Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 27 № 57125
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23–27.

(1)Степь без конца и края тя­ну­лась на все концы света, туч­ные дымы по­жа­ров вста­ва­ли на го­ри­зон­те, и толь­ко да­ле­ко-да­ле­ко на во­сто­ке не­обык­но­вен­но чи­стые, ясные, витые об­ла­ка ку­чи­лись в го­лу­бом небе, и не было бы ни­че­го уди­ви­тель­но­го, если бы вы­ле­те­ли из этих об­ла­ков белые ан­ге­лы с се­реб­ря­ны­ми тру­ба­ми.

(2)И вспом­ни­лась Олегу мама с мяг­ки­ми, доб­ры­ми ру­ка­ми...

«(3)...Мама, мама! (4)Я помню руки твои с того мгно­ве­ния, как я стал со­зна­вать себя на свете. (5)За лето их все­гда по­кры­вал загар, он уже не от­хо­дил и к весне  — он был такой ров­ный, толь­ко чуть-чуть тем­нее на жи­лоч­ках. (6)А может быть, они были и гру­бее, руки твои,  — ведь им столь­ко вы­па­ло ра­бо­ты в жизни,  — но они все­гда ка­за­лись мне та­ки­ми неж­ны­ми, и я так любил це­ло­вать их прямо в тёмные жи­лоч­ки.

(7)Да, с того са­мо­го мгно­ве­ния, как я стал со­зна­вать себя, и до по­след­ней ми­ну­ты, когда ты в из­не­мо­же­нии, тихо в по­след­ний раз по­ло­жи­ла мне го­ло­ву на грудь, про­во­жая в тяжёлый путь жизни, я все­гда помню руки твои в ра­бо­те. (8)Я помню, как они сно­ва­ли в мыль­ной пене, сти­рая мои про­стын­ки, когда эти про­стын­ки были ещё так малы, что по­хо­ди­ли на пелёнки, и помню, как ты в ту­луп­чи­ке, зимой, несла вёдра на ко­ро­мыс­ле, по­ло­жив спе­ре­ди на ко­ро­мыс­ло ма­лень­кую ручку в ру­ка­вич­ке, сама такая ма­лень­кая и пу­ши­стая, как ру­ка­вич­ка. (9)Я вижу твои с чуть утолщёнными су­ста­ва­ми паль­цы на бук­ва­ре, и я по­вто­ряю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба». (10)Я вижу, как силь­ной рукой своею ты под­во­дишь серп под жито, слом­лен­ное жме­нью1 дру­гой руки прямо на серп, вижу не­уло­ви­мое свер­ка­ние серпа и потом это мгно­вен­ное плав­ное, такое жен­ствен­ное дви­же­ние рук и серпа, от­ки­ды­ва­ю­щее ко­ло­сья в пучке так, чтобы не по­ло­мать сжа­тых стеб­лей.

(11)Я помню твои руки, не­сги­ба­ю­щи­е­ся, крас­ные, за­лу­бе­нев­шие от студёной воды в про­ру­би, где ты по­лос­ка­ла бельё, когда мы жили одни,  — ка­за­лось, со­всем одни на свете,  — и помню, как не­за­мет­но могли руки твои вы­нуть за­но­зу из паль­ца у сына и как они мгно­вен­но про­де­ва­ли нитку в игол­ку, когда ты шила и пела  — пела толь­ко для себя и для меня. (12)По­то­му что нет ни­че­го на свете, чего бы не су­ме­ли руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они по­гну­ша­лись! (13)Я видел, как они ме­си­ли глину с ко­ро­вьим помётом, чтобы об­ма­зать хату, и я видел руку твою, вы­гля­ды­ва­ю­щую из шёлка, с коль­цом на паль­це, когда ты под­ня­ла ста­кан с крас­ным мол­да­ван­ским вином. (14)А с какой по­кор­ной неж­но­стью пол­ная и белая выше локтя рука твоя об­ви­лась во­круг шеи от­чи­ма, когда он, играя с тобой, под­нял тебя на руки,  — от­чи­ма, ко­то­ро­го ты на­учи­ла лю­бить меня и ко­то­ро­го я чтил, как род­но­го, уже за одно то, что ты лю­би­ла его.

