ко­вых при­ме­рах при­сут­ству­ет, пред­по­ло­жим, ги­пер­бо­ла, не­об­хо­ди­мо в каж­дом слу­чае про­ана­ли­зи­ро­вать, какие ещё сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти встре­ча­ют­ся в этих при­ме­рах, и со­от­не­сти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти с пред­став­лен­ным спис­ком таким об­ра­зом, чтобы из­бе­жать по­вто­ря­ю­щих­ся цифр в от­ве­те.

5.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ряде слу­ча­ев от­дель­ные буквы, слова или вы­ра­же­ния в язы­ко­вых при­ме­рах мар­ки­ру­ют­ся (то есть вы­де­ля­ют­ся по­лу­жир­но и кур­си­вом, если речь идёт о сло­вах, или по­лу­жир­но и подчёрки­ва­ни­ем, если фик­си­ру­ют­ся от­дель­ные буквы, обо­зна­ча­ю­щие звуки). Для эк­за­ме­ну­е­мо­го это сиг­нал к тому, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать имен­но про­мар­ки­ро­ван­ные яв­ле­ния. Если мар­ки­ров­ка от­сут­ству­ет, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать весь пред­став­лен­ный фраг­мент.

6.  Все­гда мар­ки­ру­ют­ся ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция и ме­то­ни­мия. Сле­до­ва­тель­но, нель­зя при­знать, на­при­мер, ас­со­нан­сом то, что не про­мар­ки­ро­ва­но.

7.  Дру­гие яв­ле­ния мар­ки­ру­ют­ся по мере не­об­хо­ди­мо­сти.

8.  Ино­гда в ка­че­стве язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла ис­поль­зу­ют­ся пред­ло­же­ния с фра­зео­ло­гиз­мом. При этом вни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го долж­но быть со­сре­до­то­че­но на том сред­стве вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рое лежит в ос­но­ве дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

 

Тер­ми­ны, ко­то­рые будут ис­поль­зо­вать­ся в за­да­ни­ях:

 

Ко­ли­че­ство тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии  — 22.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства фо­не­ти­ки: ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства лек­си­ки: эпи­тет, ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, оли­це­тво­ре­ние, ги­пер­бо­ла, ли­то­та, срав­не­ние.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства син­так­си­са: син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, пар­цел­ля­ция, во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния, гра­да­ция, ин­вер­сия, лек­си­че­ский по­втор, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, ан­ти­те­за; ри­то­ри­че­ский во­прос, ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние, ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние; мно­го­со­ю­зие, бес­со­ю­зие.

 

Опре­де­ле­ния всех пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии 22, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми при­ме­ра­ми пред­став­ле­ны в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ по рус­ско­му языку»

Пе­рей­ти по ссыл­ке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

ИЛИ

ска­чать файл с на­ше­го сер­ве­ра ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

 

ФИПИ ин­фор­ми­ру­ет, что ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми клас­си­фи­ка­ции изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1) при­каз Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18.05.2023 № 371 «Об утвер­жде­нии фе­де­раль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»;

2) Уни­вер­саль­ный спра­воч­ник по рус­ско­му языку: Ор­фо­гра­фия. Пунк­ту­а­ция. Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка / Д.Э. Ро­зен­таль. – М.: Мир и Об­ра­зо­ва­ние, 2015;

3) учеб­ни­ки по рус­ско­му языку для 10–11 клас­сов в со­ста­ве дей­ству­ю­ще­го на дан­ный мо­мент фе­де­раль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, до­пу­щен­ных к ис­поль­зо­ва­нию при ре­а­ли­за­ции име­ю­щих го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­нов­но­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность;

4) Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка и ре­че­вые ошиб­ки и недочёты / под ред. А.П. Ско­во­род­ни­ко­ва. – 3-е изд., стер. – М.: Флин­та, 2011.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ана­лиз средств вы­ра­зи­тель­но­сти
1
Тип 23 № 54873
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  На ста­рой фо­то­гра­фии был изоб­ражён отец Пе­ла­геи.

2)  В па­мять о по­гиб­ших му­зы­кан­ты иг­ра­ли тра­ги­че­ски зву­ча­щую со­на­ту Шо­пе­на.

3)  В семье, о ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет автор, на войне по­гиб­ло чет­ве­ро, мо­ги­лы не­ко­то­рых не­из­вест­ны.

4)  Му­зы­кан­ты тоже во­е­ва­ли, по­это­му хо­ро­шо по­ни­ма­ли, какая му­зы­ка по­мо­жет людям пе­ре­жить по­те­рю близ­ких на войне.

5)  Ис­пол­не­ние со­на­ты за­вер­ши­лось гром­ки­ми зву­ка­ми ли­тавр и ба­ра­ба­нов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

2
Тип 24 № 9046
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­нии 3 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 5—6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 7—8 вклю­ча­ют опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 27—31 со­дер­жит­ся по­яс­не­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 35.

5)  Пред­ло­же­ния 37—39 со­дер­жат рас­суж­де­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 9047
i

Из пред­ло­же­ний 1—3 вы­пи­ши­те ОДИН фра­зео­ло­гизм.


4
Тип 26 № 9048
i

Среди пред­ло­же­ний 1—5 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д27 C27 № 9050
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.