Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 58087
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Б)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова

Г)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Об­на­ру­жив до­бы­чу, сова хва­та­ет её вы­тя­ну­ты­ми вперёд ла­па­ми с длин­ны­ми, кри­вы­ми и ост­ры­ми ког­тя­ми.

2)  На­зва­ние «Ти­та­ник» от­сы­ла­ет к ти­та­нам  — ми­фи­че­ским су­ще­ствам, про­ти­во­по­ста­вив­ших себя гре­че­ским богам, всту­пив­ших с ними в схват­ку и про­иг­рав­ших.

3)  А. П. Чехов много пу­те­ше­ство­вал: ездил по южным гу­бер­ни­ям, в Крым, на Кав­каз, ост­ров Са­ха­лин.

4)  В Школе-ком­му­не имени До­сто­ев­ско­го ра­бо­та­ли пре­дан­ные к сво­е­му делу пе­да­го­ги.

5)  Герой рас­ска­за «Кру­жев­ни­цы Насти» по­вест­ву­ет о глу­бо­ких чув­ствах де­вуш­ки, влю­бив­шей­ся в ху­дож­ни­ка Ба­ла­шо­ва.

6)  Мол­ча­лин не столь­ко увлечён Со­фи­ей, сколь­ко оза­бо­чен про­дви­же­ни­ем по служ­бе бла­го­да­ря про­тек­ции её отца.

7)  Ра­бо­тая вдвоём, у Ильфа и Пет­ро­ва по­лу­чи­лось на­пи­сать роман о по­хож­де­ни­ях оба­я­тель­но­го жу­ли­ка.

8)  Герои книги А. Гай­да­ра до­ро­жат и ценят друж­бу.

9)  Ра­бо­тая над об­ра­зом Жег­ло­ва, Вла­ди­мир Вы­соц­кий рас­спра­ши­вал опыт­ных сы­щи­ков об их ра­бо­те, вы­яс­нял каж­дую ме­лочь.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим со­от­вет­ствия.

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем в пред­ло­же­нии 5 за­клю­ча­ет­ся в том, что на­зва­ние рас­ска­за стоит не в име­ни­тель­ном па­де­же. Ис­пра­вим пред­ло­же­ние:

Герой рас­ска­за «Кру­жев­ни­ца Настя» по­вест­ву­ет о глу­бо­ких чув­ствах де­вуш­ки, влю­бив­шей­ся в ху­дож­ни­ка Ба­ла­шо­ва.

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 7 за­клю­ча­ет­ся в том, что де­е­при­част­ный обо­рот упо­треблён в без­лич­ном пред­ло­же­нии, а это не­до­пу­сти­мо. Пе­ре­стро­им пред­ло­же­ние, к при­ме­ру, так:

Ра­бо­тая вдвоём, Ильф и Пет­ров смог­ли на­пи­сать роман о по­хож­де­ни­ях оба­я­тель­но­го жу­ли­ка.

В)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной (пред­лож­но-па­деж­ной) формы управ­ля­е­мо­го слова в пред­ло­же­нии 4 за­клю­ча­ет­ся в том, что слово «пре­дан­ный» тре­бу­ет до­пол­не­ния (чему?) без пред­ло­га. Ис­пра­вим пред­ло­же­ние:

В Школе-ком­му­не имени До­сто­ев­ско­го ра­бо­та­ли пре­дан­ные сво­е­му делу пе­да­го­ги.

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 2 за­клю­ча­ет­ся в том, что при­ча­стия в при­част­ных обо­ро­тах не со­гла­со­ва­ны с глав­ным сло­вом «су­ще­ствам», они долж­ны от­ве­чать на во­прос «каким». Ис­пра­вим окон­ча­ния.

На­зва­ние «Ти­та­ник» от­сы­ла­ет к ти­та­нам  — ми­фи­че­ским су­ще­ствам, про­ти­во­по­ста­вившим себя гре­че­ским богам, всту­пившим с ними в схват­ку и про­иг­равшим.

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми в пред­ло­же­нии 8 за­клю­ча­ет­ся в том, что од­но­род­ные ска­зу­е­мые имеют одно общее до­пол­не­ние, но грам­ма­ти­че­ски пер­вое ска­зу­е­мое не имеет связи с до­пол­не­ни­ем (до­ро­жат друж­бу). Из­ме­ним пред­ло­же­ние, убрав общее до­пол­не­ние.

Герои книги А. Гай­да­ра до­ро­жат друж­бой и ценят её

 

Оши­бок нет в пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 1, 3, 6, 9.

 

AБВГД
57428
Источник: Проб­ный эк­за­мен Москва, 18.03.2025
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 8 ЕГЭ. Син­так­си­че­ские нормы

В пра­вой ко­лон­ке да­ет­ся 9 пред­ло­же­ний. В левой ко­лон­ке 5 типов грам­ма­ти­че­ских оши­бок. Каж­до­му виду оши­бок левой ко­лон­ки со­от­вет­ству­ет 1 пред­ло­же­ние из пра­вой ко­лон­ки. Таким об­ра­зом, из 9-ти при­ведённых пред­ло­же­ний 5 будут со­дер­жать грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, а 4 пред­ло­же­ния будут пра­виль­ны­ми.

 

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка?

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки де­лят­ся на мор­фо­ло­ги­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и син­так­си­че­ские. Сле­до­ва­тель­но, в за­да­ни­ях не может быть оши­бок−ор­фо­грамм и пунк­то­грамм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово, это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (над­сме­хать­ся, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова, это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (ди­рек­то­ры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 7.

И толь­ко ошиб­ки син­так­си­че­ские про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 8. Син­так­си­че­ские — зна­чит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в син­так­си­се.

Уча­щи­е­ся долж­ны уметь ви­деть — опре­де­лять 10 типов оши­бок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских оши­бок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗА­ДА­НИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть при­ча­стие/де­е­при­ча­стие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет ав­то­ма­ти­че­ски, что ошиб­ка най­де­на. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и де­е­при­ча­стие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но пра­виль­ным. А может — в нём будет ошиб­ка. По­это­му уга­дать не по­лу­чит­ся.

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние в ре­жи­ме те­сти­ро­ва­ния. От­кры­вай­те за­да­ния с по­яс­не­ни­ем. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии при­ме­ра. Если есть не­об­хо­ди­мость, от­крой­те ссыл­ку на ПРА­ВИ­ЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Вы­учи­те пра­ви­ло на один тип, а толь­ко потом пе­ре­хо­ди­те к дру­го­му.