(15)Но боль­ше всего, на веки веч­ные за­пом­нил я, как нежно гла­ди­ли они, руки твои, чуть шер­ша­вые и такие тёплые и про­хлад­ные, как они гла­ди­ли мои во­ло­сы, и шею, и грудь, когда я в по­лу­со­зна­нии лежал в по­сте­ли. (16)И когда бы я ни от­крыл глаза, ты была все­гда возле меня, и ноч­ник горел в ком­на­те, и ты гля­де­ла на меня сво­и­ми за­пав­ши­ми очами, будто из тьмы, сама вся тихая и свет­лая, будто в ризах. (17)Я целую чи­стые, свя­тые руки твои!

(18)Ты про­во­ди­ла на войну сы­но­вей,  — если не ты, так дру­гая, такая же, как ты,  — иных ты уже не дождёшься во­ве­ки, а если эта чаша ми­но­ва­ла тебя, так она не ми­но­ва­ла дру­гую, такую же, как ты. (19)Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одеж­да на теле, и если стоят скир­ды2 на поле, и бегут по рель­сам поездá, и вишни цве­тут в саду, и пламя бу­шу­ет в домне3, и чья-то не­зри­мая сила поды­ма­ет воина с земли или с по­сте­ли, когда он за­бо­лел или ранен,  — всё это сде­ла­ли руки ма­те­ри моей  — моей, и его, и его.

(20)Огля­нись же и ты, юноша, мой друг, огля­нись, как я, и скажи, кого ты оби­жал в жизни боль­ше, чем мать,  — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли не­удач, оши­бок и не от на­ше­го ли горя се­де­ют наши ма­те­ри? (21)А ведь придёт час, когда му­чи­тель­ным упрёком серд­цу обернётся всё это у ма­те­рин­ской мо­ги­лы.

(22)Мама, мама!.. (23)Про­сти меня, по­то­му что ты одна, толь­ко ты одна на свете мо­жешь про­щать, по­ло­жи на го­ло­ву руки, как в дет­стве, и про­сти...»

(24)Такие мысли и чув­ства тес­ни­лись в душе Олега. (25)Он уже не мог за­быть того, что мать его оста­лась в не­мец­кой ок­ку­па­ции и ба­буш­ка Вера, «по­дру­га дней моих су­ро­вых», ко­то­рая тоже была мамой, мамой его ма­те­ри и дяди Коли, тоже оста­лась там.

(26)И лицо Олега стало серьёзным, не­по­движ­ным, боль­шие глаза в тёмно-зо­ло­ти­стых рес­ни­цах за­во­лок­лись влаж­ной пе­ле­ной. (27)Он сидел, ссу­ту­лив­шись, све­сив ноги, сце­пив длин­ные силь­ные паль­цы боль­ших рук, и рез­кие про­доль­ные мор­щи­ны легли у него на лбу.

 

(По А. А. Фа­де­е­ву*)

*Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Фа­де­ев (1901–1956)  — рус­ский, со­вет­ский пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель, жур­на­лист, во­ен­ный кор­ре­спон­дент.

 

_____

1Жменя  — горсть (нар. -⁠разг.), т. е. ла­донь и паль­цы руки, со­гну­тые так, чтобы ими можно было удер­жать или за­хва­тить, за­черп­нуть что-либо.

2Скирдá  — боль­шой, обыч­но про­дол­го­ва­тый стог сена (со­ло­мы) или сло­жен­ные по осо­бо­му спо­со­бу снопы хлеба для хра­не­ния под от­кры­тым небом.

3Домна  — шахт­ная печь для вы­плав­ки чу­гу­на.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «В чём за­клю­ча­ет­ся цен­ность труда ма­те­ри?».

