Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 56519
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–26.

(1)Лю­бовь к морю  — дет­ское чув­ство. (2)Она не ме­ша­ет не­на­ви­деть ку­па­нье. (3)И в этом боль­шой смысл. (4)Мы любим не воду, а ощу­ще­ние сво­бо­ды, ко­то­рое дарят моря. (5)Наш пленённый дух все­гда меч­та­ет о сво­бо­де, хотя мы редко даём себе в этом отчёт. (6)Мало кто за­ду­мы­вал­ся и над тем, что море, вода по­да­ри­ли людям по­ня­тие волны. (7)Волна, на­ка­ты­ва­ю­ща­я­ся век за веком на бе­ре­га, ко­леб­лю­щая ко­раб­ли, на­толк­ну­ла на одну из ос­нов­ных идей се­го­дняш­ней фи­зи­ки  — о вол­но­вой тео­рии света, вол­но­вой сущ­но­сти ве­ще­ства.

(8)Волна по­да­ри­ла и ритм. (9)В ос­но­ве му­зы­ки лежит ритм волн и ритм дви­же­ния све­тил по не­бе­сам. (10)По­то­му му­зы­ка и про­ни­ка­ет в глу­би­ны ми­ро­вой гар­мо­нии даль­ше дру­гих ис­кусств. (11)Сам звук тоже имеет вол­но­вую при­ро­ду. (12)Мед­лен­ный накат волны на от­мель, вальс и ритм би­е­ния че­ло­ве­че­ско­го серд­ца чрез­вы­чай­но близ­ки. (13)По­то­му вальс не­вре­ди­мым пройдёт сквозь джазы.

(14)Ино­гда очень хо­чет­ся услы­шать в море бе­ре­го­вой при­бой. (15)Когда вóлны сутки за сут­ка­ми раз­би­ва­ют­ся за бор­том, за ил­лю­ми­на­то­ром каюты  — это дру­гое. (16)И гро­хот штóрма в от­кры­том оке­а­не – дру­гое. (17)Ничто не может за­ме­нить шум бе­ре­го­во­го на­ка­та. (18)Там, где море встре­ча­ет­ся с землёй, всё осо­бен­но. (19)И люди, жи­ву­щие на бе­ре­гах,  — осо­бен­ные люди. (20)Они пер­вы­ми уви­де­ли, как из пены мор­ской волны, вка­тив­шей­ся на галь­ку, из смеси утрен­не­го воз­ду­ха и влаги ро­ди­лась самая кра­си­вая, неж­ная, жен­ствен­ная жен­щи­на, самый пле­ни­тель­ный образ че­ло­ве­че­ской мечты  — Ве­не­ра. (21)И самую кра­си­вую пла­не­ту на­зва­ли её име­нем. (22)Бо­ги­ня любви и кра­со­ты, по­кро­ви­тель­ни­ца брака, она вышла к нам из пены, и капли мор­ской воды бле­сте­ли на её коже. (23)И так же ис­крит­ся, бли­ста­ет по утрам и ве­че­рам пла­не­та Ве­не­ра. (24)Древ­ние на­зы­ва­ли её ещё Успо­ка­и­ва­ю­щей Море. (25)По­то­му что они ве­ри­ли: кра­со­та сми­ря­ет раз­гул сти­хий. (26)Как обед­не­ло бы че­ло­ве­че­ство без ле­ген­ды о Ве­не­ре! (27)Луч­шие ху­дож­ни­ки ваяли и пи­са­ли её, она да­ри­ла им самое та­ин­ствен­ное на свете  — вдох­но­ве­ние.

(28)И мо­ря­ки при­хо­дят в вол­не­ние, когда из пу­сты­ни рож­да­ет­ся Солн­це. (29)Вос­ход при мяг­кой по­го­де вы­зы­ва­ет же­ла­ние мо­лить­ся на кра­со­ту мира про себя, тихо. (30)Солн­це за­дол­го пре­ду­пре­жда­ет о при­хо­де. (31)Об­ла­ка тру­бят алые и ро­зо­вые сиг­на­лы. (32)Ве­те­рок причёсы­ва­ет волны, вы­рав­ни­ва­ет гре­беш­ки по по­ряд­ку. (33)А штур­ма­ны на всех судах мира суют в кар­ман се­кун­до­мер, от­кры­ва­ют дверь рубки, поёжи­ва­ясь от утрен­не­го хо­ло­да, вы­хо­дят на крыло мо­сти­ка, сти­ра­ют росу со стеклá ком­па­са и на­во­дят пе­лен­га­тор на то место, где вот-вот про­брез­жит пер­вый луч. (34)И ждут... (35)Когда сле­дишь за све­ти­лом в мо­мент вос­хо­да  — от пер­во­го луча, толь­ко тогда по­ни­ма­ешь, с какой ско­ро­стью вер­тит­ся в про­стран­стве Земля.

(36)До сдачи вахты остаётся час.

(37)Сквозь щели в гу­сте­ю­щих об­ла­ках впе­ре­ди по курсу про­би­ва­ют­ся от­дель­ные косые сол­неч­ные лучи, и там, где они упи­ра­ют­ся в море, гре­беш­ки волн снеж­но взблёски­ва­ют. (38)А вб­ли­зи судна волны уже ровно серы.

