Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Есть в человеческом характере такая черта — с удовольствием вспоминать прошлые трудности, тобой преодолённые. (2)Это всегда приятно. (3)Пребывание в армии стало делом нашей чести, так же как для прежних молодых поколений участие в Гражданской войне, в строительстве Комсомольска и Магнитки, в покорении Арктики, а для нынешнего — в освоении целины и земель Сибири, хотя мне кажется не совсем точным сравнение мирных строек с передним краем: это всё-таки слишком разные вещи.
(4)Верно говорят, что характер моего поколения был сформирован армией военной поры. (5)Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадает в надёжные и умелые руки. (6)Мы были подготовлены к этому ещё всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и Гражданской войны, перешедшими к нам от старших.
(7)Мы пришли в армию — наши кости ещё не окрепли, не затвердели мускулы, мы ещё росли. (8)Когда после нас осматривали новые медицинские комиссии, или, как тогда говорили, «перекомиссии», оказалось, что многие из нас прибавили в росте по нескольку сантиметров. (9)А как выросли наши души и характеры!
(10)Армия многому научила нас. (11)Это были, в свою очередь, наши университеты. (12)Одних она приобщила к технике — к танку, пушке, самолёту; других научила владеть топором, пилой и лопатой. (13)А близость к природе, к земле, на которой лежишь, по которой идёшь, которую копаешь! (14)Армия научила нас мужской дружбе — мы знали, пожалуй, только детскую. (15)Мы ушли юношами, а вернулись мужами. (16)Скольких обрели мы новых друзей и скольких из них потеряли, чтобы не забыть никогда!
(17)А разве можно забыть геройство гвардейских дивизий, железную дисциплину военных училищ или запасные полки, рвущиеся на фронт из каких-нибудь далёких тыловых лагерей. (18)Разве забудешь безмолвный Донбасс сорок третьего года, разбитые города Белоруссии и знаменитый Бобруйский котёл, где на много километров сплошным навалом, друг на друге — искорёженные немецкие танки, орудия, бронетранспортёры, машины. (19)Армейская жизнь была суровой, но сколько в ней было неожиданного тепла! (20)Я служил ещё по первому году, когда однажды к нашей землянке подошёл сержант из соседней роты и спросил: «Помкомвзвода дома?» (21)Этот вопрос потряс меня. (22)То есть как дома? (23)Дом далеко отсюда. (24)Разве здесь дом? (25)А спустя несколько месяцев я и сам говорил так.
(26)Столь же удивительным казался мне вопрос комбата к старшинам: «Покормили людей?» (27)Чего, мол, их кормить? (28)Сами поедят, только дай! (29)Или: «Первая рота покушала? (30)Вторая рота покушала?..» (31)Это слово «покушала» (не «поела») казалось нарочитым, пока я не почувствовал, что оно имеет особый оттенок — не слащаво-городской, а уважительно-деревенский: покушала. (32)Мы были очень, очень молоды. (33)Когда я смотрю на семнадцатилетних мальчиков, то думаю: «Неужели мы были такими? (34)Если на них нагрузить всё, что было на нас, да чтоб они прошли столько, сколько мы, пусть вполовину меньше, — они же не выдержат! (35)А может быть, это только кажется?..»
(36)По натуре своей мы действительно мирные люди. (37)Я никогда не встречал человека, который хотел бы сражений. (38)Но если враг нападёт на нас, мы будем воевать. (39)Это будет главным, и нам не придётся раздумывать...
(40)В жизни каждого юноши наступает момент, когда необходим качественный скачок. (41)Мы перешли в новое качество, надев красноармейские шинели. (42)Мне жаль тех людей моего поколения, кто не служил в армии рядовым. (43)Иногда, собравшись с друзьями, мы под настроение, к месту, начинаем рассказывать о своей службе, о военной поре;
мы увлекаемся, перебиваем друг друга и самих себя, перескакиваем с одного на другое. (44)А те, кто не был там, тоже слушают с интересом. (45)И как это ни странно, менее других фигурируют здесь так называемые боевые эпизоды. (46)Нет, это истории скорее познавательного характера, забавные и грустные, — о себе и встреченных тобой людях, истории, ограниченные рамками времени и обстановки. (47)И едва ли не главное в них — это множество ярких деталей, подробностей, которые, если не вспоминать их, постепенно выветриваются из нашей памяти, заменяясь другими.
(По К.Я. Ваншенкину)
* Константин Яковлевич Ваншенкин (1925–2012)) — советский и российский писатель и поэт.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Служба в армии научила рассказчика ценить настоящую мужскую дружбу, крепко любить родную землю.
2) Служба в армии — это дело чести; армия может научить многому.
3) Рассказчик считает, что участникам освоения целины или земель Сибири было так же трудно, как и тем, кто служил в армии.
4) Армейская жизнь в военную пору для многих молодых людей протекала легко; они знали, что боевые командиры всегда позаботятся о них.
5) По мнению рассказчика, люди, прошедшие службу в армии в годы войны, увлечённо рассказывают о той поре их жизни, вспоминая яркие истории из неё.
ИЛИ
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Служба в армии научила рассказчика ценить настоящую мужскую дружбу, крепко любить родную землю.
