Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 8845
i

(1)Скажу «Таня»  — и рас­пахнётся что-то... (2)Слов­но от­кро­ешь утром плот­ные шторы  — и свет ворвётся в дом.

 

(3)С Таней мы зна­ко­мы с дет­ско­го са­ди­ка: ещё со­всем кро­ха­ми хо­ди­ли в одну груп­пу. (4)Но там я её не помню, а пер­вое вос­по­ми­на­ние такое. (5)Мы с папой гу­ля­ли в парке, и вдруг я услы­шал прон­зи­тель­ный, яркий крик: кто-то звал меня. (6)Ока­зы­ва­ет­ся, это какая-то дев­чон­ка меня окли­ка­ла.

 

(7)Впер­вые меня так ра­дост­но звали. (8)Она ма­ха­ла рукой и даже слег­ка под­пры­ги­ва­ла от ра­до­сти, дер­жась за руку сво­е­го папы.

 

(9)Мой отец ска­зал:

— Да это же Таня, ты с ней вме­сте в садик ходил!

 

(10)По­ду­ма­ешь, важ­ность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снис­хож­де­нии к дев­чон­кам мне по­ка­за­лась такая ра­дость не­при­лич­ной. (13)Хотя, ко­неч­но, и при­ят­но...

— (14)Это он стес­ня­ет­ся,  — гром­ко ска­зал мой папа, оправ­ды­вая мою сдер­жан­ность.

 

(15)С тех пор живёт в душе острое и яркое вос­по­ми­на­ние: зной­ное лето, в свер­ка­ю­щих сол­неч­ных лучах горит по­став­лен­ная на про­свет соч­ная изу­мруд­ная листва... (16)По­сре­ди­не аллеи слов­но взле­та­ет дев­чон­ка в зелёном си­я­нии и мне рукою машет.

 

(17)С Таней мы по­па­ли в один класс и про­учи­лись вме­сте де­сять лет.(18)Но так ни разу тол­ком и не по­го­во­ри­ли. (19)Я по­смат­ри­вал на неё с таким чув­ством... (20)Слов­но знал про неё какую-то тайну: вспо­ми­нал, как она меня тогда в парке звала.

 

(21)Таня рас­цве­та­ла. (22)Боль­шие, ясные глаза её сияли дра­го­цен­ным карим цве­том. (23)На щеке, у губы, у неё была ро­дин­ка  — очень милая, какая-то род­ная. (24)Ро­дин­ка  — смеш­ное слово: будто бы Ро­ди­на, толь­ко ма­лень­кая...

 

(25)Таня стала пре­крас­ной гим­наст­кой, за­ни­ма­ла пер­вые места на со­рев­но­ва­ни­ях в нашем го­ро­де. (26)Прав­да, я так ни разу и не удо­су­жил­ся схо­дить на её вы­ступ­ле­ния...

 

(27)Я по­че­му-то сразу за­чис­лил Таню в ка­те­го­рию луч­ших дев­чо­нок: ду­шев­ных, пре­крас­ных, на­де­лил её луч­ши­ми ка­че­ства­ми  — и по­те­рял к ней вся­кий ин­те­рес. (28)В стар­ших клас­сах у меня воз­ник­ли важ­ные за­да­чи: олим­пи­а­ды по ма­те­ма­ти­ке, под­го­тов­ка в ин­сти­тут... (29)Потом я по­сту­пил в ин­сти­тут и на ка­ни­ку­лах встре­чал­ся с од­но­класс­ни­ка­ми, видел Таню и даже как-то на­пи­сал ей пись­мо.

 

(30)В ту встре­чу мы с ней по­че­му-то за­го­во­ри­ли о ли­стьях на де­ре­вьях, и тогда я нашёл сти­хо­тво­ре­ние япон­ско­го поэта о про­жил­ках на ли­стьях, о том, как он с дет­ства любил эти про­жил­ки ри­со­вать и вот те­перь с удив­ле­ни­ем раз­гля­ды­ва­ет их в ста­ро­сти. (31)Мне по­ка­за­лось, что Тане это будет ин­те­рес­но, и я ей это сти­хо­тво­ре­ние пе­ре­пи­сал...

 

(32)Потом я долго не при­ез­жал домой, не видел её, толь­ко слы­шал, что она не вы­хо­дит замуж, а все пред­ло­же­ния от­кло­ня­ет. (33)А потом вышла и ра­бо­та­ет сей­час тре­не­ром по гим­на­сти­ке, ма­лень­ких де­во­чек вос­пи­ты­ва­ет в каком-то тихом го­род­ке.