(39)Далёкие, про­све­чен­ные солн­цем гре­беш­ки ка­жут­ся друж­ны­ми ста­да­ми дель­фи­нов или ко­са­ток.

(40)При­бе­ги­те к нам на ми­нут­ку, дель­фи­ны! (41)Так хо­чет­ся, чтобы рас­ска­зы о вашем уме и че­ло­веч­но­сти оправ­да­лись.

(42)Ред­кий моряк рань­ше вылез бы на па­лу­бу под дождь, ветер, снег, если бы уви­дел стадо дель­фи­нов. (43)Те­перь вы­ска­ки­ва­ют гурь­бой, све­ши­ва­ют го­ло­вы за борт. (44)Весёлые, живые тор­пе­ды несут в себе жиз­не­ра­дост­ность, спор­тив­ное на­стро­е­ние, лу­ка­вое лю­бо­пыт­ство и не­объ­яс­ни­мую ско­рость дви­же­ний.

(45)Вот мне в дет­стве ка­за­лось, что если, от­хо­дя от зер­ка­ла, быст­ро огля­нуть­ся, то уви­дишь в зер­ка­ле свой за­ты­лок. (46)Дель­фи­нам такое уда­лось бы за­про­сто. (47)Лёгкость их ско­ро­сти за­кол­до­вы­ва­ет, как му­зы­ка. (48)Они взле­та­ют над вол­ной, ска­ши­ва­ют на тебя хит­рый и весёлый глаз. (49)Кру­той изгиб изящ­но­го тела, не­по­движ­ные, как кры­лья чайки, плав­ни­ки. (50)Без всплес­ка ухо­дят в воду, не­сут­ся в ней, ви­дишь их от­лич­но с вы­со­ты мо­сти­ка. (51)И воз­ни­ка­ет какое-то вос­тор­жен­ное чув­ство и ра­дость. (52)Как на ми­ро­вом чем­пи­о­на­те по гим­на­сти­ке. (53)А они за­те­ва­ют опас­ную игру  — режут нос судну или не­сут­ся прямо в борт. (54)И в по­след­нюю се­кун­ду тем дви­же­ни­ем, ко­то­рым плов­цы пе­ре­во­ра­чи­ва­ют­ся у стен­ки бас­сей­на, они от­ша­ты­ва­ют­ся от борта. (55)И бо­яз­но, что они не рас­счи­та­ют, уда­рят­ся в сталь, со­рвут­ся под винт.

(56)Дай бог, чтобы мы когда-ни­будь нашли общий язык с этими су­ще­ства­ми. (57)Они знают сек­рет, как жить ве­се­ло и друж­но. (58)И они по­де­лят­ся с нами этим сек­ре­том, обя­за­тель­но по­де­лят­ся.

(59)При­бе­ги­те к нам на ми­нут­ку, дель­фи­ны! (60)По­рез­ви­тесь у борта, по­ка­жи­те над се­ры­ми вол­на­ми весёлые и лу­ка­вые, улы­ба­ю­щи­е­ся рожи; укрась­те стре­ми­тель­ным дви­же­ни­ем по­след­ние ми­ну­ты нашей спо­кой­ной вахты...

(61)Нель­зя за­бы­вать о мгно­ве­ни­ях сча­стья. (62)Они ещё встре­тят­ся на пути.

 

 

 

(По В. В. Ко­нец­ко­му*)

 

* Вик­тор Вик­то­ро­вич Ко­нец­кий (1929–2002)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, ки­но­сце­на­рист.

Из пред­ло­же­ний 42–44 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Вы­де­лим ан­то­ни­мы:

(42)Ред­кий моряк рань­ше вылез бы на па­лу­бу под дождь, ветер, снег, если бы уви­дел стадо дель­фи­нов. (43)Те­перь вы­ска­ки­ва­ют гурь­бой, све­ши­ва­ют го­ло­вы за борт.

 

Ответ: рань­ше те­перь.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 56517
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По мне­нию рас­сказ­чи­ка, в наши дни фи­зи­ку мало ин­те­ре­су­ет древ­ний, как море, во­прос о вол­но­вой сущ­но­сти ве­ще­ства.

2)  Миф о рождённой из мор­ской пены бо­ги­не нашёл от­ра­же­ние в ми­ро­вой куль­ту­ре.

3)  Штур­ма­ну судна вос­ход даёт воз­мож­ность про­ве­рить курс по на­ви­га­ци­он­ным при­бо­рам.

4)  Встре­чи с дель­фи­на­ми и в преж­ние вре­ме­на при­вле­ка­ли при­сталь­ное вни­ма­ние мо­ря­ков и пас­са­жи­ров.

5)  Рас­сказ­чик меч­та­ет уви­деть когда-ни­будь дель­фи­нов, о ко­то­рых он слы­шал не­ма­ло хо­ро­ше­го.


2
Тип 24 № 56518
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1–7 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 15–17 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 14.

3)  Пред­ло­же­ния 31 и 32 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 40, 41 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­нии 60 при­сут­ству­ет опи­са­тель­ный фраг­мент.


3
Тип 25 № 56546
i

Из пред­ло­же­ний 1–6 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


4
Тип 26 № 56520
i

Среди пред­ло­же­ний 8–13 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи на­ре­чия и форм(-ы) слов(-а). На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 56521
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Что может дать че­ло­ве­ку по­зна­ние окру­жа­ю­ще­го мира?».

 

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

 

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.