 

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

 

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ав­тор­ская по­зи­ция по про­бле­ме:

Труд ма­те­ри  — не­устан­ная, еже­ми­нут­ная за­бо­та о ребёнке, ко­то­рую не видно и труд­но оце­нить со сто­ро­ны. И всё же имен­но этот труд лежит в ос­но­ве при­выч­но­го и пра­виль­но­го хода жизни от­дель­но­го че­ло­ве­ка и об­ще­ства в целом.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 27Баллы
IСо­дер­жа­ние со­чи­не­ния
К1От­ра­же­ние по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на или сфор­му­ли­ро­ва­на
не­вер­но.
Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К2 и К3 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К2Ком­мен­та­рий к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ве­де­но 2 при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций. Ука­за­на смыс­ло­вая связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми. Дано по­яс­не­ние к ней.

3
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ве­де­но 2 при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций. Смыс­ло­вая связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми не ука­за­на, или не дано её по­яс­не­ние, или дано не­вер­ное по­яс­не­ние

2
 

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.
При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ный для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к этому при­ме­ру-ил­лю­стра­ции

1
 

При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста,
важ­ный для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, но по­яс­не­ние
к нему от­сут­ству­ет.
ИЛИ
Ни од­но­го при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста,
важ­но­го для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, не при­ве­де­но.
ИЛИ
По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста про­ком­мен­ти­ро­ва­на без опоры на ис­ход­ный
текст.
ИЛИ
Вме­сто ком­мен­та­рия дан про­стой пе­ре­сказ ис­ход­но­го тек­ста.
ИЛИ
Вме­сто ком­мен­та­рия про­ци­ти­ро­ван боль­шой фраг­мент
ис­ход­но­го тек­ста.
ИЛИ
По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста не про­ком­мен­ти­ро­ва­на.
Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию
1. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии по­зи­ции
ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го
тек­ста привёл при­мер-ил­лю­стра­цию, но не по­яс­нил его,
то такой при­мер-ил­лю­стра­ция не за­счи­ты­ва­ет­ся.
2. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии по­зи­ции
ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го
тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, то дан­ная ошиб­ка
учи­ты­ва­ет­ся при оце­ни­ва­нии ра­бо­ты по кри­те­рию
«Фак­ти­че­ская точ­ность речи» (К4)

0
К3Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста
 

Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но
и обос­но­ва­но. При­ведён при­мер-ар­гу­мент

2
 

Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но
и обос­но­ва­но. При­мер-ар­гу­мент не при­ведён.
ИЛИ
При­ведён при­мер-ар­гу­мент, но соб­ствен­ное от­но­ше­ние
к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме
ис­ход­но­го тек­ста за­яв­ле­но фор­маль­но (на­при­мер,
«Я со­гла­сен / не со­гла­сен с ав­то­ром»).

1
 Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста за­яв­ле­но лишь
фор­маль­но (на­при­мер, «Я со­гла­сен / не со­гла­сен с ав­то­ром»).
ИЛИ
Соб­ствен­ное от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка)
по ука­зан­ной про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­но
и не обос­но­ва­но. При­мер-ар­гу­мент не при­ведён.
ИЛИ
Фор­му­ли­ров­ка и (или) обос­но­ва­ние соб­ствен­но­го от­но­ше­ния
к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) не со­от­вет­ству­ют ука­зан­ной
про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.
Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию
1. Ис­точ­ни­ком для при­ме­ра-ар­гу­мен­та слу­жит
чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный
опыт.
2. Не при­ни­ма­ют­ся в ка­че­стве со­дер­жа­тель­ной ос­но­вы
для при­ме­ра-ар­гу­мен­та ко­микс, аниме, манга, фан­фик,
гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра
0
IIРе­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния
К4Фак­ти­че­ская точ­ность речи
 Фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют 1
 До­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка или более0
К5Ло­гич­ность речи
 