2) Служба в армии — это дело чести; армия может научить многому.
3) Рассказчик считает, что участникам освоения целины или земель Сибири было так же трудно, как и тем, кто служил в армии.
4) Армейская жизнь в военную пору для многих молодых людей протекала легко; они знали, что боевые командиры всегда позаботятся о них.
5) По мнению рассказчика, люди, прошедшие службу в армии в годы войны, увлечённо рассказывают о той поре их жизни, вспоминая яркие истории из неё.
Найдём верные утверждения.
1) Служба в армии научила рассказчика ценить настоящую мужскую дружбу, крепко любить родную землю.
Соответствует.
Про мужскую дружбу: «(14)Армия научила нас мужской дружбе — мы знали, пожалуй, только детскую».
Про родную землю: «(13)А близость к природе, к земле, на которой лежишь, по которой идёшь, которую копаешь!» (Это выражает глубокую связь с землёй, которая формируется через армейский опыт).
2) Служба в армии —это дело чести; армия может научить многому.
Соответствует.
Про дело чести: «(3)Пребывание в армии стало делом нашей чести...»
Про то, что армия многому научила: «(10)Армия многому научила нас. (11)Это были, в свою очередь, наши университеты».
3) Рассказчик считает, что участникам освоения целины или земель Сибири было так же трудно, как и тем, кто служил в армии.
Не соответствует.
В предложении (3) прямо сказано: «...хотя мне кажется не совсем точным сравнение мирных строек с передним краем: это всё-таки слишком разные вещи». Рассказчик прямо утверждает, что это разные по степени трудности вещи.
4) Армейская жизнь в военную пору для многих молодых людей протекала легко; они знали, что боевые командиры всегда позаботятся о них.
Не соответствует.
Про то, что жизнь была лёгкой: «(19)Армейская жизнь была суровой...» — это прямо противоположно утверждению.
Про заботу командиров: Хотя автор и отмечает «неожиданное тепло» и «уважительно-деревенское» отношение к солдатам («Покормили людей?», «покушала»), это не значит, что жизнь протекала легко или что они всегда знали о безусловной заботе. Это были отдельные проявления человечности в суровой обстановке.
5) По мнению рассказчика, люди, прошедшие службу в армии в годы войны, увлечённо рассказывают о той поре их жизни, вспоминая яркие истории из неё.
Соответствует.
Про увлечённое рассказывание: «(43)Иногда, собравшись с друзьями, мы под настроение, к месту, начинаем рассказывать о своей службе, о военной поре; мы увлекаемся, перебиваем друг друга и самих себя, перескакиваем с одного на другое».
Про яркие истории/детали: «(46)Нет, это истории скорее познавательного характера, забавные и грустные... (47)И едва ли не главное в них — это множество ярких деталей, подробностей...»
Ответ: 125.
ИЛИ
Найдём утверждения, которые не соответствуют тексту.
1) Служба в армии научила рассказчика ценить настоящую мужскую дружбу, крепко любить родную землю.
Соответствует.
Про мужскую дружбу: «(14)Армия научила нас мужской дружбе — мы знали, пожалуй, только детскую».
Про родную землю: «(13)А близость к природе, к земле, на которой лежишь, по которой идёшь, которую копаешь!» (Это выражает глубокую связь с землёй, которая формируется через армейский опыт).
2) Служба в армии —это дело чести; армия может научить многому.
Соответствует.
Про дело чести: «(3)Пребывание в армии стало делом нашей чести...»
Про то, что армия многому научила: «(10)Армия многому научила нас. (11)Это были, в свою очередь, наши университеты».
3) Рассказчик считает, что участникам освоения целины или земель Сибири было так же трудно, как и тем, кто служил в армии.
Не соответствует.
В предложении (3) прямо сказано: «...хотя мне кажется не совсем точным сравнение мирных строек с передним краем: это всё-таки слишком разные вещи». Рассказчик прямо утверждает, что это разные по степени трудности вещи.
4) Армейская жизнь в военную пору для многих молодых людей протекала легко; они знали, что боевые командиры всегда позаботятся о них.
Не соответствует.
Про то, что жизнь была лёгкой: «(19)Армейская жизнь была суровой...» — это прямо противоположно утверждению.
Про заботу командиров: Хотя автор и отмечает «неожиданное тепло» и «уважительно-деревенское» отношение к солдатам («Покормили людей?», «покушала»), это не значит, что жизнь протекала легко или что они всегда знали о безусловной заботе. Это были отдельные проявления человечности в суровой обстановке.
5) По мнению рассказчика, люди, прошедшие службу в армии в годы войны, увлечённо рассказывают о той поре их жизни, вспоминая яркие истории из неё.
Соответствует.
Про увлечённое рассказывание: «(43)Иногда, собравшись с друзьями, мы под настроение, к месту, начинаем рассказывать о своей службе, о военной поре; мы увлекаемся, перебиваем друг друга и самих себя, перескакиваем с одного на другое».
Про яркие истории/детали: «(46)Нет, это истории скорее познавательного характера, забавные и грустные... (47)И едва ли не главное в них — это множество ярких деталей, подробностей...»
Ответ: 34.