 

(34)Сей­час я по­че­му-то часто о ней вспо­ми­наю. (35)Од­на­ж­ды учи­тель­ни­ца нам ска­за­ла на класс­ном часе:

— А сей­час перед вами вы­сту­пит чем­пи­он­ка на­ше­го го­ро­да по гим­на­сти­ке...

 

(36)И вы­ско­чи­ла из-за двери Таня в трико и на­ча­ла ку­ро­ле­сить между ря­да­ми: хо­дить ко­ле­сом, де­лать стой­ку на руках, а под конец усе­лась у доски на шпа­гат  — с гордо от­став­лен­ной го­ло­вой. (37)Осан­ка у неё все­гда была пре­крас­ной...

 

(38)А когда за­кон­чи­ла ска­кать, от­ды­ша­лась и за­пе­ла песню  — гром­ко, ясно, вы­со­ким го­ло­сом, об­во­дя всех сво­и­ми дра­го­цен­ны­ми гла­за­ми. (39)Я по­ду­мал: Таня  — на­сто­я­щая кра­са­ви­ца! (40)И отвёл глаза.

(41) По­че­му-то мне ка­за­лось, что это всё Таня де­ла­ет спе­ци­аль­но для меня.

(42) На­вер­ное, я стра­дал тогда ма­ни­ей ве­ли­чия, ведь я за­ни­мал пер­вые места на олим­пи­а­дах по ма­те­ма­ти­ке» (43)Те­перь я знаю, что хо­ро­шие песни от­но­сят­ся очень лично к каж­до­му:

Хоть та земля теп­лей,

А ро­ди­на милей,

Милей  — за­пом­ни, жу­равлёнок, это слово!

 

(44)Таня. (45)Так и оста­лась в дет­стве моём эта свет­лая тайна. (46)По­че­му она кри­ча­ла так ра­дост­но тогда, когда уви­де­ла меня в парке?

 

(По Ю. Не­чи­по­рен­ко *)

* Юрий Дмит­ри­е­вич Не­чи­по­рен­ко (род. в 1956 г.)  — рус­ский про­за­ик, арт-кри­тик, ху­дож­ник, куль­ту­ро­лог.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В дет­стве рас­сказ­чик не по­чув­ство­вал при встре­че с Таней такой же ра­до­сти, какую ис­пы­та­ла она.

2)  Дет­ская встре­ча с Таней оста­ви­ла в душе рас­сказ­чи­ка яркое вос­по­ми­на­ние.

3)  Стес­ни­тель­ность не поз­во­ли­ла рас­сказ­чи­ку уста­но­вить с Таней дру­же­ские от­но­ше­ния.

4)  Рас­сказ­чи­ку ка­за­лось, что на класс­ном часе Таня ис­пол­ня­ла песню лично для него.

5)  Слова песни, ко­то­рую ис­пол­ня­ла Таня, на­пи­сал И. Д. Ша­фе­ран.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ответ под но­ме­ром 1 под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми №10-12.

Ответ под но­ме­ром 2  — пред­ло­же­ни­ем №45.

Ответ под но­ме­ром 4  — пред­ло­же­ни­ем №41.

От­ве­ты под но­ме­ра­ми 3 и 5 не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста.

Ответ:124.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 24 № 8846
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1—2 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 10—12 со­дер­жат рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 15—16 вклю­ча­ют опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 22—23 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 35—36 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

2
Тип 25 № 8847
i

Из пред­ло­же­ний 39—41 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.


3
Тип 26 № 8848
i

Среди пред­ло­же­ний 1—7 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, на­ре­чия и лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8849
i

«Опи­сы­вая одно из самых ярких вос­по­ми­на­ний дет­ства, автор ис­поль­зу­ет изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства  — тропы: (А) _______ («прон­зи­тель­ный, яркий крик» в пред­ло­же­нии 5, «соч­ная изу­мруд­ная листва» в пред­ло­же­нии 15), (Б) _______ («живёт в душе... вос­по­ми­на­ние», «горит... листва» в пред­ло­же­нии 15) и (В) _______ («слов­но взле­та­ет» в пред­ло­же­нии 16). Автор ста­ра­ет­ся наи­бо­лее полно вос­со­здать не­за­бы­ва­е­мый образ де­воч­ки, остав­ший­ся в его па­мя­ти, и с этой целью ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г) _______ (на­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях 25, 36, 38)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  пар­цел­ля­ция

2)  ме­та­фо­ры

3)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

4)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

5)  лек­си­че­ский по­втор

6)  диа­лог

7)  эпи­те­ты

8)  срав­не­ние


5
Тип Д27 C27 № 8850
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.