Ло­ги­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2
 

До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка

1
 

До­пу­ще­но две ло­ги­че­ские ошиб­ки или более

0
К6Со­блю­де­ние эти­че­ских норм
 

Эти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

1
 В ра­бо­те при­во­дят­ся при­ме­ры экс­тре­мист­ских и/или иных
за­прещённых к про­из­вод­ству и рас­про­стра­не­нию среди
не­со­вер­шен­но­лет­них ма­те­ри­а­лов / со­ци­аль­но не­при­ем­ле­мо­го
по­ве­де­ния людей / име­ют­ся вы­ска­зы­ва­ния, на­ру­ша­ю­щие
за­ко­но­да­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (про­па­ган­да
фа­шиз­ма, ан­ти­го­су­дар­ствен­ных идей, не­тра­ди­ци­он­ных
цен­но­стей, упо­треб­ле­ние не­цен­зур­ной брани, ино­стран­ных
слов, име­ю­щих об­ще­упо­тре­би­тель­ные ана­ло­ги в рус­ском
языке и не со­дер­жа­щих­ся в нор­ма­тив­ных сло­ва­рях, и т.д.)
0
IIIГра­мот­ность со­чи­не­ния
К7Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
 

Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет

3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
 Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
 Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­но три-че­ты­ре ошиб­ки1
 До­пу­ще­но пять оши­бок или более0
К10Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
 Ре­че­вых оши­бок нет3
 До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки2
 До­пу­ще­но три-че­ты­ре1
 До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
  
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов за вы­пол­не­ние за­да­ния 27 (К1–К10) 22

 

При оцен­ке гра­мот­но­сти (К7–К10) сле­ду­ет учи­ты­вать объём со­чи­не­ния*.

Ука­зан­ные в таб­ли­це нормы оце­ни­ва­ния раз­ра­бо­та­ны для со­чи­не­ния объёмом 150 и более слов**.

Если в со­чи­не­нии 69 и менее слов, то такая ра­бо­та не за­счи­ты­ва­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов, за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным.

При оцен­ке со­чи­не­ния объёмом от 70 до 149 слов ко­ли­че­ство до­пу­сти­мых оши­бок четырёх видов (К7–К10) умень­ша­ет­ся.

Два балла по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет;

К8 — пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет;

К9 — грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет;

К10 — ре­че­вых оши­бок нет.

Один балл по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К8 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К9 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К10 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок.

Выс­ший балл по кри­те­ри­ям К7–К10 за ра­бо­ту объёмом от 70 до 149 слов не ста­вит­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та по всем ас­пек­там про­вер­ки (К1−К10) оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов. Если в ра­бо­те, пред­став­ля­ю­щей собой пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст, со­дер­жат­ся фраг­мен­ты тек­ста эк­за­ме­ну­е­мо­го, то при про­вер­ке учи­ты­ва­ет­ся толь­ко то ко­ли­че­ство слов, ко­то­рое при­над­ле­жит эк­за­ме­ну­е­мо­му.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

___________________

* При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов» — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если со­чи­не­ние со­дер­жит ча­стич­но или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный эк­за­ме­ну­е­мым текст ре­цен­зии за­да­ния 26 и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста, то объём такой ра­бо­ты опре­де­ля­ет­ся без учёта тек­ста ре­цен­зии и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
1
Тип 23 № 57088
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Во время пу­те­ше­ствия по стра­не Олег уви­дел спус­ка­ю­щих­ся на землю с небес ан­ге­лов.

2)  Мать сама обу­ча­ла Олега чте­нию.

3)  Герой вырос в сель­ской мест­но­сти, где фи­зи­че­ский труд был еже­днев­ной не­об­хо­ди­мо­стью.

4)  Олег сразу не­взлю­бил от­чи­ма, раз­ру­шив­ше­го идил­лию их с ма­те­рью ма­лень­кой семьи.

5)  Труд жен­щин, ма­те­рей под­дер­жи­ва­ет при­выч­ный жиз­нен­ный уклад и во время войны.


2
Тип 24 № 57089
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 1 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 8–10 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 7.

3)  В пред­ло­же­нии 11 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия.

4)  Пред­ло­же­ния 13 и 14 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 20, 21 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.


3
Тип 25 № 57090
i

Из пред­ло­же­ний 5, 6 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


4
Тип 26 № 57091
i

Среди пред­ло­же­ний 2–6 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 57092
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме, по­став­лен­ной в ис­ход­ном тек­сте: «В чём про­яв­ля­ет­ся сила ма­те­рин­ской любви?».

 

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме. Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

 

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.